Смекни!
smekni.com

Экология лисицы обыкновенной в Верхне–Мамонском районе Воронежской области (стр. 2 из 6)

2.3.5. Гидрографическая сеть

По Среднерусской возвышенности в западном направлении стекают левые притоки Днепра - Десна с Сеймом, Псел, Ворскла; на юг - Северский Донец с Осколом; на север и се­веро-запад - Ока с ее притоками. Стекающие по более кру­тому восточному склону Среднерусской возвышенности правые притоки Дона представлены некрупными реками -Красивой Мечью, Сосной, Поту данью, Тихой Сосной. По Окско-Донской низменности текут левые притоки Дона -Воронеж, Битюг, Савала, Токай и Хопер. В северном на­правлении низменность пересекает лишь правый приток Оки -Цна

Кроме первой пойменной различают от трех до пяти надпойменных террас Дона, высота которых от 2-4 до 1 ОС-120 м; ширина от нескольких сот метров до многих десятков километров.

В жизни лисицы водоемы имеют чрезвычайно важное значение. Выводковые норы всегда устраиваются вблизи ка­кого-то источника воды. В целом для региона характерен дефицит воды, и по этому показателю Воронежская область в регионе стоит на первом месте. Влияние антропогенного фактора особенно сказывается на состоянии малых рек. Заи­ливание водоемов и водотоков, загрязнение их стоками жинотноводческих ферм, сбросами промышленного производ­ства - типичная картина для региона. Даже основные прито­ки Дона мелеют настолько, что местами зарастают на 80-90%. Интенсивно развиваемая в прошлые годы система пру­дов приходит в упадок. На заросших верховьях прудов, ма­лых рек наблюдается зимняя концентрация лисицы. И в вы­водковый период доля обжитых нор по их берегам довольно значительная. Надо признать, что зарастание водоемов бла-I оприятно для этого зверя, так как при этом создаются оп­тимальные условия, обеспечивающие его укрытие и повы­шение кормности угодий. Зимняя концентрация лисицы в тростниковых зарослях - типичное явление для степной и ле­состепной зон.

2.3.6. Фитоценозы экосистем Центрального Черноземья

В настоящее время растительность региона представлена травянистыми, полукустарниковыми, кустарниковыми и лесными сообществами (Камышев, Хмелев, 1976). Все эти сообщества в той или иной степени заселены лисицей, одна­ко именно лесные массивы и характер их расположения иг­рают в этом отношении определяющую роль.

Лесистость Центрального Черноземья в настоящее вре­мя имеет средний показатель 9,3%. Для большей части тер­ритории характерна лесистость в пределах 6-10%. Расти­тельный покров, таким образом, представляет собой чередо­вание участков, занятых лесной и степной растительностью. Основные лесные массивы расположены вдоль русел рек, обеспечивающих достаточный режим влажности для произ­растания леса.

Но даже в этих условиях естественное восстановление иеса неблагонадежно и в практике основное место занимает искусственное лесоразведение и лесовосстановление путем создания лесных культур на вырубках и неудобьях. Доля лесных культур в гослесфонде ЦЧР составляет 23,6% (Рубцов, 1969). В составе лесных культур преобладают по­садки сосны и дуба.

На сосняки в ЦЧР приходится 24% лесопокрытой пло­щади. Среди них преобладают свежие боры и свежие субори.

Основные площади сосновых древостоев расположены в Тамбовской и Воронежской областях, затем следуют Липец­кая, Белгородская и Курская области. Сосновые леса зани­мают, главным образом, широкие надпойменные террасы левобережий.

На дубравы приходится 52,7% лесопокрытой площади ЦЧР. Около двух третей дубовых лесов представлены по­рослевыми древостоями низкой продуктивности. Наиболь­шая площадь семенных дубрав сосредоточена в Воронеж­ской, Белгородской и Курской областях. Значительная часть дубовых древостоев разбросана в виде небольших по пло­щади урочищ.

В сходных с болотами условиях находятся некоторые пойменные леса, особенно ольховые, часть из которых рас­тет на топях притеррасной поймы. Основу этих древостоев составляет ольха черная, растущая на «коблах»; здесь в нижнем ярусе обычны черемуха, крушина и черная сморо­дина. Эти местообитания малодоступны для человека и дос­таточно плотно заселены позвоночными животными, в том числе и лисицей, являясь для нее основными естественными кормовыми угодьями. Однако нор здесь лисица не уст­раивает.

Для Центрального Черноземья выделяются следующие группы типов леса:

А - боры левобережий;

В - субори на серых и светло-серых супесях;

С - дубравы на плато склонов водоразделов и балок правобережий на супесях;

Д - дубравы тех же местообитаний на суглинках.

Из всего вышеприведенного следует, что размещение лесных массивов ЦЧР в значительной мере зависит от ланд-шафтно-климагических особенностей региона, имеет ост­ровной характер и крайне неравномерное пространственное распределение.

Уцелевшие участки целинной степи (Стрелецкая, Каза­чья степи на территории Центрально-Черноземного госза­поведника) отличаются обильным разнотравьем.Основную часть территории Центрального Черноземья занимают поля сельскохозяйственных культур (агроланд-шафт), для которых в наши дни все более характерным является зарастание сорной растительностью. Это теперь типич­ные кормовые угодья лисицы, где она проводит основное снос время в осенне-зимний сезон и активно осваивает для устройства нор.

2.3.7. Зооценозы экосистем Центрального Черноземья

Животный мир региона довольно разнообразен. В совре­менной фауне региона насчитывается более 10 тыс. видов насекомых, 70 видов млекопитающих, около 300 видов птиц и по 10 видов пресмыкающихся и земноводных (Барабаш-Никифоров, 1957; Барабаш-Никифоров, Семаго, 1963; Кли­мов, 1996; Климов, Хицова, 1996).

Почти половина всего состава млекопитающих пред­ставлена видами с широким географическим ареалом: лиси­ца, волк, горностай, ласка, большинство видов летучих мы­шей и землероек, некоторые другие лесные, лесостепные и степные звери. В 60-70 годах этот список увеличился за счет дикой свиньи, лося, косули, которые достигли здесь сравни­тельно высокой численности.

Многие из названных видов являются объектами охоты, но промыслового значения .не имеют. Их хозяйственная экс­плуатация может быть экономически выгодной только в ус­ловиях специальных лесоохотничьих хозяйств с высоким уровнем биотехнии и охранных мероприятий.

Среди птиц также наибольшую группу составляют виды -убиквисты, принадлежащие к отряду воробьиных. Предста­вители болотно-луговой дичи (речные утки, кулики, коро­стель и др.) являются объектом любительской охоты. Кури­ные (глухарь, тетерев, рябчик) в небольшом количестве встречаются только в Цнинском бору (Тамбовская обл.) и на них запрещена всякая охота. Представители южно-степного элемента, такие как стрепет, дрофа, занесены в Красную Книгу России.

Таким образом, основу фауны наземных позвоночных животных региона составляют виды с широким географиче­ским распространением. На этом фоне выступают формы определенного широтного и долготного тяготения. Явный перевес среди них принадлежит южным формам, что вполне соответствует общему положению края. Виды восточного и западного происхождения представлены примерно одина­ково. В пределах Центральной лесостепи И. И. Барабаш-Никифоров (1957) выделяет два хорошо выраженных фаунистических района - северный (типично лесостепной) и юж­ный (типично степной), что полностью отвечает условиям лесостепи.

Зооценозы лесных экосистем Центрального Черноземья характеризуются определенной нестабильностью, вызван­ной прежде всего хозяйственной деятельностью человека. Рассматривая восстановление ареалов парнокопытных рус­ской лесостепи и формирование сообществ, Ю. П. Лихацкий (1996) быстро прогрессирующее развитие группировок ко­пытных с начала 50-х годов объясняет особенностями воз­растного и породного состава лесных насаждений края и определенной ролью активных охранных мероприятий. На­званным автором убедительно показано, что омоложение возрастной структуры древостоев, связанное с массовым ис­кусственным лесовосстановлением, создало весьма благо­приятные условия для обеспечения копытных кормами. Сле­дует отметить, что наиболее интенсивное повреждение ко­пытными молодняков характерно для территорий, грани­чащих с крупными заповедниками (Воронежский биосфер­ный, Хоперский). Здесь стабильная запредельная плотность копытных животных поддерживается за счет лесных культур граничащих с ними лесхозов, которые практически регуляр­но повреждаются. В сказанном легко убедиться, рассматри­вая изменение численности основных видов млекопитающих на территории Воронежского биосферного заповедника в пределах последних десятилетий. Численность оленя благо­родного, кабана, барсука, лисицы, бобра, енотовидной со­баки колебалась в течение десятилетия (1980-1990) незначи­тельно, тогда как численность лося и косули, способных к большим миграциям, увеличилась соответственно в 4 и 6 раз; при этом нарастала и численность волков (Ю. П. Ли­хацкий, 1997).

Бурный рост поголовья пятнистого оленя, завезенного в Хоперский заповедник в 1938 году в количестве 27 голов, имел место начиная с 1953 года. К 1972 году его численность составила почти 2000 голов (цит. по Лихацкому, 1996).

Пресс этого вида на подрост и подлесок в Хоперском запо-неднике и буферной зоне достиг уровня вреда, что вызвало необходимость регулирования численности путем отстрела.

Лисица - один из хищников, играющих существенную роль в регулировании численности зайца и мышиных. Отстрел лис в Хоперском заповеднике, по мнению Печенюка (1995), вызвал существенный рост стада зайца и мышиных. За 1946-1953 гг. было отстреляно 109 лис и в этих условиях не за­регистрировано ни одного случая нападения лис на домашних животных. Для естественного регулирования численности зайца и мышиных интенсивность уничтожения лисиц была снижена в 1971-1972 гг. на 45%.