Смекни!
smekni.com

Субъекты рейдерской деятельности (стр. 21 из 24)

С другой стороны в российской практике имели место и сделки с использованием защиты «pac-man», но не все они закончились удачно для компаний-целей. Некоторые из форм защиты при захвате, которые применяются в российской практике, трудно квалифицировать в силу их кумулятивного эффекта, например: условие устава КрАЗа о том, что уже назначенный торговый агент может быть сменен при единогласном решении Совета директоров компании (хотя его и можно учитывать в уставных способах защиты). Как достаточно экзотический способ может рассматриваться: придание г. Норильску статуса «закрытого города», что ограничивает ряд инвесторов (в первую очередь иностранных) в участии в деятельности органов управления группы «Норильского Никеля».[85]

Структурированные формы защиты. Их можно квалифицировать как наиболее сложные и дорогостоящие способы. Они же могут восприниматься как самые эффективные, заставляющие захватчиков не только нести существенные затраты, но снижать вероятность достижения конечного положительного для них результата. Как уже ранее было отмечено, в данные системы уже могут включаться результаты, полученные ранее в результате сделок, мотивация осуществления которых и преследуемые цели первоначально были иными. Достаточное количество компаний начинает рассматриваться данный вариант, как возможный способ защиты. Характерной чертой данной системы защиты является не только использования нескольких инструментов защиты и её направленный характер на избежание смены контроля, но распространение действия системы вне рамок одной организации-возможной компании-цели. То есть защищаются и ключевые поставщики, подрядчики и иные контрагенты, взаимодействие с которыми необходимо для компании-цели. Элементы стабильности распространяются на более широкий круг. Но параллельно резко вырастают затраты, особенно тяжело приходится компании-цели, которая вынуждена поддерживать всю группу, а противостоять она должна достаточно более масштабной организации (пример «Северстали»).

Содержание мероприятия.
I. Контроль точек риска.
1. Контроль реестродержателя. Обеспечительные меры: запрет менять анкету эмитента, выдавать список "лиц, имеющих право на участие в собрании".
2. Контроль начальника ИФНС. Обеспечительные меры: запрет вносить изменения в замены органов управления.
3. Контроль расчетных счетов компании-цели.
4. Контроль Московской областной регистрационной палаты (МОРП) в части права здания защищаемой компании.
II. Защита акций мажоритарных акционеров.
5. Открытие депозитарием счета депо в реестре акционеров защищаемой компании, а в основном депозитарии. Перевод акций мажоритариев на номинального держателя.
III . Защита от входа.
6. Установление жесткого пропускного режима на предприятии. Региональные обеспечительные меры: запрет кому-либо, кроме сотрудников и руководителей компании, находиться на территории эмитента.
7. Контроль Службы судебных приставов.
8. Контроль, арбитражного, районного и. мирового судов в части. получения противником обеспечительных мер против компании.
IV. Защита активов. Усиление контроля.
9. Вывод оставшихся активов на дочернюю компанию.
10. Обременение компании кредиторской задолженностью перед аффилированными лицами, подтверждение ее через суд.
11. Допэмиссия акций. Регистрация через ФСФР.
12. Установление блокировок в МОРП на недвижимость защищаемой компании через исполнительный лист.
V. Защита через нападение.
13. Сбор информации о противнике, прослушивание телефонов. Выявление признаков преступлений, совершенных в ходе его деятельности.
14. Продажа имущества - противника в ТК-1. Регистрация - сделки в МОРП. Продажи здания- с ТК-1 в ТК-2. Регистрация перехода права собственности с защищаемой компании на ТК-2, подтверждение через суд.
15. Возбуждение уголовного дела против противника. Вынесение мер пресечения. Ликвидация противника как юридического лица.

Необходимо подчеркнуть, что данные способы враждебных поглощений - далеко не единственные. Схемы и механизмы захватов постоянно претерпевают значительные изменения и совершенствуются вместе с законодательством. Но определенные способы самостоятельной защиты существуют, самое главное - не ждать, когда механизм захвата уже заработает, а принять меры заранее.

Во-первых, усилить защиту предприятия от потенциальных "поглотителей" можно самим. Во-вторых, имеет смысл обратиться к профессиональным консультантам. Правда, стоить это будет весьма серьезных денег, а положительный исход дела вам на сто процентов вряд ли кто-то гарантирует. Часто услуги по защите оказывают бывшие рейдеры, у которых первоначальный бизнес не сложился. С сожаление приходится признавать, что государство во многом самоустранилось в вопросах регулирования рыночных отношений, защите права собственности от преступного посягательства

В данном параграфе в достаточно подробно перечислены наиболее известные и используемые способы захвата и защиты компаний, однако данные классификации не являются законченными и список сможет быть легко продолжен руководствуясь не только целесообразностью, но и практической содержательной частью каждой системы защиты, но вместе с тем следует заметить, что защитные механизмы всегда на шаг позади механизмов нападения, которые постоянно совершенствуются и рейдеры, обновляя свои схемы воздействия, всегда находятся в более выигрышном положении, нежели добропорядочные коммерсанты. Однако в извечном противостоянии часто возникает равновесие и определенная упорядоченность как это произошло на Западе, исходя же из условий российской действительности, несовершенства законодательной базы, коррумпированности чиновничьего аппарата, структур правоохранительных органов, предпринимателям еще долгое время придется рассчитывать исключительно на свои собственные силы и возможности при отражении посягательств рейдеров, формируя тем самым реально действенные механизмы защиты своих прав и интересов, в отличие от быстро устаревающих правовых актов издаваемых государством которые к тому же зачастую поддерживают интересы рейдерских компаний, а не жертв их преступного посягательства.

Заключение.

Проведенный анализ законодательства, правоприменительной практики и специальной юридической литературы в контексте рассматриваемой проблемы позволяет выделить следующие предложения по совершенствованию законодательства о банкротстве и практики его применения:

Необходимо законодательно разграничить понятия “банкротство” и “несостоятельность”. Несостоятельность – это состояние экономического субъекта прекратившего платежи по своим долгам, а банкротство есть несостоятельность, сопряженная с виновными действиями должника, направленными на причинение вреда кредиторам. Такой подход законодателя будет не только терминологически точнее, но и видоизменял бы идеологию правового регулирования последствий несостоятельности различного рода. Такое проведение различий между несостоятельными должниками по принципу вины немаловажно.

Введение административной ответственности за банкротство является подменой защиты от криминальных банкротств ее видимостью, а по сути - способом уклониться от уголовной ответственности. Из объективной стороны преступлений связанных с банкротством необходимо исключить указания на последствия, так как общественная опасность самого факта криминального банкротства и так достаточно высока, а из числа субъектов исключить понятие "собственник организации", поскольку последнее не имеет правового содержания. Представляется необходимым внесение изменений в действующее уголовное законодательство в частности в определении ответственности за действия направленные на возбуждение процедуры банкротства и последующий захват собственности предприятия, организации, сопряженных с использование поддельных сфабрикованных документов, подкупом должностных лиц, внесение фиктивных изменений в учредительные документы, создание искусственных препятствий при осуществлении предпринимательской деятельности такие как «заказные» проверки налоговыми и правоохранительными органами, выемка бухгалтерской и иной ключевой документации фирмы, для последующего использования при захвате контроля над ее руководством.

Предлагается создать в качестве альтернативы институт независимых арбитражных управляющих, зарегистрированных при арбитражных судах с тем, чтобы кредиторам и должнику предоставить право выбора. В настоящее время арбитражные управляющие поставлены в полную зависимость от своих саморегулируемых организаций, которые в свою очередь представляют определённые группы интересов бизнеса в частности организации рейдеров.

Необходимо восстановить в действующем Законе о банкротстве право арбитражного суда вынести определение о введении внешнего управление вопреки решению первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случаях:

- если имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника;