Рис.1.[2]
2.2 Снижение плодородия земель
В Подмосковье активно снижается содержание гумуса в почвах. Здесь его в среднем в 1.5 — 2 раза ниже оптимального для большинства культур, что обусловливает необходимость внесения азотных удобрений.
Причины: Эрозия, истощение в результате эксплуатации без внесения удобрений.
Несколько веков назад люди для восстановления плодородия обычно забрасывали поля. В последнее время используют удобрения и бобовые культуры. В 1990-х гг. внесение удобрений снизилось на 40 %, что привело к уменьшению загрязнений, но и — к потере плодородности земель.
Так как использование азотных удобрений часто приводит к загрязнению почв, воды и продукции, к отравлению диких животных, скота и людей, то необходимо правильное внесение удобрений , а так как это очень сложный и трудоемкий процесс, то цены на продукцию возрастают. [7] См. рис.2.
Рис. 2[2]
2.3 Оползни
Оползни - это скользящее движение земли вниз по склону.
В Москве насчитывается 15 участков с глубокими оползнями (до 100 м) и свыше 300 с мелкими (3 % территории Москвы). Местами грунт смещается на 5 — 10 см в год, иногда — до 25 — 30 см. [6]
Это всё происходит из-за подтопления, размыва берегов, отсыпка и насыпка грунта на склонах оврагов и берегах рек, нерегулируемого стока талых и дождевых вод. А первичные причины — вырубка лесов по берегам рек, распашка долин и пойм, строительство в водоохранных зонах, осушение болот.
Проблема появилась несколько веков назад. В Москве в результате бурных паводков в XVII— XIX веках постоянно подмывался и разрушался берег Москвы-реки. Сейчас на многих участках созданы бетонные стенки-набережные, коллекторы для отвода вод, но в ряде мест оползни продолжают развиваться, и за последние 15 лет в Москве произошло удвоение мелких оползней. (см. рис.3)
Последствиями являются разрушения берегов рек, коммуникаций, построек; всё это может быть опасно для жизни людей. [7]
Рис.3 [2]
2.4 Карст
Известняки, залегающие под глинами, растворяются, образуются полости и трещины, куда поступают грунтовые и поверхностные воды, а с ними — пески верхних слоев. На поверхности образуются провальные карстовые воронки (в Москве их 42, 0.5 — 40 м в диаметре и 1.5— 8 м глубиной) и обширные опускания грунта. В Подмосковье известно более 800 проявлений карста. Эти процессы развиваются там, где толща глин невелика или отсутствует.
Одной из причин является интенсивная откачка подземных вод, которая приводит к опусканию их уровня в известняках и переносу туда песчаного материала из вышележащих толщ вместе с водой.
А другой причиной служит добыча известняка.
В Подмосковье образование карстовых провалов известно со II тысячелетия н.э. с началом добычи известняка. Активизация процессов в Москве произошла в последнее столетие. (см. рис. 4)
Последствия. Опасные и труднопрогнозируемые процессы: воронки нередко образуются под постройками, что ведет к разрушению домов и улиц, а также метрополитена. В области известны случаи исчезновения озер и рек "под землю". [7]
Рис.4 [2]
2.5 Загрязнение почв тяжелыми металлами
В Москве и Подмосковской области активно идёт загрязнение почв оловом, молибденом, вольфрамом, серебром, медью, ртутью, свинцом, стронцием, цинком, барием и др.; самые опасные — ртуть, кадмий, свинец, цинк и медь. В Подмосковье участки со средним содержанием тяжелых металлов в 10 и более раз превышающим норму занимают 40 %. На дачах области загрязнение свинцом, цинком и марганцем в 50 % случаев превышает предельно допустимую концентрацию в 1 — 3 раза. В Москве 25 % площади загрязнены сильно или очень сильно, а 25 % территории относятся к слабозагрязненным.
Тяжёлые металлы поступают из атмосферы, со стоком вод и со свалок, в том числе закопанных, с привозными зараженными грунтами для газонов и скверов, из удобрений, на дачах — из привозных удобрений и земли, стройматериалов, например, краски.
Первичные источники: промышленность и транспорт (отходы сгорания топлива, дым, стоки), свалки открытые и погребенные, добыча полезных ископаемых.
Наблюдения в Москве и области серьезно стали вестись в последние несколько десятилетий, доступная информация начала появляться с 1980-х гг. Загрязнения, очевидно, начали заметно воздействовать на природу и человека в Подмосковье с начала XX века. В 1977 — 1986 гг. уровень загрязнения в Москве непрерывно рос, в 1986 — 1993 гг. — местами рос, местами снижался, позже произошло небольшое снижение уровня загрязнения в связи со спадом промышленности и ужесточением контроля, но политики и экономисты обещают это "исправить", несмотря на протест экологов. (см.рис. 5)
Тяжёлые металлы проникают в организм человека с водой и сельскохозяйственной продукцией, постепенно накапливаются и приводят к серьезным заболеваниям. В местах с сильным и максимальным загрязнениями наблюдается увеличение числа часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и нарушениями сердечно-сосудистой системы, а также нарушение репродуктивных функций женщин. [4]
Рис.5 [2]
2.6 Загрязнение диоксинами
Диоксины попадают в почвы из воздуха с дождем и текучими водами. Из почвы они попадают в сельскохозяйственную продукцию и воду. В организме животных они способны накапливаться. (см. табл. 1)
В Подмосковье выявлено повышенное содержание диоксинов в продукции некоторых химических предприятий в 10 — 30 раз. По экспертным оценкам сильное загрязнение почв и воздуха диоксинами должно наблюдаться почти по всей Москве и во многих крупных городах области. [1]
Таблица 1. Содержание диоксинов в поверхностных и питьевых водах Москвы и Подмосковья.
Объект исследования | Содержание в долях ПДК * |
Вода р. Шани | 1,7-21,6 |
Вода Учинского водохранилища | 1,5 |
Но Новозападная водопроводная станция | 0,5 |
Восточная водопроводная станция | 1,1-4,0 |
* ПДК - предельно допустимая концентрация.
По: Экологический энциклопедический словарь, 1999.
Диоксины образуются как побочный продукт и выбрасываются в воздух на предприятиях химических, целлюлозно-бумажных, цветной металлургии, при горении органических материалов, сжигании мусора, присутствуют в пестицидах, гербицидах, бумаге, линолеуме, пластмассах. Образуется при хлорировании питьевой воды.
Попав в организм, даже в незначительных количествах, вызывает рак, врожденные дефекты, поражает печень, вилочковую железу, подавляет имунную систему.
Глава 3. Загрязнение вод Москвы и Подмосковья
3.1 Истощение подземных вод
Интенсивная добыча подземных вод привела к снижению их уровня на 50— 120 м в радиусе до 90 км от центра города. В результате на территории Москвы и Подмосковья образовалась огромная депрессионная воронка.
В настоящее время рост депрессионных воронок продолжается.
Прекратилась подпитка Москвы-реки и ее притоков подземными водами, поверхностные и грунтовые воды попадают в подземные пустоты и загрязняют ценные подземные источники. Образуются карстовые провалы. [7]
3.2 Загрязнение подземных вод
Повсеместно в Подмосковье, а особенно - в Москве, отмечается ухудшение качества подземных, особенно, грунтовых вод (ближайший к поверхности водоносный слой), их химическое и бактериологическое загрязнение. Типичные загрязнители - нефтепродукты, железо, марганец, свинец, алюминий, кадмий. Например, в зоне Московского нефтеперерабатывающего завода (Капотня) загрязнение подземных вод нефтепродуктами превышает предельно допустимую концентрацию в 50 раз. (см. рис.8)
Чрезмерный водозабор ведет к повышенному проникновению загрязненной воды с поверхности. Свалки и очистные сооружения в долинах рек, карьерах и оврагах. Плохое обслуживание скважин.
Серьезный анализ начал проводиться с 1970-80-х гг. С 1993 по 1999 гг. отмечено ухудшение качества подземных источников питьевой воды.
Подземные воды являются самым ценным полезным ископаемым недр Московской области, имеющим стратегическое значение. В Подмосковье хозяйственно-питьевое водоснабжение состоит на 90 % из подземных источников, водоснабжение промышленности - на 60 % (в Москве - только около 3 %). Поэтому ее загрязнение может привести к экологическому и экономическому кризисам в Подмосковье. Кроме того, в земле "разъедаются" бетонные фундаменты и металлические конструкции. Вода "разъедает" известняки, образуются пустоты и карстовые провалы.
Рис.8 [2]
3.3 Загрязнение воды в Подмосковье
Почти все крупные реки и озера в Подмосковье загрязнены фосфором, азотом, кислотами, органическими веществами (ксилол, толуол, хлорбензол и др.), диоксинами, нефтепродуктами и тяжелыми металлами (никель, кадмий, медь, хром, свинец, мышьяк и др.).
Например, по данным на 1999 г., в р.Оке после впадения в нее Москвы-реки наблюдается превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) по органическим веществам — в 1.5 раза, фенолам — в 4 раза, аммонийного и нитритного азота — в 2 раза, нефтепродуктам — в 5 раз; в Рузском и Озернинском водохранилищах содержание фенолов выше ПДК в 5 раз, нефтепродуктов — в 4 раза, меди — в 7 — 14 раз. (см. рис.6)