По последним сведениям Института мировых ресурсов (ИМР), в Вашингтоне к настоящему времени остаются нетронутыми около 40% древних лесов. Две трети из них находятся в Канаде, России и Бразилии. По мнению научного сотрудника ИМР Дирка Брайанта, “люди рассматривают леса как капитал, который должен быть ликвидирован. Если мы не сделаем ничего существенного для спасения лесов в течение десяти ближайших лет, то можно считать это дело потерянным”. Но даже если леса и не разрабатываются, им угрожает другая серьёзная опасность - гибель от загрязнения атмосферы.
И так, на карту поставлена судьба лесов. А ведь леса обеспечивают качество воды и устойчивость почвы, они являются местом обитания животных и растений, от разнообразия которых зависит изобилие пищи и лекарственных форм. Они имеют огромное значение для сохранения здоровья человека. К тому же в лесах живёт более 50 миллионов представителей различных племен и народов. Леса поглощают углекислый газ, который, как известно, способствует возникновению так называемого парникового эффекта и повышению глобальной температуры. Наконец, леса регулируют местную температуру и выпадение осадков, а также влияют на климат путем взаимодействия между почвой, водой, воздухом и деревьями, ещё не понятого полностью.
Считалось, что тропические леса - “лёгкие Земли". Сейчас же установлено: значительная часть кислорода в экваториальных лесах уходит на разложение опавшей листвы. Основной же поставщик кислорода - север планеты. Некоторые ученые в этой связи предложили “продвинуть" леса к Заполярью. Если деревья засадить, мол, все сплошь до Ледовитого океана, то с климатом у нас будет всё в порядке. Между тем в Комитет по экологии России приезжали немецкие экологи и бизнесмены. Ощущая на себе последствия нарушения законов природы и потепления климата планеты, они предложили материальную помощь - лишь бы мы, россияне, на программу спасения кедровых лесов в Сибири и план северных насаждений…
На Дальнем Востоке площадь, некогда занимаемая знаменитыми кедрачами, за три последних десятилетия с 2,5 миллионов гектаров сократилась до 800 тысяч. В далекие времена к кедру было святое отношение. Человек высаживал его даже на островах Белого моря, на Большом Соловецком острове. До сих пор красуются кедры на острове Немецкий Кузов, Кондострове, на Валааме. Водоохранное и водорегулирующее значение кедра знают не только здесь, но и на Алтае. Кедровые массивы формируют основной сток Енисея, Верхней Лены, Ангары, а применительно к алтайской природе - сток Оби.
Кедр растет более 800 лет, а жизнь этого великана человек может оборвать в один момент. На кедр покушаются даже там, где его практически не осталось (Печеро-Илыческий заповедник, Кемеровская область, Беломорский район Карелии, Селенгинский район Бурятии). Костромичи лишились тринадцати богатырских кедров. Ученые Дальневосточного научного центра РАН предупреждают: если не принять мер по охране кедра, то к концу нынешнего века он может исчезнуть там совсем. За один только год в Тернейском районе приморья, например, спилено около 435 тысяч кубометров кедра. А всего лесная площадь Тернейского хозяйства занимает около 650 тысяч гектаров. Чистых кедровников уже нет. Остались лишь кедрово-еловые, но и тех уцелело около 15% от всей лесопокрытой зоны.
Мы уже дорубились до того, что утратили всякое чувство меры и самосохранения… Вырубка лесов должна вестись так, чтобы обеспечивать их воспроизводство. И вот уже активисты из 20 стран мира организуют ассоциацию “За спасение тайги”.
Большой урон как мировым, так и российским лесам наносит научно-технический прогресс. То деревья нещадно уничтожались под строительство дорог и каналов. То вырубки велись ради освобождения земли под пашни. И там, где люди вовремя не опомнились, цивилизации приходили в упадок - центральные области Китая, Индии, Месопотамии, низовья Нила и Средиземноморья. Техника быстро умертвляет деревья, Но человек не может быстро восстановить леса. Да, на Балканах оскудели ландшафты, и человек вновь восстановил их наполовину. Но какой ценой и сколько понадобилось для этого времени. А в Средиземноморье, например, первоначальные лиственные боры уже не восстановить. Остались там лишь низкоствольные леса, они-то и выполняют незначительную почвозащитную функцию. На вырубках, как правило, добротный лес не вырастает. Особенно это заметно в Северной Америке, где на месте хвойных пород выросли ольховники. С 1947 года по 1952-й площадь лесов на земном шаре уменьшилась на 22,4 миллиона гектаров. Каждую минуту в мире вырубается 11 гектаров леса, ежегодно вырубается участок леса, равный всей территории Великобритании. При таких темпах рубки к 2000 году во влажных тропических зонах будет вырублено 65% лесов. По данным ООН, в тех областях на одно посаженное дерево приходится десять вырубленных. Значит, проходит год, и вместо леса страна, по территории равная Великобритании становится пустыней.
Предложенная Международным валютным фондом система хозяйствования обрекла Россию на поглощение природных ресурсов. США на 70% живут за счет природных ресурсов других государств. Выбрасывают двуокиси углерода больше всех стран - 22%, а Россия, к примеру, всего 11%. Американца расходуют кислорода больше, чем образует его весь зеленый покров этой страны. Почему мы пошли по пути США? Что хорошего даст нам такая программа? За счет каких государств будем мы жить и сможем ли (однозначно - нет)? Современный американский ученый Д. Медоуз честно признал: нынешняя система хозяйствования через шесть-восемь поколений приведет человечество к гибели.
Человечество подошло к новому рубежу своей истории, на котором стихийное развитие производительных сил, неконтролируемый рост населения, отсутствие дисциплины индивидуального поведения могут поставить человечество, то есть биологический вид homosapiens, на край гибели. Мы стоим перед проблемами новой организации жизни, новой организации общества, нового миропредставления. Сейчас возникло словосочетание “экологическое мышление". Для того, чтобы жить в нашем общем доме, мы должны выработать не только некие общие правила поведения, если угодно - правила общежития, но и стратегию своего развития. Правила общежития носят в большинстве случаев локальный характер. Они сводятся чаще всего к разработке и внедрению малоотходных производств, к очищению окружающей среды от загрязнений, то есть - к охране Природы.
Чтобы удовлетворить этим локальным требованиям, нет необходимости в каких-либо сверхкрупных мероприятиях: всё решается культурой населения, технологической и, главным образом, экологической грамотностью и дисциплиной местных чиновников.
Но тут же мы сталкиваемся и с более сложными ситуациями, когда приходится думать о благополучии не только своём, но и далеких соседей. Пример тому река, пересекающая несколько областей. В её чистоте заинтересовано уже множество людей, и заинтересовано очень по-разному. Жители верховий не очень-то склонны заботиться о состоянии реки в её низовьях. Поэтому, чтобы обеспечить нормальную совместную жизнь населения всего речного бассейна, уже требуются регламентации на государственном, а иногда и межгосударственном уровне.
Пример с рекой - это тоже лишь частный случай. Ведь существуют и проблемы планетарного характера. Они требуют общечеловеческой стратегии. Для её выработки мало одной культуры и экологической образованности. Мало и действий грамотного (что бывает чрезвычайно редко) правительства. Появляется необходимость создания общечеловеческой стратегии. Она должна охватить буквально все стороны жизнедеятельности людей. Это и новые системы промышленных технологий, которые должны быть безотходными и ресурсосберегающими. Это - и сельскохозяйственные технологии. Причем не только более совершенная обработка почв и использование удобрений. Но, как показывают труды Н.И. Вавилова и других замечательных представителей агрономической науки и растениеводства, здесь главный путь развития - это использование растений, имеющих наибольший коэффициент полезного использования солнечной энергии. То есть энергии чистой, не загрязняющей окружающую среду.
Для того, чтобы человек и дальше вписывался в естественные циклы (кругооборот) биосферы, население планеты, при сохранении современных потребностей, должно быть уменьшено раз в десять. А это невозможно. Регламентация роста народонаселения, конечно, не даст десятикратного сокращения численности обитателей планеты. Значит, наряду с умной демографической политикой, необходимо создавать новые биогеохимические циклы, то есть новый кругооборот веществ, в который войдут прежде всего те виды растений, которые более эффективно используют чистую солнечную энергию, не приносящую планете экологический вред.
Решение проблем такого масштаба доступно только человечеству в целом. А это требует изменений всей организации планетарного сообщества, иными словами, новой цивилизации, перестройки самого главного - тех систем ценностей, которые утверждались веками.
Принцип необходимости формирования новой цивилизации продекларирован Международным зеленым крестом - организацией, создание которой было провозглашено в 1993 году в японском городе Киото. Основной тезис - человек должен жить в согласии с Природой.
1. Глухов в.В. и др. Экономические основы экологии. - СПб.: Специальная литература, 1995. - 280 с.: ил.
2. Моисеев Н. Экология в современном мире // Наука и жизнь - 1998. № 3. - С.2-10. - /Трибуна ученого: Взгляд в 21 век/.
3. Грешневиков А. Сводки с лесного фронта // Новый мир. - 1995. - № 10. - С.179-204. - /Экология России/.
4. Грешневиков А. Гибель вод // Новый мир. - 1998. - № 1. - С.98-114. - /Экология России/.
5. Печальная судьба лесов / К. Массаев; По материалам журн. “Time" // Свет: Человек и природа. - 1998. - № 3. - С.57-58. - /По странам и континентам/.