Однако эффективность Конвенции 1933 г. снижалась ввиду того, что из-под ее действия изымались некоторые территории Африки. Например, Англия изъяла из-под действия статей Конвенции о заповедниках Гамбию; Бельгия не приняла положения об охране слонов в Конго; Южно-Африканская Республика — об охране волка, горной зебры и носорога на территории Юго-Западной Африки. Принятое в соответствии с Конвенцией национальное законодательство оказалось малоэффективным. Попытки покончить с контрабандной торговлей слоновой костью и рогом носорога окончились неудачей. Это объяснялось специальным правилом Конвенции о том, что все животные, найденные мертвыми, являются собственностью правительства соответствующей африканской территории, т. е. Англии, Франции, Бельгии и других колониальных держав, поделивших Африку еще в конце прошлого века. Такая оговорка только стимулировала истребление животных. В результате стада африканских слонов, носорогов, аптилоп-гну продолжали таять. Процветала торговля рогом носорога, слоновой костью, хвостами гну, а мода в Западной Европе и США на манто из шкур ягуаров, леопардов, гепардов и других пятнистых кошек угрожала полным уничтожением и этих животных. Срочные международно-правовые меры необходимо было принять и для охраны равнинных горилл, которые усиленно отлавливались во всем районе их обитания.
Обретение африканскими государствами независимости, ликвидация колониальных империй в Африке открывают широкие возможности перед народами этого многострадального континента для превращения его в континент изобилия, где царство природы будет сочетаться с подъемом экономики, благосостояния и культуры его народов. Добиться этого нелегко, но важные шаги уже сделаны. Так, па первой межафриканской конференции по охране природы в Аруше (Танзания, 1961 г.) африканские государства выразили твердую решимость стать подлинными хозяевами своей богатейшей фауны и флоры. В 1963 г. ими была принята специальная Декларация по охране природы Африки, в которой они торжественно заявили о своей приверженности принципам сохранения природных ресурсов континента и взяли на себя ответственность перед народами Африки по сохранению африканской природы путем ее рационального использования. Было решено пересмотреть Конвенцию 1933 г. как не соответствующую новым условиям. После долгих и сложных переговоров 15 сентября 1968 г. главы 38 государств и правительств Африки подписали новую Африканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов.
Новая конвенция установила общий подход освободившихся государств Африки — членов Организации Африканского Единства. (ОАЕ) к сохранению, рациональному использованию и развитию флоры, фауны, ресурсов почв и вод на основе планового комплексного вовлечения их в хозяйственный оборот. Конвенция признает неразрывную связь между охраной, использованием и развитием возобновимых природных ресурсов Африки в соответствии с научными принципами и с должным учетом насущных интересов народов. Увеличился перечень животных, находящихся под специальной охраной. В класс «А» этого перечня в отличие от положений Конвенции 1933 г. было включено уже 75 видов и подвидов млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб, в том числе: шимпанзе, пеликаны, фламинго, морские черепахи, слепые рыбы и др.; в класс «Б» — 93 вида, среди них: лев, леопард, крокодилы и другие животные, которые не охранялись Конвенцией 1933 г. Значение новых правил особенно велико, если учесть, что за последние 50 лет численность крупной дичи в Африке сократилась в 50 раз. В соответствии с конвенцией молодые африканские государства приняли новое охотничье и природоохранительное законодательство, создают обширные заповедники и национальные парки дикой природы (например, всемирно известные парки в Кении и Танзании), ведут работу по просвещению и пропаганде в области охраны природы, создают специальные природоохранительные органы,
Подлинное международное сотрудничество в деле охраны природы нужно наладить и государствам Американского континента. Хотя большинство из них приобрели независимость еще в прошлом веке, многие и по сей день остаются в сетях экономической зависимости от империализма США и западных монополий. Это не могло не сказаться на решении проблем, связанных с охраной природы. По существу, она не охранялась, а подвергалась хищническому уничтожению в угоду иностранным предпринимателям. Правда, еще в 1940 г. в Вашингтоне была подписана Конвенция по защите природы и сохранению фауны и флоры Западного полушария. Однако большая часть ее постановлений носит формальный, декларативный характер. Конвенция, например, не обязывает, а лишь призывает государства принять законы по охране находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, перелетных птиц, редких видов фауны и флоры. Предусмотренный в ней перечень этих видов, подлежащих полной охране, так и не был сделан.
Уничтожение природы на Американском континенте продолжается. Ярким примером тому может служить состояние природных ресурсов Амазонии. Так называется обширный район бассейна реки Амазонки площадью 2 млн. кв. миль, в пределах которого расположено восемь государств Южной Америки. Это кладовая ценнейших ископаемых, регион с уникальной флорой и фауной. Но, если не будут приняты радикальные мары по ограничению хищнической эксплуатации западными транснациональными корпорациями природных богатств этого края, ему грозит опасность превратиться через несколько лет в безжизненную пустыню. Одна из таких мер — заключение специального соглашения в этой области.
В последние годы многие страны Латинской Америки стремятся вырваться из-под контроля США и в этом вопросе и создать в регионе свою международно-правовую систему охраны природы, которая была бы основана на равноправном сотрудничестве самих латиноамериканских государств в сохранении и развитии их природных богатств, без вмешательства империалистических держав и монополий, прежде всего США.
Серьезные проблемы в области охраны природы стоят и перед народами Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна. Природе этого региона был нанесен большой вред в результате длительного хозяйничания европейских, американских и японских колонизаторов, а также войн, которые они вели. Требования осуществить здесь мероприятия по охране природы постоянно звучат на регулярно созываемых Тихоокеанских научных конгрессах, Международном союзе охраны природы и на других форумах. МСОП разработал специальный проект по охране природы стран Юго-Восточной Азии, а в 1965 г. состоялась конференция по этому вопросу в Бангкоке (Таиланд). Однако в ней не принимали участия ДРВ, КНР, Бирма, Кампучия и некоторые другие страны региона. Резолюция конференции о необходимости создания региональной организации по охране природы Юго-Восточной Азии осталась невыполненной. Между тем интересы народов этих стран настоятельно требуют согласованных мероприятий по комплексной охране их природных богатств.
Заключение специальных соглашений в этой области между всеми государствами региона, независимо от их социальной или политической системы, открывает путь, на котором страны Азии смогут внести свой ценный вклад в сохранение природы Земли.
Особой заботы человека требует защита фауны и флоры полярных районов нашей планеты — Антарктики и Арктики, которые особенно чувствительны к деятельности человека. Антарктика, или Южная полярная область, и расположенный в ее пределах шестой континент — Антарктида самый холодный район нашей планеты и в то же время богатейшая сокровищница биологических ресурсов всего человечества. Живые ресурсы Антарктики необычайно разнообразны: там обитают киты, тюлени, рыбы, криль, птицы. Многие их виды существуют только здесь. Нерегулируемая их добыча может привести к разрушению всей антарктической экологической системы. Поэтому очень важно поставить ее под строгую международно-правовую защиту. В настоящее время некоторые виды местных животных уже находятся под охраной международных конвенций.
Так, антарктических китов защищает международная конвенция китобойного промысла 1946г. Эта конвенция хотя формально и распространяется на весь Мировой океан, однако практически применяется прежде всего к Антарктике, ибо доля Антарктики в мировой добыче китов составляет свыше 90%. Колоссальные запасы китов в Антарктике в результате их неограниченного промысла в XX в. значительно уменьшились, поэтому главная цель конвенции состоит в том, чтобы довести поголовье китов до наивысшей численности. К сожалению, пока этой цели из-за ряда недостатков конвенции достичь не удалось. В настоящее время выработан проект новой конвенции, которая должна заменить действующую и стать эффективным правовым средством охраны китов.
В отношении тюленей действует международная Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. В соответствии с пей четыре из шести видов обитающих здесь тюленей отнесены к охраняемым, а промысел остальных ограничен. Добыча их не должна превышать оптимально допустимого уровня. Сфера действия .конвенции охватывает все моря, находящиеся к югу от 60° южной широты.