Английская ядерная политика исторически тесно связана с американской на многих уровнях. Лондон традиционно сделал ставку на максимально тесное сотрудничество с США, начавшееся еще в годы второй мировой войны, в том числе и на американскую систему предупреждения о ракетном нападении.
Применение ядерных средств Великобритания планирует осуществлять, а двух формах: в упреждающем ядерном удара всем составом боеготовых средств (скорее всего, совместно с США) или в ответном ударе дежурным составом (одной - двумя ПЛАРБ) самостоятельно из района боевого патрулирования.
Согласно материалам внешнеполитического ведомства, Великобритания, как и США готова пересмотреть инструменты борьбы с нераспространением ОМУ. 20 марта 2002 г. министр обороны заявил: «Британия готова использовать ядерное оружие для защиты своих войск от ОМУ».
Анализируя планы модернизации ядерных сил, следует отметить, что время разработки ПЛАРВ составляет около 15 лет, а срои ее службы - 25 лат. Поэтому спустя 10 лет после ввода первой лодки нового поколения необходимо начинать работы по разработке субмарины следующего поколения. Б ближайшие годы Англия должна принять решение о судьбе ППАРБ, а пока министерство обороны отрицает, что существует план строительства новой лодки. Так, в преддверии конференции по ДНЯО в 1998г. правительство заявляло преждевременности отказа от разработки преемника ПЛАРБ с БРПЛ «Trident», поскольку, участвуя в процессе ядерного разоружения, оно должно быть, уверено, что в будущем безопасность можно обеспечить без ядерного оружия. И если в 2000-2001 гг. комитет по обороне палаты общин, комментируя долгосрочную ядерную политику, не уточнил эту проблему, то уже в Послании по безопасности в изменяющемся мире за 2003 г. (Белая книга 2003 г.) фактически были расставлены все точки над «is: минимальное ядерное сдерживание с помощью рэкет «Trident* останется необходимым элементом безопасности Великобритании до 2028 г. В условиях высокого риска распространения ОМУ существующее ядерное оружие должно быть сохранено.
Пока же официальное решение не принято, вопрос сдерживания ядерными средствами остается открытым вплоть до принятия решения парламентом. Вообще в плане открытости лейбористское правительство отказалось от ежегодных заявлений по ядерной политике, практиковавшихся в 80-90-х годах прошлого века.
Так, в 1995 г. Англия объявила, что прекращает производство расщепляющихся материалов для ядерного оружия. До 1980 г. она приобретала у США важнейший элемент термоядерного боезаряда - тритий, который используется в современных боезарядах, повышая их мощность до 10 раз, и подлежит обновлению через 7-8 лет. С1980 г. в Чапеп-Кроссе было налажено производство собственного трития. Планируется, что в марте 2005 г. его производство будет остановлено и ужпроизводство собственного трития. Планируется, что в марте 2005 г. его производство будет остановлено и уже, а 2008-2010 гг. закрыто. Характерно, что, а октябре 2003 г. США после длительного перерыва возобновили производство трития. Не исключено, что отсутствующий тритий Британия вновь начнет закупать в США. Тем более что недавно в Альдермастоне был открыт новый, более безопасный цен по работе с тритием.
С одной стороны, Англия заявила о полном объеме своих запасов расщепляющихся материалов, а также поставила те из них, которые более не требуются для оборонных цепей, под международные гарантии. Она предоставила все объекты по их обогащению и переработке для проведения международных инспекций и начала работу по национальной исторической отчетности по произведенным расщепляющимся материалам. Страна начала программу накопления опыта в области проверок сокращений и ликвидации ядерного оружия. Так, на третью сессию Подготовительного комитета Конференции 2005 г. по рассмотрению действия ДНЯО был вынесен вопрос о проверке технологий контроля возможности их потенциального использования на снятых боезарядах.
С другой стороны, сторонники ядерного разоружения критикуют правительство за прямые нарушения ДНЯО. План строительства нового предприятия по изготовлено боезарядов противоречит статье 6, а продолжающееся активное сотрудничество с США (планы продления соглашения о сотрудничестве, совместные работы ученых, участие в подкритических испытаниях и работах по созданию ПРО) - статье 1. Позиция лейбористов по разработке ядерного оружия, по возможности его использования в подстратегической миссии нанесения ограниченных ударов, в том числе по неядерным странам - участницам Договора противоречит заявлениям премьер-министра об избавлении мира от ядерного оружия, ОМУ и о выполнении практических шагов ядерного разоружения.
Сторонники ядерного разоружения считают, что за 50 лет английское ядерное оружие не сыграло никакой роли а прошедших военных конфликтах, страна не получила никаких преимуществ от обладания им. А вскрывшийся факт нахождения на борту одного из судов ядерного оружия во время конфликта с Аргентиной за Мальвинские острова лишь вызвал международный скандал. Если Англия откажется от ядерного оружия, ее безопасность не уменьшится. Поэтому правительство должно решить и объявить, что не будет разрабатывать новые средства доставки, когда примерно через 20 лет истекут их сроки эксплуатации.
Запасы оружейного плутония должны быть сокращены до минимально необходимого уровня для существующих СЯС - одна тонна или менее, а избыточное количество должно находиться под международным контролем.
Британия также не должна в дальнейшем производить и приобретать тритий для военных целей после вывода из строя реактора в Чапел-Кроссе. А национальные лаборатории не должны далее поддерживать возможности создания новых боевых зарядов, им необходимо переключиться на проверку и другие аспекты контроля за ядерным оружием, нераспространением, разоружением и перестроить свою работу в пользу гражданских отраслей.
Наконец, Лондон должен приложить усилия по принятию международного соглашения о неиспользовании первым ядерного оружия.
Вряд ли можно сомневаться в том, что перечисленные требования английских сторонников ядерного разоружения не будут выполнены. Но нельзя не учитывать значительного влияния авторитетных общественных организации Великобритании на политику парламента и правительства. Наиболее сдержанная ядерная политика страны по сравнению с другими государствами - официальными членами «ядерного клуба» может рассматриваться как следствие постоянного давления противников ядерного оружия, а мире и в Великобритании, а том числе. Поэтому, прогнозируя перспективы, можно предположить, по крайней мере, отсутствие намерений увеличить запасы ядерного оружия и минимизации усилий по era совершенствованию.
1.3 Ядерная политика Франции
В настоящее время во Франции осуществляется военная реформа, главной задачей которой является обеспечение готовности страны отразить любую угрозу, исходящую из какого-либо региона земного шара. Стратегия национальной обороны опирается на четыре принципа: ядерное сдерживание, предупреждение конфликтов, реагирование на конфликты за пределами государства и защита территории. Реформированию подвергнуты сипы ядерного сдерживания, обычные вооруженные сипы и военная жандармерия. На первом этапе (1996-2002) вооруженные сипы были сокращены и переведены на контрактную основу. На первом этапе (2003-2006) основное внимание будет уделено модернизации имеющихся и принятию на вооружение новых образцов боевой техники. Определена необходимость усилить оборонный потенциал Франции в условиях новых реалий, повлекших за собой изменение природы угроз. Безопасность Франции в перспективе базируется на модернизации и европеизации своих собственных оборонных инструментов и возможности использовать элемент ядерного устрашения.
В условиях, когда ядерное оружие и средства его доставки получают все большее распространение в мире, в том числе в зонах военно-политической напряженности, ядерное сдерживание играет ключевую роль во французской оборонной стратегии. Сдерживание гарантирует безопасность от угроз жизненным интересам и является фактором международной стабильности.
Сдерживание обеспечивается тремя компонентами: морскими стратегическими ядерными силами, нестратегическими ядерными силами воздушного базирования и инфраструктурой разработки нового и подтверждения боевых характеристик существующего оружия.
По данным на апрель 2004 г., ядерные силы Франции состоят из 348 оперативно развернутых боевых зарядов трех типов (TN71, TN75 и TN81) суммарной мощностью 51,6 Мт. С конца 2004 г. при сохранении общего количества боезарядов их останется только два типа суммарной мощностью 46,8 Мт.
Несмотря на увеличение к 2015 г. количества БРПЛ морские СЯС Франции будут иметь тот же ядерный потенциал, что и сейчас.
В 2003-2008гг. финансирование ядерных сил Франции составит в среднем 2,8 млрд. евро ежегодно, или 20% военного бюджета, что на 5% больше, чем в 1997-2002гг. и на 40% больше, чем в 1990-1996гг.
Ядерные сипы функционируют по принципу «строгой достаточности». На боевом патрулировании постоянно находится одна АЛЛ с БРПП. Воздушная составляющая демонстрирует возможности гибкого использования ядерного оружия. Тактическое оружие рассматривается как средство «последнего предупреждения» о готовности применить стратегическое ядерное оружие. Вместе с тем щепанные в апреле 2004 г. заявления министра обороны могут свидетельствовать о нежелании Франции разрабатывать миниатюрные ядерные заряды для поражения высокозащищенных и заглубленных объектов управления, хранения и развертывания ОМУ.