В новой России разграничение компетенции в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования вступило в начальную фазу. В настоящее время происходит накопление нормативного материала, осуществляются попытки выработать взаимоприемлемые для Федерации и субъектов Федерации подходы. Однако нерешенных проблем еще достаточно. Разграничение компетенции, особенно в области распоряжения природными ресурсами, остается конфликтной сферой внутригосударственных отношений. Все еще не ясно, на каких принципах будет поделена государственная собственность и каким образом будет разграничено управление ею. Решить одним разом эти и другие проблемы не представляется реальным.
Вместе с тем опыт США позволяет извлечь некоторые уроки. Прежде всего ясно, что физическое разделение государственной собственности не является панацеей от конфликтов по разграничению полномочий. Будет невозможно полностью исключить участие субъектов Федерации или местных органов, скажем, в управлении федеральной собственностью, то есть вопрос о разграничении снят не будет.
Чтобы устранить дублирование правового регулирования на федеральном и субъектном уровнях и возникновение здесь противоречий, может оказаться полезным принцип, применяемый в США, который исключает параллельное регулирование субъекта Федерации в сфере действия федерального закона, кроме случаев, когда последнее прямо не разрешено законом.
В американской теории и практике постепенно сложились технико-юридические методы контроля жизнеспособности законодательства, позволяющие поддерживать акты экологического права в состоянии оптимальной активности. Ясное установление конкретных целей каждого закона, установление сроков достижения этих целей и этапов финансирования дисциплинируют правореализацию и повышают эффективность правового регулирования. Постоянная оценка эффективности законодательства является частью американской правотворческой работы и основанием для своевременных корректировок правовых актов.
Что касается содержательной стороны экологического права, обращает на себя внимание высокая детализированность правовых норм, подробная регламентация прав и обязанностей, ясность целей и определенность ожидаемых результатов. К решению каждой индивидуальной проблемы американский законодатель подходит как к решению математической задачи, когда путь к однозначно понимаемому ответу лежит через цепочку правильно совершенных и логически взаимосвязанных действий. Российский же закон ориентирован на провозглашение стратегических задач, общих принципов, простых и универсальных решений. Недостатками такого подхода являются риск разночтений, вольных толкований, трудности контроля или просто неисполнения законодательных положений. В этом смысле детализированное американское законодательство, устанавливающее сложные правовые режимы и множество барьеров для неисполнения, преодолевает эти недостатки.
Особенностью американского экологического права является взаимосвязанное развитие материальных и процессуальных норм. Процессуальные нормы помогают расшифровать, обеспечить единое понимание порой страдающих декларативностью целей, задач, прав и обязанностей. Благодаря этому уже в момент издания закон переводится в практическую плоскость, трансформируя провозглашенные обязанности в последовательность конкретных, ясно обозначенных исполнительных действий. Процедура позволяет также уверенно применять закон, определять правонарушение и доказывать вину.
В США, как и в России, административно-правовое регулирование является главным методом государственной деятельности по реализации экологических требований законодательства. Поэтому в масштабе правовых норм экологической сферы большой удельный вес занимают подзаконные нормы и акты, издаваемые министерствами, ведомствами и другими органами исполнительной власти. Обилие подзаконных нормативных актов - характерная черта американского экологического права.
Однако угроза беспредельного расширения ведомственного правотворчества с его плюсами и минусами поставила государство перед необходимостью установления жестких правовых рамок материального и процессуального характера для такой деятельности государственных органов.
Как американское государство отреагировало на эту необходимость? Прежде всего, был введен в действие принцип, по которому органы исполнительной власти вправе принимать нормативные акты только тогда и по тем вопросам, когда это прямо указано в законе. Во-первых, процедура принятия ведомственных нормативных актов жестко и подробно урегулирована Законом об административной процедуре. Элементами процедуры являются сроки, формы законопроектной работы, круг участников, привлечение общественности, предварительная публикация текста, порядка апробации, возможность судебного обжалования и т.п.
Но в американской практике ведомственного правотворчества имеется и немало отрицательных моментов и слабых сторон. Даже, казалось бы, такое позитивное явление, как открытый доступ граждан к правительственной информации и правотворческому процессу, приводит к удорожанию и затягиванию процесса и часто не дает полезного результата[19]. Наиболее важной проблемой развития экологического законодательства на уровне субъектов Федерации является реализация их интересов в рамках федерального законодательства.
Таким образом, я определил, что под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Классифицировать источники экологического права можно по некоторым основаниям:
По юридической силе – на законы и подзаконные акты.
По предмету регулирования – на общие и специальные.
По характеру правового регулирования – на материальные и процессуальные.
По характеру нормативные правовые акты - на кодифицированные и не являющиеся таковыми.
По степени значимости - на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные.
Систему источников экологического права образуют:
• Конституция РФ,
• федеративные договоры,
• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,
• законы (конституционные и федеральные),
• нормативные указы и распоряжения Президента РФ,
• нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ,
• конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
• нормативные правовые акты министерств и ведомств,
• нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
• локальные нормативные правовые акты,
• судебные решения.
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г..
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ
Земельный кодекс Российской Федерации N 136-ФЗ от 25 октября 2001 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах"
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в ред. от 22 августа 2004 г
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в ред. от 29 декабря 2004 г
Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"
Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315
Венская конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.)//Ведомости Верховного Совета СССР, 1986 г., N 37, ст. 772.
Стокгольмская декларация ООН 16 июня 1972 г. об окружающей человека среде//Сборник "Действующее международное право", т. 3.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.)//Сборник действующих договоров, соглашений, конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1991, вып. XLV, с. 482.
Специальная литература:
Бобылев А.И. Проблемы развития экологического аграрного, земельного законодательства в субъектах РФ // Государство и право. 1997. № 7. С. 88.
Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2000. С.21-23.
Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.:Юристъ, 1998.