Во многих промышленно развитых странах – Японии, Германии, США, а также в ряде регионов нашей страны биосфера уже настолько изменена технологической деятельностью человека, что там правильнее говорить о новообразованиях – техносфере, антропосфере.
«Виноват» ли технический прогресс в загрязнении природной среды?
Множество введенных в последние годы технологических процессов и появление новых видов продукции химической промышленности (синтетических волокон, детергентов, инсектицидов), широкое применение искусственных химических удобрений, рост производства и использование нефтепродуктов и др. привели к резкому – в несколько раз – повышению уровня загрязнения окружающей среды в технически развитых странах и во всем мире. Однако тот же технический прогресс создает все возможности предотвратить загрязнение. Уже разработаны и применяются на практике весьма совершенные очистные сооружения, практически ликвидирующие выброс загрязнений в атмосферу и водную среду.
Давно действует тщательно разработанная система очистки от выбросов радиоактивных веществ на всех предприятиях, производящих и использующих ядерное горючее. Большая опасность радиоактивного загрязнения и серьезное внимание, которое с самого начала было обращено на его предотвращение, сделали соответствующую отрасль промышленности практически наиболее чистой и безопасной для населения.
Однако очистка – не главный путь предотвращения опасности загрязнений. Технический прогресс уже давно четко определил путь радикального решения проблемы, а именно – полное использование всех веществ в любом технологическом процессе. Никаких отходов вообще не должно быть. Это диктуется требованиями не только чистоты, но и эффективности производства, требованиями рационального и полного использования всех ресурсов.
Научные и технические способы создания безотходных технологических циклов либо уже найдены, либо разрабатываются. Так, известны и опробованы не только «чистые», но и «сухие», не требующие большого количества воды, технологические процессы в целлюлозно-бумажной промышленности, разработаны и применяются способы извлечения практически всех полезных элементов из полиметаллических руд, полного использования всех элементов древесины при заготовке и обработке леса. Уже давно освоен способ получения серной кислоты из отходящего в некоторых производствах сернистого газа.
Таким образом, имеющиеся достижения научно-технического прогресса создают уверенность в возможности полного исключения промышленного загрязнения природной среды.
Говорить же о вине или ответственности технического прогресса в загрязнении природной среды или в иных ее неблагоприятных изменениях столь же неправомерно, как и возлагать на него ответственность за появление новых видов оружия массового уничтожения. Дело, разумеется, не в техническом прогрессе, а в том, кто и как его использует.
Можно было бы избежать поражения полезных насекомых или других животных при применении химических препаратов в качестве инсектицидов, удобрений или для других целей в сельском хозяйстве – если бы такая задача была своевременно осознана и поставлена.
Однако масштабы и многообразие форм воздействия человека на природу быстро возрастают. В настоящее время имеются достаточно убедительные соображения о возможном и трудно преодолимом воздействии расходуемой человечеством энергии на тепловой баланс планеты и, в конечном счете, на климат.
Тепловые электростанции, которые производят большую часть энергии, в настоящее время дает основную долю углекислого газа, поступающего в атмосферу в результате хозяйственной деятельности. Углекислый газ, снижая способность атмосферы пропускать длинноволновое инфракрасное излучение и препятствуя вследствие этого излучению земного тепла в космос, увеличивает так называемый «парниковый эффект», который оказывает влияние на климат, способствуя глобальному потеплению.
Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди.
Нынешнее поступление в атмосферу, в воду суши и океанов, в почвы всевозможных химических соединений – продуктов производственной деятельности человека – уже в десятки раз превышает естественное поступление минеральных веществ за счет выветривания горных пород и процессов вулканизма.
За последние десятилетия транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его взято человечеством за весь исторический период существования цивилизации. Одновременно за эти же десятилетия в атмосферу были выброшены из заводских труб миллиарды тонн углекислого и угарного газа, золы, сернистого газа и других веществ – отходов производства, нередко ядовитых. Загрязнение атмосферы продолжает увеличиваться. Это происходит не только потому, что возводятся новые электростанции и заводы, растет число автомашин на улицах городов, но и потому, что законы об охране природы существуют не во всех государствах, а там, где существуют, далеко не всегда выполняются.
В Западной Европе рост загрязнения атмосферы вызывает все большую озабоченность общественности стран – членов Общего рынка. Только в результате переработки отходов промышленности в атмосферу этого региона ежегодно попадает 570 тонн свинца, 31 тонна кадмия, 58 тонн ртути, сотни тонн различных вредных химических соединений, в том числе диоксин.
Серьезными загрязнителями атмосферы продолжают оставаться тепловые электростанции и теплоцентрали, работающие на твердом и жидком топливе. На большинстве из них применяют пылеуловители с коэффициентом полезного действия до 89-90%. Газы же уходили через трубы в атмосферу почти без очистки. Естественно, что в окрестностях таких электростанций и теплоцентралей в воздухе постоянно присутствуют окислы азота, сернистый газ и другие вредные вещества. Они накапливаются и в почвах прилегающего района, поглощаются растениями, вместе с растительной пищей могут попадать в организмы животных и человека. Ветры уносят их на значительные расстояния от источника загрязнения.
Несложные расчеты показывают, что тепловая электростанция средней мощности, сжигающая за сутки 20 тысяч тонн бурого угля, вырабатывает среднесуточно около 5 тысяч тонн золы и более 80 миллионов кубических метров газов. Большая часть золы попадает в золоотвалы, однако при коэффициенте полезного действия фильтров, равном 90%, в воздух ежесуточно будет улетать до 500 тонн золы. Даже при небольшом дефекте фильтров вынос в воздух золы возрастает, газы же уходят в атмосферу почти целиком вместе со всеми вредными примесями. К этому стоит добавить, что пока именно тепловые электростанции производят большую часть всей потребляемой человечеством электроэнергии.
Сернистый газ и окислы азота, выбрасываемые в громадных объемах трубами тепловых электростанций всего мира, стали причиной так называемых кислотных или «кислых» дождей – одной из главных опасностей в нынешнем загрязнении атмосферы. В результате кислотных дождей почвы настолько перекислены, что порой гибнут леса в разных частях нашей планеты.
Экологическая напряженность и генофонд человека.
Мы переживаем время, когда загрязнение среды, окружающей человека, приобрело угрожающий характер как для отдельных регионов, так и для всей планеты. Изменяется климат, атмосфера, литосфера. Эти изменения угрожают здоровью людей в определенных регионах. При дальнейшем росте нарушений в биосфере возникает угроза самому существованию человека. Сейчас, видя нарушения в атмосфере, в почве, загрязнение окружающей человека среды, его пищи нитратами, пестицидами, ртутью, радионуклидами и другими вредными веществами, гибель ряда видов животных и растений, заболевания людей, все понимают, сколь велика экологическая опасность. Уже достигнуто понимание того, что после угрозы ядерной войны второй по значению является угроза экологической катастрофы. По мере развития научно-технической революции в промышленности, интенсификации сельского хозяйства экологическая напряженность все возрастает. Обязанность государства, общества, науки – остановить процесс ухудшения состояния биосферы, вернуть природе возможность к саморегуляции на основе естественных процессов. Однако пока эта задача практически не решается.
Много делается для анализа характера и степени нарушений, вызванных в биосфере, гораздо меньше исследований посвящено тому, как эти изменения влияют на биологические особенности человека и других организмов. Особенно это касается генетических последствий загрязнений. Мутагены среды, в виде химических соединений, ионизирующих излучений и др., способны проникать в клетки и поражать их генетическую программу (вызывать мутации). Мутации в клетках тела организма вызывают рак, поражения иммунной системы, уменьшают продолжительность жизни.
Становится очевидной необходимость организации государственной службы генетического мониторинга, которая должна реально определить объем и рост генетического груза в соответствии со степенями экологического напряжения и дать рекомендации по недопущению факторов, ведущих к его увеличению. Разграничение генетических и общеэкологических факторов поражения здоровья людей играет решающую роль для выбора мер борьбы за здоровье населения.
Обратимся к поражениям наследственного характера. Опасно радиационное поражение наследственности. Его угроза для человека стала особенно после выброса радионуклидов вследствие взрыва реактора на АЭС в Чернобыле. Научным комитетом по действию атомной радиации ООН, при участии ведущих специалистов мира по радиационной генетике, принято, что удвоение частоты мутаций при остром облучении возникает при действии 30 рад. Если человек подвергается хроническому действию малых доз радиации в течение репродуктивного периода (30 лет), то суммарная доза радиации, способная удвоить частоту мутаций, равна 100 радам. Такие воздействия, безусловно, осуществятся в случае развязывания ядерной войны. У переживших войну людей зародышевые клетки будут поражены. Это приведет к гибели человечества. Постепенное повышение фонового уровня радиации в окружающей среде происходит под влиянием атомных взрывов, при бытовом и медицинском использовании ионизирующих излучений, при работе АЭС и т.д. Фон радиации резко повышается на территориях, охваченных последствиями аварий, происходящих с источниками ионизирующих излучений.