Смекни!
smekni.com

Экологическое право и экологическая ситуация в России (стр. 16 из 19)

«Предположим, что какая-нибудь птица, представительница исчеза­ющего вида, оказалась перед межконтинентальной баллистической ракетой... Никто не будет вправе выпустить эту ракету? На мой взгляд, это вопиющая нелепость... Любой командир, который не зря ест хлеб... не остановится перед запретом и запустит ракету, но при этом он должен будет нарушить закон, за что подвергнется штрафу в размере 20 тыс. долларов и тюремному заключению сроком до одного года».

Другие, однако, полагают, что закон прекрасно работает. Они отмечают, в частности, то, что запрет на завершение строительства плотины на р. Теллико, вынесенный в соответствии с этим законом, -единственный пример такого рода запрета и единственный случай из трех, рассматривавшихся когда-либо в суде по этому закону. (Около 5 000 спорных случаев было разрешено путем консультаций со Службой рыбных ресурсов и диких животных.)

Но независимо от того, хорош и эффективен ли закон, остается вопрос: должен ли закон быть гибким? Согласны ли вы с тем, что в отдельных случаях осуществление тех или иных проектов может иметь большее значение для человечества, чем сохранение какого-либо вида? Если да, то можете ли вы привести примеры? Или же вы полагаете, что ни один вид не должен исчезнуть в результате реализации любого проекта независимо от того, насколько он выгоден для людей? Можете ли вы привести доводы в защиту этой позиции? Поэтому мы все заинтересованы в сохранении самого широкого много­образия животного и растительного царств на нашей планете. Однако никто из нас не является собственником какого-либо вида диких живот­ных или растений, поэтому никто из нас не несет прямой ответствен­ности за выживание этого вида. Человек с легкостью осознает, какие выгоды приносит ему охота на тигров, ловля обезьян или жилищное строительство на территории, которая уже занята совсем иными обита­телями, чем он сам. Куда труднее осознать, сколь важно и необходимо для всех нас сохранять и поддерживать огромное разнообразие живой природы, ведь польза от сохранения видового разнообразия животного и растительного мира (для медицины, сельского хозяйства) не столь ощутима и носит долгосрочный характер (эстетический или моральный). Иными словами, быстрые и очевидные выгоды извлекают непосредст­венно отдельные индивидуумы, участвующие в их обеспечении, тогда как потери, имеющие главным образом долгосрочный характер, несет человечество в целом. В результате мы пользуемся видовым разнообра­зием живой природы с той же безудержной расточительностью, с какой расходуем и другие ресурсы планеты, а именно воду и воздух, которые также являются общим достоянием, а не чьей-то конкретной собствен­ностью.

Поскольку такого рода эффекты являются побочным результатом человеческой деятельности, экономисты называют их внешними или избыточными эффектами. Люди, проявляющие большую экономиче­скую активность, по-видимому, вызывают и больший избыточный эффект. Развитые страны используют сырье, которое часто добывается за счет нарушения природных местообитаний диких животных и расте­ний в развивающихся странах, и в этом смысле развитые страны несут большую часть ответственности за исчезновение видов.

С целью ограничения воздействия экономической и прочей деятель­ности США на состояние исчезающих видов во всех частях света было принято несколько законов. Согласно закону о национальной политике в области охраны окружающей среды (NEPA), правительственные орга­ны США обязаны соблюдать в своей деятельности за границей нормы экологической безопасности. Закон позволяет также потребовать от международных общественных организаций, таких, как Американское агентство по международному развитию и комитеты ООН, оценки экологической безопасности их проектов. Даже если выгоды от реали­зации планов сильно перевесят требования экологической безопасности и будет решено осуществить их, несмотря на ожидаемые разрушения местообитаний диких животных и растений, требуется провести оценку ущерба, чтобы избежать излишних потерь. США подписали Конвенцию по защите окружающей среды и сохранению дикой природы в Западном полушарии. В соответствии с этой Конвенцией во время переговоров по Панамскому каналу между США и Панамой был разработан специ­альный план охраны исчезающих видов растений на острове Барро-Колорадо. Эту тему мы подробнее обсудим в разд. «Глобальные перспективы», помещенном после этой главы.

Так или иначе, какие бы вопросы мы ни рассматривали, неизбежно приходится констатировать, что состояние животного и растительного мира планеты является чутким барометром нашей собственной судьбы. Я слышал песню последнего кита, оставшегося на Земле, Когда я качался на волнах при свете луны И брал морские рифы. «Что случилось со мной, то случится с тобой неизбежно»,-Пел мне кит, последний кит, оставшийся на Земле. Всем нам не мешало бы придерживаться принципа ОлдоЛеополда: «Первая заповедь разумного существа-сберечь все возможное».

Резюме: Дикие животные и растения служат источником пищевых и энергетиче­ских ресурсов, а также строительных материалов. Кроме того, природ­ные сообщества выполняют важные экологические функции: выделяют кислород, поглощают, обезвреживают или частично снижают уровень загрязнения воды и воздуха. Некоторые виды животных и растений синтезируют химические вещества, используемые в качестве лекарств, пестицидов, ароматических веществ, а также в качестве другого сырья для промышленности. Помимо этого, многие виды используются в сель­ском хозяйстве в рамках программы применения биологических мето­дов борьбы с вредителями, а также в целях улучшения сельскохозяй­ственных животных и растений путем скрещивания. Все виды растений и животных являются важнейшими составными частями пищевых сетей. И наконец, каждый вид важен сам по себе и имеет право на существо­вание.

Однако по разным причинам это право оказалось под угрозой. Охота, сбор и коллекционирование растений, разрушение критических местообитаний, конкуренция со стороны интродуцированных видов, загрязнение окружающей среды - вот те факторы, которые создают угрозу сущест­вованию живой природы. Охрану отдельных видов можно обеспечить путем принятия специальных законов, подобных закону о сохране­нии исчезающих видов, предусматривающему проведение исследований состояния и охрану местообитаний конкретных видов. Отдельные образцы или семена редких и исчезающих видов могут быть собраны в зоопарках, банках семян или ботанических садах. Однако наилучший путь, ведущий к успеху и обеспечивающий всеобъемлющее решение проблемы,-это путь создания национальных парков и заповедников, включающих в себя целые экосистемы. Большое значение при этом имеют размеры заповедника, который должен быть достаточно боль­шим не только для того, чтобы охватить всю экосистему в целом, но и для того, чтобы обеспечивать ее нормальное функционирование.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Экология Москвы: цифры и факты

В пределы столицы, помимо самой Моск­вы, сейчас входят уже 12 городов. Общее коли­чество предприятий здесь за последние 25 лет выросло с 1000 до 4900. В частности, в городе насчитывается более 1,5 тыс. промышленных предприятий, 90 типографий, 14 ТЭЦ, 48 рай­онных теплостанций, 458 коммунально-быто­вых котельных, 382 автобазы и ремонтных за­вода. На предприятиях установлено 2 тысячи пыле-газо-улавливающих систем, но действует из них только 50%, из 1,5 тыс. очистных сооруже­ний также работает лишь половина.

Один москвич дает в сутки около 1 кг му­сора (отходов). А весь город? В целом за год количество только бытовых вырастает до 2 млн. м. Между тем в городе всего 3 завода, перера­батывающих мусор, а необходимо еще 15—20 таких же. Для работы на предприятиях Москвы ежедневно приезжают из области 600 тыс. че­ловек, 180 тыс. москвичей выезжают из города на работу в область. Это создает большие на­грузки на транспорт, особенно на железную дорогу.

От автотранспорта очень сильно загрязня­ется воздух столицы. Ежедневно на улицы вы­езжает до 600 тыс. автомашин, в том числе 400 тыс. личных.

По протяженности линий метро в расчете на 1 млн. жителей Москва стоит на 15-м месте среди 80 городов мира, имеющих метро.

Только 30% городских лесов сохраняет спо­собность к самовосстановлению. Шум на ули­цах днем до 70—80 Дб и даже до 82 Дб, ночью до 45 Дб.

Опасна городская бытовая пыль, в которой более 25 видов клещей, из которых по меньшей мере 5 видов вызывают болезни: аллергию, ри­ниты, нейродермиты, бронхиальную астму. В 70% квартир аллергические болезни вызваны именно этими причинами.

Нарушают экологическую обстановку и крупные пожары, их в городе случается до не­скольких десятков тысяч в год. К примеру, в 1993 году их было почти 27 тыс., при этом по­гибло свыше 450 человек.

В холодное время года из-за сильных сне­гопадов нарушается движение транспорта или случается гололед. Чтобы убирать снег, необхо­димо иметь до 5000 снегоуборочных машин, ведь за зиму приходится вывозить от 16 до 30 млн. м^ снега. Слой в 20—25 см снега парали­зует работу автотранспорта. В течение зимнего периода около 50 тыс. человек обращается за помощью в травмпункты.

Водные проблемы

В Московском регионе довольно разветв­ленная речная сеть, состоящая из более чем 2 тыс. больших и малых рек, и все они относятся к бассейну р.Волги. Наиболее крупными река­ми являются р. Ока, Москва, Клязьма. Основным источником водоснабжения служат поверхно­стные воды. Более 58% водоснабжения г.Моск­вы ложится на волжскую воду, поступающую из Иваньковского водохранилища по системе ка­нала им. Москвы, и только 7% воды Москва по­лучает за счет подземных источников.