Смекни!
smekni.com

Что такое достопримечательные деревья? (стр. 2 из 2)

Очень важным и в тоже время сложным вопросом является охрана достопримечательных деревьев. В разных странах мира к этому вопросу подходят по-своему. Хотя проявляется четкая тенденция - высокоразвитые страны большое внимание уделяют охране вековых, священных и мемориальных деревьев. Так, например, в Великобритании к середине 70-х годов 20 века было заповедано 17 000 вековых деревьев, в Польше на 1993 год заповедано около 20 000 многовековых деревьев. В тоже время на территории Украины по данным 1986 года было взято под охрану всего около 370 деревьев [3].

Хотя территория Украины является благодатной почвой для выявления вековых и мемориальных деревьев, государственные природоохранные структуры, общественные и научные организации практически ничего не делают для охраны таких деревьев. Как-то так сложилось в нашем экологическом мышлении, что важнее охранять участки целинной степи, чем одинокие деревья. А ведь их ценность почти одинакова! Надо отдать должное такой мощной украинской природоохранной общественной организации, как Киевский эколого-культурный центр. Работники КЭКЦ одной из задач своей активной работы поставили выявление и охрану вековых деревьев на территории Украины. Так, только в городе Киеве за последнее время при содействии Киевского эколого-культурного центра заповедано 11 вековых деревьев. Ими же в 1994-1996 годах был составлен "Кадастр вековых, мемориальных и других выдающихся деревьев г. Киева", куда внесено 33 дерева. Это серьезный пример для подражания всем общественным природоохранным организациям из других регионов нашей страны.

Одно дело - пробиться сквозь чиновничий барьер и добиться официального заповедания дерева, а совсем другое дело реально охранять это дерево. Здесь на помощь природоохранникам может прийти местное население. Ведь масштабным уничтожением природы занимается не политики, чиновники и ученые, а население региона. Следовательно, и продуктивной охраной природной среды тоже сможет заниматься только само население. Поэтому основным упором в работе всех приверженцев природоохраны должно быть развитие, восстановление и закрепление экологического мышления простых людей.

Одним из этапов увеличение "экологичности" общества может являться возрождение и поддержание культа деревьев, что будет выступать действенным механизмом в их охране. Для этого природоохранным организациям необходимо развивать и популяризировать мотивы поклонения деревьям, что особенно продуктивно может выражаться через почитание мемориальных деревьев и деревьев-долгожителей. По этому поводу до сих пор актуально звучат слова известного ученого академика П. А. Тутковского: "Культ деревьев, почитание лесов когда-то жили в крови славян и не совсем исчезли из нее сейчас, остается только переделать его в разумную форму и возродить его как сознательную опеку дерева" [35].

Приятно, что в некоторых странах СНГ понимают важность вопроса охраны священных деревьев и некоторые официальные лица. Так, в докладе Министра лесного хозяйства Республики Беларусь от 14.05.98 по случаю 200-летия лесного хозяйства Беларуси, прозвучали такие слова: "Видимо настало время, когда в рамках христианства не грех возродить народные традиции природопоклонничества, любви не только к ближнему, а и к окружающей родной природе, чтобы люди стали друзьями леса". А в Чувашии, в законе "Об особо охраняемых природных территориях и объектах в Чувашской республике" даже введена специальная категория священные природные объекты, куда вошли святые рощи и отдельные деревья.

Есть два подхода к привлечению внимания к вековому дереву со стороны населения. Первый - когда дерево непосредственно связывается с религиозным культом. В этом случае представитель местного культа (христианский священник, мусульманский мулла и др.) может провести освящение дерева. Такое дерево можно связать с каким-либо культовым событием или сооружением. Освящение проводится при стечении местной религиозной общины, на которую возлагается охрана освященного дерева. Пример такого освящения дерева и его последующей народной охраны имеется в практике Киевского эколого-культурного центра. В марте 1994 года по просьбе КЭКЦа настоятелем Троицкой церкви в Киеве был освящен 350-летний каштан возле церкви, который ныне пользуется большим почитанием у ее прихожан. К сожалению, большинство священников очень тяжело дают согласие на подобные мероприятия. Они ничего не имеют против процесса освящения дерева, который не запрещается христианством, но все ж, как ко всему новому и непривычному, относятся к этой идее с осторожностью.

Второй подход привлечения народного внимания к дереву - это его мемориализация. То есть дерево связывается именем какого-либо почитаемого в данной местности человека, либо является свидетелем важного исторического события. Таких деревьев много, но часто люди забывают о том, что они - живые памятники истории народа. В случае, если найден прецедент для связи дерева с известной личностью или событием, необходимо как можно шире разрекламировать среди населения эту связь, указать на важность личности (события) для региона, объяснить, что дерево является единственным живым свидетелем давно минувших лет и провести массовую акцию по придания дереву названия, связанного с именем человека либо исторического события. Такое дерево сможет не только способствовать духовно-патриотическому воспитанию поколения, но и привлекать туристов.

Хороший пример в этом отношении - знаменитый Запорожский дуб, являющийся самым известным мемориальным деревом Украины. Так, недавно Запорожская областная государственная администрация издала распоряжение о работах по обустройству ландшафтной зоны дуба, которые должны быть профинансированы в 2002-2003 годах за счет средств областного бюджета. Такой документ принят с целью возрождения многовековых традиций, связанных с историей Запорожского казачества. Этому решению предшествовало открытие 24 августа 2001 года, в 10-ю годовщину Независимости Украины возле Запорожского дуба историко-культурного центра "700-летний пожилой Запорожский дуб". В состав историко-культурного центра сегодня входит сам Запорожский дуб, а так же казацкая часовня, арт-кафе, детская студия изобразительного искусства и шинок "Перун". Считается, что вскоре историко-культурный центр станет туристическим объектом международного уровня.

КРЫМСКИЕ ДУБКИ

Участки остатков дубовых рощ — «дубки». Эти реликтовые дубравы располагаются частично по северному склону Внутренней, но главным образом в пределах Внешней гряды. В границах внешнекуэстовых ландшафтов находится 37 обособленных небольших рощиц «дубков», площадью от нескольких квадратных километров до нескольких гектаров (Ближние и Дальние Симферопольские дубки, Осьминские и др.).

Куртинный дубняк сочетается с участками степей. Поэтому можно назвать растительные сообщества этих ландшафтов лесостепными. В «дубках» древесные растения обрели под воздействием многовековой хозяйственной деятельности человека низкорослый кустарниковый облик. Преобладающий здесь пушистый дуб — преимущественно порослевого происхождения. В прошлом леса господствовали в крымском предгорье. Об этом свидетельствует, в частности, план Симферополя, составленный в 1786 г.: на территории, где расположен ныне детский парк, и всем правобережье Салгира написано «лес». Реликтами его являются и поныне растущие в детском парке дубы-великаны.

Один из них — Богатырь Тавриды — имеет 650-летний возраст. Высота его 25 м, окружность ствола 5,25 м.

Еще один великан сохранился в долине реки Биюк-Карасу, возле с.Яблочное. Возраст превышает 700 лет, высота его достигает 18 метров, обхват ствола у основания составляет 12 метров. Этот дуб всё что осталось от пойменных дубрав. За уникальность дуб получил в 1997 г. статус памятника природы местного значения и известен официально под именем Суворовский(второе название "Четыре брата" - мощную крону дуба поддерживали четыре ствола. После сильного снегопада одна из ветвей обломилась). По легенде под этим дубом Александр Васильевич Суворов вел переговоры с посланником турецкого султана в марте 1777 года.

В 1922 году у села Биюк-Сюрень (Танковое) было срублено уникальное дерево дуба черешчатого, возраст которого считался около 1500 лет – это было самое старое дерево полуострова, а по мнению знаменитого садовода Л. П. Симеренко «наш крымский великан – старейшее дерево в Европе». По последним измерениям, проводившимся по заданию Л. П. Симеренко в 1910 году, окружность его ствола достигала 11,4 м, а окружность кроны – 46 м.

Впервые этот дуб открыл для науки и измерил в конце XVIII века П.С. Паллас.