Смекни!
smekni.com

Суд и судебная система СССР (стр. 4 из 6)

По своему положению народные заседатели были приравнены к народному судье и наделены правом применять законы и принимать решения по существу дела.

Среди основных принципов деятельности народных судов в советской Конституции 1977 года выделялись следующие:

· осуществление правосудия по уголовным делам на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от социального, имущественного и служебного положения, национальной и расовой принадлежности, вероисповедания;

· ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности;

· гласность судебного разбирательства;

· право обвиняемого на защиту, сущность которого в том, что гражданину предоставляется возможность активно защищаться против выдвинутого обвинения как самому, так и с помощью защитника;

· презумпция невиновности, тесно связанная с правом обвиняемого на защиту.

Районный (городской) народный суд, рассматривавший в 70-х гг. более 90 % всех гражданских и уголовных дел[29], чаще других судов восстанавливал нарушенное прав, принуждал к исполнению неисполненных обязанностей и был непосредственно связан с нуждами населения. Этим и объясняется его особое место в системе судебных органов СССР.

§ 2. Областной (краевой) суд

Краевой, областной суд, суд автономной области и национального округа осуществляли правосудие соответственно в крае, области, автономной области и национальном округе.

Краевой и соответствующие ему суды относились к судам союзных республик и составляли второе звено судебной системы каждой союзной республики. Место краевого и соответствующих ему судов определяется их компетенцией.

На правах областных судов в Москве, Ленинграде и Ташкенте действовали городские суды[30].

Все эти суды в пределах одной союзной республики были наделены одинаковыми полномочиями и действовали как суды первой инстанции и как суды второй и надзорной инстанций.

Порядок деятельности областных судов и их полномочия были установлены ещё Законом о судопроизводстве РСФСР и не претерпели в последующие десятилетия существенные изменения. Областные суды как суды первой инстанции рассматривали гражданские и уголовные дела, отнесённые законом к их ведению, дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу решения, приговоры и определения районных (городских) судов, дела по протестам в порядке судебного надзора на вступившие в законную силу решения, приговоры и определения районных (городских) народных судов, постановления народных судей о предании суду, а также на кассационные определения краевого и соответствующего ему суда.

В качестве суда первой инстанции краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд национального округа рассматривали уголовные дела о всех особо опасных государственных преступлениях (кроме дел о шпионаже, отнесённых к ведению военных трибуналов), дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах, а также некоторые другие категории дел[31].

Краевой и соответствующие ему суды имели право принять к своему производству любое гражданское или уголовное дело, относящееся к ведению народного суда, и разрешит его по существу.

Как правило, краевые суды принимали к своему производству по первой инстанции особо важные дела, имевшие большое общественное значение; дела, не получившие правильного разрешения после вторичного рассмотрения в народном суде; дела, передаваемые на рассмотрение краевого и соответствующего ему суда по первой инстанции после отмены решения народного суда в порядке судебного надзора[32].

В кассационном порядке краевой и соответствующие ему суды рассматривали жалобы осуждённых и оправданных, их защитников и представителей, потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков, а также протесты прокурора на не вступившие в законную силу приговоры, решения и определения народного суда.

В порядке судебного надзора краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд национального округа рассматривали дела по протестам соответствующих должностных лиц.

Очень важно для понимания механизмов функционирования советской судебной системы заметить, что рассмотрение краевым и соответствующими ему судами дел в кассационном и надзорном порядке являлось формой судебного руководства деятельностью нижестоящих судов. Для лучшей организации этого руководства, установления более тесной связи с народными судьями работа краевого и соответствующих ему судов строилась по зональному признаку. В соответствии с этим признаком все районы и города области разбивались на зоны, в каждую из которых входило несколько народных судов. Эта группа судов приказом председателя краевого суда закреплялась за определённым членом суда, под председательством которого рассматривались жалобы на решения и приговоры народных судов зоны.

В компетенцию краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и национальных округов входило также рассмотрение дел о дисциплинарных проступках народных судей, председателей районных (городских) народных судов, а также членов краевого и соответствовавших ему судов.

§ 3. Верховный суд союзной республики

Положением о судоустройстве РСФСР, принятым четвёртой сессией ВЦИК 31 октября 1933 г., была введена единая судебная система во главе с Верховным Судом РСФСР[33].

Верховный суд союзной республики в соответствии с Положением о судоустройстве и другими нормативными актами осуществлял надзор за судебной деятельностью всех судебных органов республики. Он обеспечивал правильное направление судебной практики, единообразное понимание и применение судами законов, а также исполнение ими постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного суда республики.

Верховному суду союзной республик было предоставлено право рассматривать дела к кассационном и надзорном порядке. В кассационном порядке он проверял законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров, решений и определений нижестоящих судов. В порядке судебного надзора он рассматривает протесты на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу.

Решения, приговоры, определения и постановления, выносимые Верховным судом союзной республики, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежали. Они могли быть проверены лишь в порядке судебного надзора[34].

Верховный суд союзной республики на основании изучения и обобщения судебной практики давал судам руководящие разъяснения по вопросам применения республиканского законодательства. Ему принадлежало право законодательной инициативы: он мог ставить перед Президиумом Верховного Совета союзной республики вопросы об издании новых законов, об отменен устаревших законов, о толковании законов.

В союзных республиках, не имевших областного деления, где не было краевых, областных судов, судов автономных областей и судов национальных округов, например в Молдавской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Верховному суду были подсудны все дела, отнесённые законом к ведению краевого и равных ему судов.

Верховный суд союзной республики состоял, как правило, из председателя, его заместителей, членов суда и народных заседателей.

§ 4. Военные трибуналы

Задачи, устройство и компетенцию определяло Положение о военных трибуналах, утверждённое Законом СССР от 25 декабря 1958 г.[35], изменённое и дополненное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 19071 г. "О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР"[36].

Организация Вооружённых Сил СССР имела свои особенности. В армии и на флоте уставы, наставления, инструкции и приказы подробно регламентируют все стороны жизни, быта и службы военнослужащего, поведение при исполнении воинских обязанностей и при нахождении вне службы. Такая подробная регламентация имелась только в Вооружённых Силах. Воинская дисциплина обязывала каждого военнослужащего строго соблюдать законы и точно выполнять требования военной присяги, воинских уставов, приказы и приказания начальников.

Поэтому перед военными трибуналами, наряду с общими для судов задачами, стояла задача по укреплению воинской дисциплины.

Деятельность военных трибуналов протекала в тесном взаимодействии с командованием и политическими органами армии и флота

В армии и на флоте в соответствии с воинскими уставами вся полнота власти принадлежала командиру, несущему ответственность за состояние данного подразделения, части или соединения, за их боеспособность, боевую и политическую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину личного состава.

Военное командование, отвечавшее за состояние вверенных ему войск, прежде всего было заинтересовано в борьбе с нарушениями воинской дисциплины, в искоренении преступлений среди военнослужащих. Оно располагало рядом прав, непосредственно связанных с уголовным судопроизводством. Так, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений являлись органами дознания.

Военнослужащие, совершившие уголовные преступления, привлекались к уголовной ответственности с согласия командования.

Однако в соответствии с законом рассмотрение и разрешение конкретных уголовных дел военными трибуналами должно было протекать в условиях, исключающих вмешательство военного командования, политорганов, а также каких-либо других органов или должностных лиц.