Смекни!
smekni.com

Субъекты рейдерской деятельности (стр. 13 из 24)

Рейдеры. Российские рейдеры (от англ. raid - захват). У захватчиков есть профессиональное название - рейдеры. Самый специфичный субъект процедуры банкротства, потому как правовой статус его не определен нормами действующего российского законодательства, некий призрачный субъект реальных вещно-правовых отношений. Можно отметить, что появление рейдеров как особого неузаконенного субъекта произошло с легко руки законодательной власти.

Этот «правовой субъект» стал практически неотъемлемой частью российского экономического пространства сравнительно недавно, во второй половине 2002 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Несмотря на то, что за короткое время своего действия этот закон успел претерпеть целый ряд изменений, он продолжает оставаться путеводным маяком для захватчиков, которые сразу же определили в нем правовые бреши.[48]

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" был задуман как мощное средство, призванное ослабить чиновничью хватку и облегчить жизнь предпринимателей, упростив процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. По замыслу разработчиков закона, выступавших в роли филантропов, эта цель достигалась путем перехода на заявительный принцип регистрации и упрощения ее процедуры.

Обязанность регистрировать учреждение, слияние, разделение, ликвидацию и другие состояния юридических лиц перешла от регистрационных палат к органам налоговой службы. Фактически были отменены проверки достоверности и обоснованности данных, предоставляемых для регистрации, уникальности названия нового юридического лица, а сам процесс регистрации стало возможным осуществлять по почте.

В России уже сформировался костяк из представителей этой не древней, но ставшей очень популярной в нашей стране профессии. Наиболее известны три способа захвата предприятий. Первый - это создание двойного реестра и двойного менеджмента.Второй, не менее популярный способ - остановка деятельности предприятия на основании иска миноритария. Третий способ - банкротство.

В этом случае долги фирмы скупают либо инициируют возбуждение процедуры банкротства совместно с каким-нибудь кредитором из государственных структур. Новая редакция закона о банкротстве, появившаяся в начале 1998 года, расширила возможности агрессоров. Сейчас процесс банкротства можно инициировать из-за неплатежеспособности фирмы, а не по принципу неоплатности долга. Если раньше фирму нельзя было обанкротить до тех пор, пока она обладает какими-либо активами (помещением, оборудованием, землей), то новая версия закона позволяет объявить фирму банкротом уже в том случае, если она не оплатит долг.

Таким образом, после скупки долгов фирмы рейдер может выставить требование погасить их в короткие сроки, а если этого не происходит, то дело можно передавать в суд и банкротить предприятие.[49]Таким способом можно захватить даже закрытое акционерное общество, акции которого купить сложно. После скупки всех долгов захватчик вводит внешнее управление на фирме, а уже потом без спешки и суеты скупает акции у сотрудников. Тем самым представляется очевидным включение рейдеров в круг субъектов процедуры банкротства как одного из основных (и наиболее заинтересованных) участников, инициирующих (провоцирующих) данную процедуру для достижения поставленной цели захвата и фактического присвоения собственности.[50]Криминальные банкротства как одна из форм рейдерской деятельности приобрели массовый характер после принятия Закона «О госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей». Чтобы исправить ситуацию, представляется необходимым дать налоговым органам право проводить проверку достоверности предоставленных для регистрации документов деятельности рейдерских организаций, а также занесение в так называемый «черный список» их учредителей как это получило широкую практику на Западе.

А в случае обнаружения поддельных документов направлять их в органы внутренних дел. Необходимо увеличить сроки регистрации юрлиц с 5 до 25 суток. Кроме того, нужно ввести обязательное нотариальное заверение протоколов собраний юрлиц. А в действующее гражданское и в особенности уголовное законодательство внести, изменения предусматривающие основания для привлечения к ответственности за рейдерство как осуществление предпринимательской деятельности с использование преступных средств и методов, причиняющих значительный ущерб развитию стабильных рыночных отношений в экономической, производственных сферах и подрывающих основы экономической безопасности и развития государства.

Глава 3. Общая характеристика рейдерской деятельности и способы защиты от нее.

3.1. Виды рейдерской деятельности.

Стоит сразу отметить, что в России исторически сложилось три типа рейдерской деятельности (деятельности по недружественным захватам предприятий). Первый можно условно назвать административным (когда происходит захват активов за счет привлечения административного ресурса), второй – криминальным (когда используются сила и нелегальные методы вплоть до угрозы жизни) и третий – технологичным (когда недружественное поглощение предприятий происходит в правовой и бизнес сфере за счет ума и технологичности работы рейдеров с нормативными составляющими общества). В вопросе недружественных захватов специалисты по корпоративным конфликтам выделяют два основных течения. Первое из них («белое») - гринмейл - представляет собой скупку акций у акционеров с целью смены менеджмента либо с целью шантажа и последующей перепродажи пакета тому же руководству по цене, как правило, на порядок превосходящей его стоимость.

Второй вариант - собственно рейдерство, называемое иногда «черным», заключается в захвате предприятия на основе судебных решений и регистрационных документов, фиксирующих изменения в руководстве, составе собственников и прочее.[51] Гринмейлеры (специализирующихся на этом финансовых агентств, по оценке налоговиков, в России около 30), ведя скупку акций под конкретный заказ или самостоятельно, зная интерес к объекту, формально закона не нарушают - их деятельность определяется как работа на рынке ценных бумаг. А вот в деятельности рейдеров особое место занимает мошенничество с документами органов власти: судов (в большинстве случаев, общей юрисдикции, находящихся в отдаленном регионе), выносящих свои решения на основе фальшивых документов либо фигурирующих в поддельных судебных актах, и налоговых служб, регистрирующих изменения на предприятии по поддельным документам.Классическая его схема следующая: атакующая компания приобретает на открытом рынке некрупный пакет акций предприятия, после чего новоиспеченные акционеры начинают публично критиковать менеджмент этого предприятия.

Помимо критики в ход идут и угрозы – например, обещания консолидировать более крупные пакеты акций и сменить руководство или заблокировать стратегические шаги корпорации. Конечно, целью шантажиста является либо получение отступных за отказ от претензий, либо продажа своего пакета по завышенной цене. Практика гринмейла на западных рынках не слишком распространена: во-первых, западное деловое сообщества выработало систему защиты от подобного шантажа; во-вторых, компания-покупатель немедленно попадает в черный список.

В России в 2000 г. произошло несколько событий, которые были, по сути, адаптированными к российским условиям вариантом гринмейла. Формально все выглядело либо как приход в компанию нового инвестора, с позициями которого не согласны старые совладельцы, либо как попытка внешней структуры построить отраслевой холдинг, либо как сора совладельцев бизнеса. Однако большинство этих конфликтов развивалось примерно по одной схеме. Стандартная версия русского корпоративного шантажа выглядит так. Некая компания приобретает на рынке относительно крупный пакет акций компании с раздробленным уставным капиталом (15 – 25 % уставного капитала). Затем новый акционер объявляется себя стратегическим партнером компании, одновременно предпринимая недружественные действия в отношении его менеджмента – от ареста ценных бумаг других акционеров под любым предлогом до организации проверок компании со стороны властных структур. Объявленная компанией-покупателем цель – проведение внеочередного собрания акционеров, на котором оппоненты нового акционера будут максимально ослаблены. Когда старые акционеры поймут, что собрание может принять нежелательные для них решения, с ними можно начинать торг. Механизм передачи денег – выкуп акций по цене, в десятки раз превышающей рыночную.

Типичный пример российского корпоративного шантажа – конфликт вокруг АО «Уралхиммаш», крупнейшего в стране производителя химического оборудования. Предприниматель Павел Федулев приобрел околоконтрольный пакет акций компании. Дальнейшая борьба с оппонентами-акционерами предприятия включала в себя подделку реестра, проведение альтернативных собраний акционеров, обращения сторон в суд и к местным властям, захваты заводоуправления с участием работников милиции и частных охранных предприятий, компании по компрометации противника в местных средствах массовой информации.

Кончился этот конфликт в сентябре 2000 г. продажей этого пакета акций структурам, близким к «Межрегионгазу», по заметно возросшей цене. Подробным же образом (со своими, разумеется, нюансами) развивались конфликты между компанией «МИНФИН» и РАО «Норильский никель», фондом «Бэринг Восток Кэпитал Партнерс» и АО «Волготанкер».