Смекни!
smekni.com

Человеческое измерение экологических проблем (стр. 2 из 5)

С другой стороны, и вся человеческая экономика построена на тех же принципах, что и экономика обезьяньего стада:

на предположении о неисчерпаемости (а следовательно, бесплатности) природных ресурсов;

на перераспределении внутри стада или общества результатов живого труда (грабят или облагают налогами в наибольшей степени тех, кто лучше работает).

На простейших примерах нетрудно увидеть, что эти приспособления Человека разумного, не столь давно эффективные, на нынешнем этапе заводят нас в тупик в точном соответствии с законами природы. На языке диалектики это описывается законом отрицания отрицания.

В самых общих чертах цель моей работы - показать, по каким закономерностям природа формировалась миллиарды лет и существовала без участия человека; утвердить окружающих в мысли, что среда, в которой человек обитает, создана прежде всего живыми организмами и продуктами их жизнедеятельности, что сбережение этой среды возможно только при непременном условии сохранения всего разнообразия жизни. Из этого следует, что любые попытки человека и человечества решить свои проблемы существования и выживания в одиночку (без сохранения всего разнообразия жизни), даже самыми современными техническими средствами, однозначна несостоятельны.

Общество и природа - единое целое, но это единство противоречивое. Как заметил В. Гёте, природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Чтобы существовать и развиваться, общество должно сначала возникнуть, природа же существует вечно. Поэтому перед учеными всегда стояла проблема возникновения именно человеческого общества, а не природы и общества. Эта проблема впервые была поставлена на научную основу во второй половине XIX в.

Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию человека; создав теорию естественного отбора; Затем Л. Морган (американский этнограф и историк) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как социального существа. И, наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная деятельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека.

В философской и естественнонаучной литературе того времени можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую.

Натуралисты преувеличивали роль естественного отбора в процессе происхождения человека и становления общества.

Идеалисты же, наоборот, абсолютизировали противоположность природы и общества и не видели их взаимодействия и взаимовлияния.

Проблема получила свое научное разрешение только с позиций диалектико-материалистического подхода как к обществу, так и к окружающей его среде. Сторонники и основатели такого подхода исходили из того, что хотя общество и является специфическим материальным образованием, однако представляет часть природы, высший уровень её развития. История человеческого общества - это продолжение развития природы. Формы и пути прогресса тех или иных стран во многом определялись, а иногда и ограничивались природными условиями, географической и геологической средой.

В связи с вышеизложенным можно так определить природу и общество: природа - это материя, не осознающая своего бытия; общество - это материальное образование, развивающееся до осознания своего бытия, своего становления и прогресса. Оно есть обособившаяся от природы часть материального мира, результат взаимодействия людей.

Неразрывная и естественная связь общества и природы обусловливает единство и различие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества заключается в следующем:

они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью, т.е. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законы развития общества, ни законы природы;

изменение материальных условий влияет на проявление и действие как общественных, так и природных законов.

Существует и известное различие между законами общества и законами природы. Так, природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (например, закон всемирного тяготения), и очень долговременные (законы различия растительного мира). Законы же общества не вечны. Они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного общественного образования, формации.

Законы природы проявляются в действии стихийных бессознательных сил: природа не знает, что она творит. Исторические же законы осуществляются через сознательную деятельность масс людей. Они не могут функционировать сами по себе, без участия человека.

Законы развития общества и законы природы различаются и по своей сложности. Это законы разных уровней движения материи.

Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы общественного развития, но не они определяют сущность общественных явлений и процессов.

Человек в своем развитии подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и биологии. Но сущность его определяется общественными отношениями и только ими, а не особенностями биологического вида. Изменение его общественной природы может отставать, а может, и опережать ход истории в целом.

Рассмотренная научная гипотеза соотношения природы и общества, их единства не единственная, она лишь более обоснованная. Есть и другие подходы: космическое расселение разума - существование множества миров, подобных и не похожих на наш; многообразие форм живой материи, каким-то образом "распределившихся" в бесконечном космосе, и т.д. Всё это гипотезы и предположения, которые со временем могут стать объектом пристального внимания новых научных направлений, школ, а затем превратиться в доказанные теории, более точно и объемно объясняющие окружающий нас мир и нас самих.

Принцип целостности человечества, его возможного постепенного превращения в единый организм с общими целями разделяется сегодня далеко не всеми. Однако без подобного принципа, а также принципа коэволюции (т.е. обоюдной взаимосвязанной эволюции общества и природы) какие-либо рекомендации о сохранении глобальной стабильности лишены всякого смысла. Будучи чрезвычайно сложным и неоднозначным, термин "коэволюция" требует пояснений.

Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факторов, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. В свою очередь, изменение внешних условий существования человека вследствие антропогенных воздействий также должно носить адаптационный характер целенаправленного изменения параметров биосферы. Возможности человека по сравнению с мощью биосферы пока ещё малы, но он своей деятельностью может нарушить ее квазистатическое равновесие, в результате чего биосфера перейдёт в такое состояние, где места человеку уже нет.

Биосфера является чрезвычайно сложной нелинейной системой, состояние равновесия которой зависит от многих параметров. И каждый из этих параметров может допускать критические, бифуркационные значения, переход через которые будет означать начало необратимого процесса перестройки биосферы. А это приведет к совершенно новому ее состоянию квазиравновесия, которое сегодня не известно, равно как и возможность существования рода человеческого в условиях, ему соответствующих.

Биосфера Земли, вероятно, не раз проходила через подобные критические состояния. Подтверждение тому - катастрофические смены флоры и фауны. И очень важно понять, что катастрофические "перестройки" биосферы могут произойти вследствие не грандиозных явлений космического масштаба, а незначительного изменения того или иного параметра биосферы (температуры на 2-3°С!). Все это и породило проблему коэволюции природы и общества.

Содержание понятия "коэволюция" связано с теорией ноосферы, изучающей условия, при которых изменение характеристик биосферы происходит в направлении, содействующем упрочению, расширению области гомеостазиса вида Homosapiens. Подобная интерпретация термина "коэволюция" может стать отправной точкой в изучении проблемы целей общественной жизнедеятельности, поскольку она требует прежде всего изучения влияния антропогенных факторов на параметры биосферы.

Перечень и характер целей должны основываться на знании критических параметров биосферы, неучет которых может привести к необратимым процессам. Необходимо знать, например, допустимые пределы увеличения углекислого газа в атмосфере.

В результате выбросов углекислоты в атмосферу (прежде всего вследствие сжигания углеводородного топлива) увеличивается средняя температура (тепличный эффект), изменяется характер циркуляции атмосферы, и частности зональный перенос влаги, начинается таяние ледников и т.д. Связь этих явлений с их первопричиной - добычей и сжиганием углеродистого топлива - достаточно опосредована. Кроме того, на энергетику биосферы, её температурные показатели, влагообмен оказывают влияние процессы биотической природы, происходящие как на суше, так и в океане. Поэтому оценить допустимые границы развития углеводородной энергетики Можно лишь в результате комплексного системного исследования динамики биосферы.

В качестве альтернативы развитию углевородородной энергетики обычно рассматривают ядерную энергетику, с успехами которой связывают определенные надежды. К оценке воздействия последней на окружающую среду надо также подходить с глобальных позиций, хотя при сегодняшних масштабах развития ядерной энергетики наибольший интерес представляют локальные рассмотрения (например, влияние выбросов теплой воды на изменение экологических условий прилегающих водоемов). Нельзя также забывать и о том, что ядерная энергетика способна оказывать непосредственное влияние и на человека. Увеличение производства радиоактивного углерода может иметь серьезные генетические последствия.