Смекни!
smekni.com

Субъекты авторского права и их права (стр. 4 из 5)

Другие субъекты авторского права

Как уже говорилось выше, авторское право может перейти к другим (кроме автора) лицам на основании:

а) определенных событий;

б) договора.

Лица, к которым авторские права переходят в результате событий

К лицам, получившим авторские права без договора, в результате событий, относятся:

1) издатели составленных произведений;

2) наследники автора и лиц, получивших авторские права;

3) лица, получившие имущественные права в результате ликвидации юридического лица.

Лица, к которым авторские права перешли по договору

Приобрести (получить) имущественные авторские права по договору могут как юридические лица, так и граждане. Имущественные права могут быть приобретены как у автора, так и у других лиц, владеющих ими на законных основаниях.

Само по себе приобретение имущественных авторских прав не является предпринимательской деятельностью. Предпринимательской деятельностью будет платное распространение произведения.

Приобрести авторские права можно на основании:

1) авторского договора на отчуждение авторских прав;

2) авторского договора на передачу авторских прав;

3) трудового договора, предусматривающего создание служебных произведений.

Лица, получившие авторские права по договору отчуждения

Лицо, получившее имущественные права по договору отчуждения, обладает полученными правами единолично, т.е. никто другой этих прав не имеет. В этом смысле можно говорить, что отчужденные права являются исключительными. Поэтому лицо, получившее имущественные авторские права по договору отчуждения, имеет право запрещать всем другим использовать произведение тем способом, право на которое это лицо приобрело.

Как правило, по договору отчуждения передается максимум прав, хотя могут передаваться только некоторые права. В пределах полученных прав их собственник может:

1) использовать произведение для собственных нужд, не делая его доступным публике;

2) распространять произведение;

3) передавать имущественные права другим лицам; передаваться могут все права или только часть, как «навсегда» (отчуждение), так и на срок.

Лицо, которое приобрело авторские права по договору, так же, как и автор, имеет право проставлять Знак охраны авторского права на каждом экземпляре произведения.

Лица, которые приобрели авторские права по договору отчуждения, могут передавать их по наследству.

Лица, получившие авторские права по договору передачи

По договору передачи имущественных прав можно получить:

1) исключительные имущественные права;

2) неисключительные имущественные права.

Лицо, получившее исключительное имущественное право, является единственным, кто может использовать произведение данным способом в установленных пределах. Такое лицо вправе запрещать всем другим использование произведения.

Лицо, получившее исключительное имущественное право, может:

а) передать полученные им исключительные права;

б) передать неисключительные права одному или нескольким лицам.

Исключительные имущественные права могут быть переданы по наследству (п.1 ст.29 Закона об авторском праве).

Лица, которые приобрели неисключительные имущественные права, в состав которых входит право на их передачу, могут также заключать договоры на передачу неисключительных прав.

Лица, имеющие исключительные и неисключительные имущественные авторские права, могут проставлять на изготовленных ими экземплярах произведения Знак охраны авторского права.

Работодатели

Работодателями являются физические и юридические лица, заключившие с гражданами трудовые или гражданско-правовые договоры на выполнение работ.

В случае если произведение было создано автором в порядке выполнения служебных обязанностей в соответствии со служебным заданием или трудовым договором (контрактом) между ним (автором) и работодателем, исключительное имущественное право на произведение принадлежит работодателю (п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве). Такое произведение называется «служебным произведением» (ст.1 Закона об авторском праве).

При этом Закон об авторском праве допускает, чтобы в трудовом или гражданско-правовом договоре предусматривалось, что исключительное имущественное право принадлежит не работодателю, а работнику. Таким образом, работодатель имеет право использовать произведение любым способом, в том числе распространять его, а также отчуждать имущественные права.

В случае если исключительные имущественные авторские права принадлежат работодателю, на каждом экземпляре произведения проставляется два знака ©: рядом с именем автора и рядом с именем (названием) работодателя.


Понятие авторского вознаграждения

Согласно ст.445 ГК Украины автор имеет право на плату за использование произведения. Такая плата за произведения, охраняемые Законом об авторском праве, называется авторским вознаграждением. Согласно п.5 ст.15 Закона об авторском праве автор или любое лицо, имеющее имущественное право, имеет право требовать выплаты вознаграждения за любое использование произведения. Авторское вознаграждение должно быть выплачено независимо от того, было ли дано разрешение на использование произведения, то есть был ли заключен АД на использование произведения, или произведение было использовано без разрешения автора. В последнем случае стороны могут договориться о размере вознаграждения после факта (события) использования произведения, заключив соглашение о размере вознаграждения, или размер вознаграждения будет определен судом.

Авторское вознаграждение не является формой оплаты труда, так как выплачивается не за выполнение трудовых обязанностей, а за использование продукта творческой деятельности (произведения). Это справедливо и в отношении вознаграждений за создание и использование служебных произведений, так как выплата таких вознаграждений предусмотрена не трудовым законодательством, а законодательством об авторских и смежных правах. Тот факт, что, согласно п.3 ст. 16 Закона об авторском праве, размер авторского вознаграждения «за создание и использование служебного произведения» может устанавливаться трудовым договором (контрактом), не меняет сути правоотношений.

Тем не менее в литературе получило широкое распространение мнение о том, что выплата вознаграждений авторам, работающим на предприятии, является формой оплаты труда, называемой «авторский гонорар». Такой точки зрения придерживаются авторы журналов «Баланс»и «Бухгалтерия». По-видимому, сторонников этой точки зрения сбивает с толку то, что, во-первых, согласно п.3 ст.16 Закона об авторском праве вознаграждение авторам служебных произведений должно выплачиваться не только за «использование» этого произведения работодателем, но и за его «создание», а плата за создание внешне напоминает плату «за работу», а во-вторых, термин «авторский гонорар» используется в Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Минстата от 11.12.1995 г. N 323. До 2004 года действовала указанная Инструкция, а с февраля 2004 года действует Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Минстата Украины от 13.01.2004 г. N 5. И в той, и в другой Инструкциях авторский гонорар штатным работникам редакций газет, журналов, других средств массовой информации, издательств, учреждений искусства и (или) оплата их труда, начисляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения, начисленного на данном предприятии, включается в состав фонда основной заработной платы. Исходя из этого, многие авторы делают вывод, что гонорар — это вид заработной платы. Думается, для такого вывода нет достаточных оснований. Действительно, многие работники искусства и редакций работают по трудовому договору и получают за свою работу, как это и предусмотрено КЗоТ Украины и Законом об оплате труда, заработную плату, которую называют гонораром, несмотря на то, что ни в КЗоТ Украины, ни в Законе об оплате труда этот термин не употребляется. Авторский гонорар — это скорее вид авторского вознаграждения, нежели заработной платы. Так, в Типовом положении о минимальных ставках гонорара авторского вознаграждения за фильм, созданный по госзаказу на киностудиях Украины, утвержденном Постановлением КМУ от 26.09.2001 г. N 1252, под гонораром понимается вознаграждение за произведение, которое использовали при создании фильма: литературный сценарий, музыка, а также вознаграждение кинорежиссеру-постановщику, кинорежиссеру-мультипликатору анимационных и неигровых фильмов, художнику-постановщику за их деятельность по созданию фильма, а под авторским вознаграждением — плата всем этим авторам за передачу прав на использование фильма в целом как аудиовизуального произведения. Таким образом, под авторским гонораром следует понимать вид авторского вознаграждения, которое выплачивается за передачу авторами прав на использование их произведений в аудиовизуальном произведении или в сборном произведении — журнале, сборнике, энциклопедии и др. Не является авторское вознаграждение и платой за выполнение работ (оказание услуг), которые выполняются по гражданско-правовым договорам, например, договору подряда, договору на оказание услуги (консультации, лекции), так как предметом АД на использование произведения является не материальный результат (как при выполнении работ) и не процесс (как при оказании услуг), а имущественное право. При этом автор может заключить договор подряда на создание материального носителя, в котором воплощено произведение, и получить, кроме авторского вознаграждения, еще и дополнительную плату, и, как правило, в таких случаях заключается договор авторского заказа, но автор обязуется воздать произведение и передать, в том числе путем отчуждения, свои (все или часть) имущественные права, которые совмещают в себе и авторское право (право на произведение), и смежное право на исполнение (воплощение) произведения. Такое смежное право имеет в частности лектор, который исполняет свое произведение сам, получая вознаграждение и за исполнение, и за передачу прав на использование устного произведения, если он разрешает создавать во время лекции видеограммы и фонограммы.