Смекни!
smekni.com

Судебная власть в Российской Федерации (стр. 14 из 30)

Эти полномочия необходимы для реализации задач, поставленных перед судебной властью Конституцией: гарантий быстрой и эффективной защиты органами судебной власти прав и свобод человека в установленном законом порядке; самостоятельности органов судебной власти и их независимости от законодательной и исполнительной властей; обеспечения взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти в формировании судебной системы; доступности правосудия на равных основаниях для всех; рассмотрения дел в тех судах и теми судьями, к подсудности которых эти дела отнесены законом; реализации права сторон на пересмотр приговоров суда первой инстанции вышестоящим судом и права граждан на участие в осуществлении правосудия.

Но выполнение своих полномочий, и главной функции – осуществления эффективного правосудия судебной властью, не было бы возможным, без независимости судей, на это обращает наше внимание и Президент РФ В.В. Путин "Нам не добиться устойчивого развития без подлинно независимого суда»[78], и поэтому Конституция закрепила гарантии этой независимости.

1.2. Гарантии независимости судебной власти

Судьи – носители судебной власти, и именно на них возложена Конституцией РФ функция осуществления правосудия. Теперь, по истечении почти 10 лет со дня принятия Конституции РФ, можно утверждать, что одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в ее положениях гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий, и следовательно достижения поставленных перед судебной властью целей и задач.

Конечно, независимость судей провозглашалась конституционным принципом и ранее, но вслед за этим неизменно следовало требование подчинения их только закону, что признавалось гарантом судейской независимости. Требование руководствоваться только законом на практике приводило к тому, что даже закон, противоречащий Конституции, был для судей обязательным, что создавало условия для беззакония и репрессий.

Теперь, часть 1 ст. 120 Конституции вносит существенные коррективы в этот принцип: судьи подчиняются только Конституции и федеральному закону. В требовании подчинения судей прежде всего Конституции заложен глубокий смысл, ведь она имеет высшую юридическую силу, прямое действие, и все законы, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Но помимо Конституции и федеральных законов издаются и иные нормативные акты: указы Президента, постановления Правительства; в соответствии с Конституцией субъектам Федерации так же предоставлено право иметь свое законодательство. И суды при осуществлении правосудия руководствуются этими актами, но при условии непротиворечия их Конституции и федеральным законам.

Провозглашение важнейшего принципа правосудия - независимости судебной власти в Конституции страны и в федеральном конституционном законе само по себе является существенным фактором. Но законодатель этим не ограничился, а принял меры к правовому обеспечению его реального действия, установив запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5 Закона о судебной системе).

Законом о судебной системе, кроме того, установлено, что подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом, лица, виновные: а) в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия; б) в ином вмешательстве в деятельность суда.

Названный Закон предписал: присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ч. 5 ст. 5 Закона о судебной системе).

Закон РФ "О статусе судей в РФ" определяет систему гарантий независимости судей: «Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу»[79]

С целью защиты судебной власти, установлена уголовная ответственность за вмешательство в деятельность суда - штраф от 200 до 500 МРОТ, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет (ст. 294 УК); посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы (ст. 295 УК); за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия – лишение свободы до 3 лет (ст. 296 УК); а за неуважение к суду – штраф либо арест от 2 до 4 месяцев (ст. 297 УК).

Независимость судей означает прежде всего создание такого порядка судопроизводства,который бы оградил судей от вмешательство. С этой целью установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать кому бы то ни было, кроме судей, в совещательной комнате, не допускающее разглашения судьями сведений о ходе совещания, запрещение телефонных переговоров с судьями при их совещании.

В связи с этим в отечественной литературе обычно принято ссылаться на установление особого правила – обеспечения тайны совещания судей (ст. 193 ГПК, ст. 124 АПК). Но нередко при этом подчеркивается лишь один аспект, хотя и важнейший, - ограждение судей от влияния извне, со стороны. Но как отмечает профессор Божьев В.П. «…. не менее важно обеспечить независимость каждого судьи (и соответственно заседателя) внутри судейской коллегии. И здесь следует обратить внимание не только на установление запрета разглашать сведения о ходе совещания судей, о позиции каждого из них. Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей, который в совокупности с тайной совещания гарантирует независимость судей друг от друга». [80] Суть этого порядка сводится к следующему: а) наличие запрета судьям (а также соответствующим заседателя) воздерживаться от голосования; б) установление правила, предписывающего председательствующему (а при совещании присяжных – их старшине) подавать свой голос последним.

Эти правила относятся к каждому вопросу, поставленному на обсуждение в совещательной комнате. Тем самым обеспечивается свобода высказывания каждым из судей своего мнения.

Независимость судей обеспечивается также правовым статусом судей, порядком формирования судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями. В учебной юридической литературе часто правовой ста­тус судей отождествляется с их правовым положением. Обычно под правовым статусом судей понимается совокупность их прав и обязанностей, порядок наделения полномочиями (путем выборов или назначения), а также правовые гарантии, позволяющие судьям осуществлять свои полномочия в соответствии с законом.

Правовой статус судей закреплен в Конституции РФ (ст. ст. 119, 120, 121, 122, 124, 128). Так, в ст. 119 закреплены возрастной и образовательный цензы для судей (возраст — 25 и более лет, на­личие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 5 лет). В ст. ст. 120, 121, 122, 124 закреплены правовые гарантии, обеспечивающие осуществ­ление судьями судебной власти. В ст. 128 (пп. 1—2) определены порядок назначения судей Конституционного Суда РФ, Верхов­ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других федеральных судов. Пункт 3 ст. 128 необходимо рассмат­ривать как бланкетную норму, определяющую, что полномочия, порядок образования и деятельность выше перечисленных судов устанавливается иными правовыми актами.

Для определения статуса судей специально предназначен За­кон РФ “О статусе судей в Российской Федерации” от 26 июня 1992 г. с изменениями и дополнениями от 14.04.1993 г., от 19.05.1995 г. и от 24.06.1999 г. Так статья 6 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в РФ"»[81] определяет порядок назначения судей федеральных судов: судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда - Советом Федерации по представлению Президента РФ, судей других федеральных судов - Президентом по представлению Председателей соответствующих вышестоящих судов.

Все судьи в РФ обладают единым стату­сом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федераль­ными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным зако­ном. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. При­своение судье квалификационного класса не означает измене­ние его статуса относительно других судей в РФ.

К судье предъявляется ряд требований. Судья обязан неукос­нительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; при ис­полнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношени­ях избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не вправе быть де­путатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также со­вмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой рабо­той, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин — 50), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в проф­союзных, иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы, или члена Совета Федерации ФС РФ, либо помощника депутата законода­тельного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и лица, производя­щего дознание. В период деятельности на судью не распростра­няются гарантии неприкосновенности, а членство его в судей­ском сообществе приостанавливается.