Смекни!
smekni.com

История и охрана деревьев Крыма (стр. 3 из 4)

А много ли лично Вы знаете в Крыму объектов природы, которые заповеданы из-за своих историко-культурных особенностей, благодаря тому, что они почитались или почитаются местным населением, либо просто имеют эстетически привлекательный вид? Такие ценности охранные структуры пока не признают. Очень сложно объяснить чиновнику природоохраной госструктуры зачем нужно заповедать родник, который ничем особым не выделяется, кроме того, что он почитаем у местного населения. Трудно доказать, зачем нужно охранять пещеру, где, по поверьям местных жителей, живет какое-либо божество, которому они поклоняются уже не одну сотню лет. Практически невозможно решить вопрос о придании заповедного статуса вековому дереву, растущему возле культового сооружения. На такие предложения в большинстве случаев можно увидеть чиновничью ухмылку, прочитать в его глазах вопрос о соответствии вашей душевной вменяемости или услышать вопрос: "А зачем охранять? Это дерево, что кто-то срубит? Этот родник что, кто-то закопает? Да их и так вон сколько по региону, ваших вековых деревьев, пещер и родников!".

Сейчас объекты природы заповедываются только благодаря их природоохранной и научной ценности. Остальные критерии не учитываются. А в законе "О природно-заповедном фонде Украины" ясно говориться, что ПЗФ Украины составляют объекты: "которые имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность:". То есть все ценности равны между собой, но в природоохранной практике преобладает, почему-то, исключительно природоохранная ценность. Так же пока неизвестны прецеденты, когда природный объект становился заповедным, минуя природоохранную ценность [10].

Почему же мы забываем, что законно охранять объект можно и по другим принципам? Если это вспомнить - то все достопримечательные деревья Крыма (прежде всего мемориальные и священные) можно с уверенностью разрабатывать для включения в природно-заповедный фонд АРК.

Но не все так плохо и безнадежно. Часто под давлением гражданской и научной общественности и железобетонная чиновничья стена дает трещины. Вот пример. После отказа Крымским Рескомом экологии рассмотреть подготовленные сотрудниками ТНУ и КЭКЦ обоснования (о которых говорилось выше), по данному делу были направлены письма-жалобы в Министерство экологии и природных ресурсов Украины и в Совет Министров АРК. Кроме того, КЭКЦ вел работу с сотрудниками Минэкологии по этому вопросу непосредственно в Киеве. Ответ не заставил себя ждать. 19 апреля 2002 года Государственная служба заповедного дела издала инструктивное письмо, разосланное по всем государственным управлениям экологии и природных ресурсов в областях Украины, в АРК и в г. Севастополе. В письме рекомендовалось обратить внимание подвластных Минэкологии структур на "необходимость заповедания территорий и объектов, которые имеют особую экологическую, научную, эстетическую, общественную, а так же историко-культурную ценность". Так же подчеркивалось, что "уникальные природные творения - мемориальные деревья, сакральные криницы, :небольшие озера и рощи" являются важной частью природного и культурного наследия Украины. В заключение своего письма Минэкологии просило усилить совместную работу с научными и общественными экологическими организациями с целью выявления и заповедания таких объектов.

Вскоре и Республиканский комитет экологии и природных ресурсов АРК ответил директору КЭКЦ письмом, в котором предлагалось всяческая помощь и сотрудничество. Тут же была подготовлена красивая цветная листовка с текстом: "Не покупайте изделия из можжевельников!!! Они нуждаются в нашей охране. Растут очень медленно и практически не возобновляются. Сегодня это вековые деревья, а завтра - пеньки: Помните! Даже Богу не под силу создать старое дерево. Знайте! Приобретая изделия из можжевельников, Вы способствуете безвозвратной утрате этих редких деревьев". Данная листовка ярко свидетельствует, что крымские чиновники прислушались к гласу общественности и своего киевского начальства и начали делать какие-то шаги по охране вековых деревьев. Главное, чтобы они на этом не остановились.

И все же в настоящее время во многих регионах СНГ, в том числе и в Крыму, государственная охрана природы чисто номинальная и, соответственно, мало эффективная. Природа на самом деле на полуострове никем не охраняется: ни государственными структурами, ни общественными организациями, ни, тем более, политическими партиями, которые в преддверии политических выборов яростно выкрикивают лозунги об охране природы и экологии.

На самом же деле все вышеперечисленные субъекты даже при всем их желании не смогут действенно охранять природу. Они могут только помочь направить в нужное русло экологическое сознание народа, который является основным потребителем и сторожем Природы. Масштабным уничтожением природы занимается не политики, чиновники и ученые, а население региона. Следовательно, и продуктивной охраной природной среды тоже сможет заниматься только само население. Пока народные массы не поймут все ценности Природы - она будет гибнуть.

Поэтому основным упором в работе всех приверженцев природоохраны должно быть развитие, восстановление и закрепление экологического мышления простых людей. На протяжении многих веков на территории Крыма, у разных этносов существовал целый пласт культуры, связанный с народной охраной природы. Каждый народ имел свои природоохранные традиции, свои собственные охраняемые природные территории. В большинстве своем, такие традиции и территории были основаны на культово-религиозном почитании природы [18].

Поклонение объектам природы и связанные с ними культурные традиции сыграли главную роль в формировании экологического мышления населявших Крым народов. Исключительно благодаря почитанию некоторых природных территорий, до нашего времени дожили не только сами эти места, но и в значительной степени сохранился их биоресурсный потенциал [17].

В связи с этим необходимо всенародное понимание важности дела охраны природы, одним из этапов которого может являться возрождение и поддержание культа деревьев, что будет выступать действенным механизмом в их охране. Для этого природоохранным организациям необходимо развивать и популяризировать мотивы поклонения деревьям, что особенно продуктивно может выражаться через почитание мемориальных деревьев и деревьев-долгожителей.

В настоящее время собственно "священные" деревья имеются в Крыму у караимов (дубовая роща у Чуфут-кале), татар (ореховые посадки у пещеры Кырк-азис, кипарисы у могилы азиса в Изобильном и др.) и русских (черешня в Качи-Кальоне). Такие деревья являются частью нематериальных культовых ресурсов этих этносов. Священных деревьев немного и за их охрану отвечают сами представители этно-конфессиональной общности. Конечно, сами служители культов могут объявлять новые деревья священными. Например, деревья возле православных храмов, мусульманских мечетей или могил азиса. Такие деревья будут беспрекословно почитаться (и охраняться) приверженцами религиозного культа.

Те же, кто причисляет себя к атеистически настроенным людям, естественно, будут скептически, и даже иронично, относиться к священным деревьям. Но, как правило, все материалисты верят в научный подход к жизни, признают исторические факты. Такие люди без особых колебаний признают мемориальные деревья, связанные с важным историческим событием или известной личностью. Поэтому охрана вековых деревьев через их мемориализацию сможет достигнуть в данном случае наибольших результатов.

Мемориальные деревья могут быть регионального и локального масштабов. Так, известный Суворовский дуб или Пушкинский кипарис - это деревья общекрымского, регионального масштаба. О них знает большинство крымчан, они прочной составляющей вошли в экскурсионно-туристический образ Крыма. В тоже время в каждом населенном пункте имеется дерево, связанное с событием либо личностью местного масштаба. Такое дерево может быть особо не примечательным для всего региона, но для жителей отдельного пункта может играть важную роль. Как пример можно привести Пятиствольный Мюльгаузенский каштан в Симферополе на ул. Фрунзе.

В каждом городе есть самое старое дерево. Такое дерево является своеобразным символом города, живым свидетелем его истории. Совсем нетрудно для каждого города выявить самое старое дерево. Оно может стать местом проведения городских праздников, об этом дереве необходимо писать в местной прессе, рассказывать на школьных уроках по природоведению и географии. Особо ценными как один из символов города такие деревья могут стать для молодых городов, возраст которых исчисляется несколькими сотнями, или даже десятками лет (Симферополь, Севастополь, Красноперекопск, Щелкино и др.). В молодых городах деревья старожилы - единственные свидетели всей их истории. Пока в Крыму только Симферополь имеет такое дерево (дуб "Богатырь Тавриды"), которое почитается горожанами как один из символов города, как свидетель его истории. Силами местных краеведов необходимо провести во всех населенных пунктах работу по выявления и популяризации "деревьев-свидетелей".

Так же первоочередной задачей для краеведов, историков, географов является полная инвентаризация всех старых деревьев в своем регионе. Понятие "старое дерево" относительно и индивидуально для каждого рода дерева, но все же минимальным возрастным рубежом для инвентаризации можно посоветовать 300 летний возраст. Таких деревьев в Крыму пока еще немало. Само собой разумеется, что на учет должны быть взяты все священные и мемориальные деревья.