Смекни!
smekni.com

Экологизация экономики (стр. 6 из 7)

отказ от доминирования предложения в экономике и торговле; исключение той части маркетинга, которая навязывает и стимулирует иррациональные потребности и избыточные ассортименты вторичных средств потребления.

Следствиями выполнения этих требований должны стать:

а) замедление и прекращение количественного экономического роста (в расчете на душу населения) и переход экономики к стратегии качественного роста производства;

б) перераспределение трудовых ресурсов из сфер материального производства и обслуживания государства в сферу обслуживания людей, включающую социальное обеспечение, здравоохранение, правовую защиту, науку и образование;

в) изменение структуры потребностей людей с ограничением сферы вторичных факультативных потребностей;

г) уменьшение экономического и социального неравенства людей. Рассмотрим содержание этих возможностей.

Как уже отмечено, реализация этих принципов по существу означает применение высокого биосферного экологического налога на ресурсы, что влечет за собой подорожание всей ресурсной базы экономики и, следовательно:

а) общее количественное ограничение изъятия ресурсов;

б) необходимость более глубокой разработки месторождений и более полного извлечения полезных компонентов из сырья;

в) стимулирование всех средств экономии ресурсов в процессе производства и потребления;

г) необходимость замены ресурсов и изыскания новых, более экологичных ресурсов;

д) максимально возможное переключение ресурсной базы экономики с невозобновимых на возобновимые ресурсы. В частности, в ближайшие 2-3 десятилетия человечество неизбежно столкнется со значительным подорожанием топливно-энергетических ресурсов, и это вызовет разветвленную цепную реакцию перестройки всех слагаемых экономики в русле вынужденной экологизации.

Изменения в отраслевой и технологической стриктуре производства в плане экологизации экономики предполагают:

Постепенное исключение производства антиэкологичных излишеств сферы потребления. Так, только прекращение производства и "переплавка" тяжелых вооружений - военных кораблей, самолетов, танков, орудий, ракет и т.п. - может по оценкам специалистов "облегчить" мировую экономику на 15-18%. Почти такой же эффект может быть достигнут за счет 50-процентного сокращения производства и эксплуатации легковых автомобилей, которые крайне антиэкологичны, неэффективны и становятся еще большим излишеством в эпоху совершенствования средств связи. Заметный резерв сокращения масштабов экономики содержится и в отказе от избыточных ассортиментов вторичных средств потребления, которые приносят больше вреда, чем пользы. Таким образом, существует принципиальная возможность почти вдвое уменьшить природоемкость экономики только за счет исключения излишних в эколого-экономическом отношении производств.

Изменение соотношения между главными категориями производства (А и Б) в пользу производства средств потребления как менее природоемкого.

Техническое и технологическое перевооружение производства с целью минимизации его ресурсоемкости и отходности и увеличения средозащитной эффективности. Именно этот путь главным образом реализуется в современной природоохранной практике. С экономической точки зрения он выглядит самым прямым и легким. Тем более, что согласуется и с внеэкологическими интересами повышения эффективности производства. Но, как мы видим, он не может сам по себе решить проблему необходимого снижения природоемкости производства.

Сокращение производства неизбежно ведет к серьезным социальным коллизиям. Часто они становятся главным препятствием для закрытия или радикального перепрофилирования предприятий по экономическим и экологическим мотивам. Поэтому экологизация экономики должна включать продуманную политику изменения рынка труда и перевода значительной массы трудовых ресурсов из сферы производства в сферу обслуживания.

Изменение ценообразования вытекает из развития всей системы платности природопользования и экологического налогообложения. Номинальная себестоимость всех продаваемых товаров и услуг занижена по сравнению с реальной ровно на ту величину, на которую не скомпенсирован экономический ущерб, нанесенный окружающей природной среде всеми стадиями производства и эксплуатации средств потребления. При этом разность между номинальной и реальной стоимостью тем больше, чем больше природоемкость производства и эксплуатации. Так, на себестоимости автомобиля отражаются платежи за загрязнение среды всех производств, участвовавших в создании и обеспечении использования этого транспортного средства, начиная с добычи руды, химического сырья, нефти и кончая сборкой, покраской и заправкой. Но, во-первых, этими платежами скомпенсирован далеко не весь ущерб от производства. Во-вторых, ни в стоимость самого автомобиля и его обслуживания, ни в стоимость запчастей, горючего и масел не входит цена того ущерба, который причиняется эксплуатацией автомобиля - химическим, физическим загрязнением среды и риском для здоровья и жизни людей. Полная компенсация всех источников ущерба от производства и эксплуатации должна очень существенно повысить стоимость автомобиля и владения им.

Поскольку экологическое налогообложение касается не только производителей, но и покупателей, полная реализация платности природопользования в условиях открытой экономики неизбежно ведет к увеличению расхождения между ценами и покупательной способностью. Вследствие этого должно происходить вытеснение с рынка наиболее природоемких товаров и услуг.

Отказ от диктата предложения в экономике - одно из наиболее острых нарушений экономической традиции. Дело в том, что в долгосрочный период определяющим для экономического роста является не совокупный спрос, не совокупная потребность, а совокупное предложение. Экономическая история XX века знает немало примеров, когда наглый напор предложения стимулировал первоначально слабый спрос, обеспечивал быстрый рост капитала и приводил к образованию устойчивой потребности. К сожалению, часто это касалось и касается противоестественных, антиэкологических стимулов потребления, дававших наибольшую прибыль, - оружия, наркотиков, алкоголя, лекарств. Но, по сути, практически любое превалирование предложения над спросом антиэкологично в той мере, в какой не контролируется экологическими требованиями к производству и к сохранению здоровья и жизни людей. Это как раз тот случай, когда "экономический прогресс отнюдь не приводит к повышению благосостояния. Вот почему экологизация экономики требует полного отказа от искусственного провоцирования новых потребностей и строгого согласования предложения со спросом под экологическим и медико-биологическим контролем. Тяга людей к новизне должна удовлетворяться творчеством самих людей, а не интересами наживы. Контроль и ограничение свободы маркетинга направляется на то, чтобы исключить вредные последствия навязчивой рекламы сомнительных вторичных средств потребления и избыточных ассортиментов товаров и услуг. Диктату предложения следует также противопоставить высокую потребительскую культуру людей.

Об изменении структуры потребностей. Одна из труднейших проблем социальной экологии, затрагивающая сам базис экономики и имеющая непосредственное отношение к ее экологизации, - это изменение структуры и стереотипа потребностей людей. Безграничность и неутолимость материальных потребностей очень трудно преодолеть. Но к этому необходимо стремиться, иначе экологизация экономики будет не только мучительной, но и невозможной. Необходим отказ масс людей от части наиболее факультативных потребностей, обеспечение которых, начиная с производства, обладает высокой природоемкостью.

Некоторые авторы видят выход в добровольном отказе от излишеств, в подобии потребительского аскетизма, в принятии принципа "добровольной простоты". Этот принцип вряд ли может быть понят и принят в обществе подневольной нищеты, но там, где реализованы возможности богатого выбора и хорошо поставлено экологическое воспитание и просвещение, он может иметь некоторое значение. Все же в большинстве случаев ограничение потребностей связано не столько с внутренними независимыми побуждениями людей и с пропагандой, сколько с экономическими обстоятельствами. Так, например, для 56% опрошенных жителей США, отказавшихся от курения, главным исходным мотивом была высокая стоимость медицинского обслуживания.

Наиболее трудно преодолимы стереотипы престижного потребления, сходные с "мания"-структурами. Как ни парадоксально, но самые вредные для человека привычки - курение, алкоголь, наркотики - по характеру исходных продуктов вполне экологичны и дешевы. Было подсчитано, что энергетико-технологические затраты на производство одного грамма белка свинины в 75 раз больше, чем на производство одного грамма героина.

Наименее благоприятные для состояния окружающей среды индивидуальные потребности связаны с личным автомобилем. Для поколения рекламофагов престиж обладания новым легковым автомобилем и мелькание информации при вождении часто намного важнее потребности в перемещении. Это показали, в частности, результаты анкетирования владельцев автомобилей в крупных городах Италии и Франции, где коэффициенты использования, мотивы поездок и статистика предпочтений между личным и общественным транспортом не позволяют квалифицировать эксплуатацию значительной части легковых автомобилей как функционально необходимую. Другими словами, значительная часть расхода ресурсов, работы разных отраслей промышленности и сервиса, добычи и переработки нефти, затрат на маркетинг и в то же время значительная часть загрязнения среды и ущерба здоровью людей - всего, что связано с производством и эксплуатацией автомобилей, идет на удовлетворение плохо мотивированной прихоти.