Одним из доводов противников суда присяжных при его возрождении было утверждение о том, что при нынешних условиях, когда судебные процессы срываются из-за неявок народных заседателей (которых требуется только два), судебные процессы с участием присяжных (а их необходимо не менее двадцати) вообще нельзя будет провести.
За 3.5 года в Ростовский областной суд для участия в рассмотрении уголовных дел в качестве присяжных заседателей вызывалось около 4,5 тысяч человек, и ни один процесс из-за неявок присяжных заседателей не был сорван.
В Ростовском областном суде среди присяжных заседателей, принимавших участие в рассмотрении уголовных дел в течение прошедших 3,5 лет, пенсионеры составляют 16,2 %. Средний возраст ростовских присяжных заседателей – 47 лет, 36% присяжных заседателей имеют высшее образование, 36 % - среднее специальное и 27% - среднее.
Российский человек всегда к исполнению общественного долга присяжного заседателя относился ответственно и почтительно. Без малого сто лет назад А.Ф. Кони писал, что русский присяжный заседатель относится к своему делу как к делу служения совести. Повестку о вызове его в суд он хранил за образами.
Согласно ныне действующему законодательству после предварительного слушания дела, предшествующего судебному разбирательству, судья назначает день слушания дела и через аппарат суда вызывает в судебное заседание не менее двадцати присяжных заседателей.
В судебном заседании председательствующий судья сообщает о деле, которое подлежит рассмотрению, разъясняет присяжным заседателям их права и обязанности, какие задачи и при каких условиях они призваны решить.
Затем председательствующий выясняет информированы ли они об обстоятельствах дела. В отношении присяжного заседателя, информированного об обстоятельствах дела, решает вопрос об освобождении его от участия в рассмотрении дела. В этой стадии допустим и самоотвод присяжного заседателя.
Затем стороны (прокурор, подсудимый и его защитник) могут заявить присяжным заседателям как мотивированный, так и безмотивный отвод. Основанием для отвода может быть участие в любой форме в производстве по данному делу (понятой, производство розыска и т.п.), заинтересованность в деле, наличие родства с кем-либо из участников процесса.
Вопросы самоотвода и отвода присяжных заседателей решаются единолично председательствующим.
Безмотивный отвод заявляется присяжному заседателю государственным обвинителем, подсудимым и его защитником.
Государственный обвинитель может отвести не более двух присяжных заседателей. Подсудимый может отвести такое количество присяжных, чтобы после отвода их осталось не менее четырнадцати – это минимальное число присяжных заседателей, необходимое для жеребьевки и формирования коллегии (скамьи присяжных) присяжных заседателей в 12 человек основного состава и 2 запасных.
Жеребьевка проходит в таком порядке. Фамилии неотведенных присяжных заседателей, надписанные на отдельных бланках (листах, билетах), опускаются председательствующим в урну (ящик), затем он извлекает их оттуда по одному и оглашает каждую фамилию. Первые отобранные 12 присяжных заседателей считаются комплектными, а два – запасными.
Коллегия присяжных заседателей размещается в зале судебных заседаний отдельно от председательствующего судьи на поставленные в ряды скамьи или стулья.
Список комплектных присяжных заседателей секретарь вносит в протокол в порядке поступления из урны.
Комплектные присяжные заседатели из своего числа избирают старшину, через которого и общаются с председательствующим. Старшина никаких преимуществ перед другими членами скамьи присяжных заседателей не имеет. Он только руководит порядком и ходом совещания, оглашает вопросный лист в совещательный комнате, записывает ответы на вопросы, заполняет опросный лист и оглашает его в судебном заседании.
Присяжные заседатели после завершения жеребьевки принимают присягу (поэтому они и именуются присяжными):
«Клянусь исполнять свои обязанности честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, доводы, обстоятельства дела и ничего кроме них, разрешать дело по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку».
Присяга принимается после избрания старшины присяжных заседателей. После зачтения присяги председательствующий называет фамилию каждого присяжного заседателя, который подтверждает: «Я клянусь».
Факт принятия присяги фиксируется в протоколе судебного заседания.
Присяжные заседатели участвуют в судебном заседании и по результатам разбирательства дела выносят свой вердикт.
Присяжные заседатели выслушивают все, о чем говорится в ходе судебного следствия по делу. Они имеют право участвовать в осмотре местности при выходе суда на место совершения преступления. Имеют право участвовать в исследовании документов, в осмотре вещественных доказательств и в других действиях суда во время проведения судебного следствия.
Вопросы присяжные заседатели задают в письменном виде, передают старшине, который вручает их председательствующему. Вопросы могут быть адресованы как подсудимому, так и потерпевшему, свидетелям, эксперту. Каждый присяжный заседатель должен самостоятельно оценить обстоятельства дела с учетом своей совести и внутреннего убеждения.
Во время слушания дела присяжный заседатель не должен отлучаться из зала судебного заседания, общаться со свидетелями, потерпевшими, адвокатами и другими лицами, имеющими отношение к делу.
После окончания судебного следствия суд переходит к выслушиванию прений сторон, состоявших из речей прокурора, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, защитника, подсудимого, если он отказался от защитника.
Участники судебных прений после их завершения вправе воспользоваться репликой.
Затем подсудимому предоставляется последнее слово.
Принятие коллегией присяжных заседателей вердикта (решения) предшествует процедура постановки вопросов на разрешение присяжных заседателей.
В обязательном порядке ставятся три основных вопроса:
1. Имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый.
2. Совершил ли это деяние подсудимый.
3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
Первые два вопроса могут быть поставлены в ином варианте: 1) доказано ли, что соответствующее деяние имело место; 2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый. Третий вопрос всегда ставится в изложенной форме.
В случае, если имеются основания сомневаться в том, что подсудимый во время совершения деяния находился во вменяемом состоянии, по соответствующему деянию ставятся три основных вопроса, причем вопросу о виновности дополнительно предшествует вопрос о том, мог ли подсудимый в момент совершения деяния отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.
Вопрос о виновности раздробляется также в том случае, когда в суде поддерживается гражданский иск и истец, лицо заинтересованное не столько в решении вопроса о виновности, сколько в удостоверении факта совершения преступления подсудимым, требует постановки отдельного вопроса о событии преступления. Это основные вопросы, вносимые в вопросный лист.
Однако могут быть и частные вопросы. Вопросы о таких обстоятельствах, которые увеличивают или уменьшают степень виновности либо изменяют ее характер, влекут освобождение подсудимого от ответственности.
По делам несовершеннолетних, при наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должен ставиться вопрос о том, мог ли он полностью сознавать значение своих действий.
В случаях, когда преступление не было доведено до конца, ставятся вопросы о степени осуществления преступного намерения и причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца.
При совершении преступления в соучастии, ставятся вопросы о степени и характере участия каждого из соучастников в совершении преступления. При этом необходимо соблюдать двоякого рода правила: 1) чтобы внешняя сторона преступления для всех соучастников определялась во всех преступлениях одинаково для того, чтобы в результате не оказалось бы соучастия подсудимых не в одном и том же, а в разных преступлениях; 2) чтобы внутренняя сторона преступления была определена в отношении каждого подсудимого соответственно мере оказанного им участия.
Постановка вопросов имеет свои правила.
Вопросы зачитываются и ставятся на обсуждение сторон. Формулируются вопросы на основании поддерживаемого государственного обвинения, результатов следствия и прений сторон.
Вопросы ставятся по каждому деянию, в совершении которого подсудимый обвиняется.
Вопросы ставятся в отношении каждого подсудимого отдельно.
Вопросы составляются в общеупотребительных выражениях, а не в виде принятых в законе определений.
Вопросы ставятся по существенным признакам преступления и виновности подсудимого.
Ни в коем случае не соединяются вопросы, из которых один может быть разрешен утвердительно, а другой – отрицательно.
Не могут ставиться отдельно либо в составе других вопросы, требующие от присяжных заседателей юридической квалификации статуса подсудимого (о его судимости, о факте признания его особо опасным рецидивистом, об ответственности его должностного положения), а также другие вопросы, требующие собственно юридической оценки при вынесении присяжными заседателями своего вердикта.
Вопросы ставятся с учетом требований ст.254 УПК.
Формулировки вопросов не могут допускать при каком-либо ответе на них признание подсудимого виновным в совершении деяния, обвинение по которому не предъявлено ему государственным обвинителем либо не поддерживается им к моменту постановки вопросов.