Детальное знакомство с тактикой действий Евросоюза позволяет спрогнозировать следующий сценарий: «Киотские» технологические стандарты ЕС будут использованы для создания новых препятствий импорту энергоемкой продукции. Разумеется, эти препятствия будут созданы только в рамках ЕС; Киотский протокол необходим для придания им легитимности (в противном случае ЕС может попасть под удар как нарушитель правил ВТО).
Отсутствие каких-либо сведений о возможном отраслевом охвате такого рода барьеров, о предполагаемых процедурах и диапазоне санкций не позволяет точно оценить риски, задаваемые подобным сценарием российским экспортным отраслям промышленности. Но даже если учесть только металлургию. Возможный ущерб будет измеряться, миллиардами евро [4].
3.2.3 Некоторые выводы о России в Киотском протоколе
Разумный сценарий политики России в области Киотского протокола предполагает максимизацию выгод и устранение рисков. К мерам по максимизации выгод относятся все действия, направленные на:
- максимальное открытие рынка стран-инвесторов для квот внешнего происхождения, снятие любых ограничений на их импорт (даже с учетом их»связанности» проектными механизмами);
- увеличение доли России в планируемых странами-инвесторами закупках квот на увеличение закупках квот за рубежом в рамках соответствующих проектов.
К мерам по устранению рисков относятся все действия, направленные на снижение давления обязательств по Киотскому протоколу на Россию либо на отмену этих обязательств, в частности;
- исключение России из списка этих стран, несущих обязательства в рамках Протокола (согласно Приложению В к Протоколу и Приложения 1 к Рамочной конвенции ООН по изменению климата).
Засеет в выполнение Россией обязательств по Протоколу того сокращения выбросов, которое произошло в 1990-2008 гг., оцениваемого в 12-13 млрд т, сто позволит нашей стране значительную свободу маневра в будущем.
При разработке конкретных шагов следует учесть важнейшие внешние факторы, к которым относятся:
- позиция США, ведущих самостоятельные действия в области сокращения выбросов, но потенциально способных вернуться в Протокол при условии более реалистичных обязательств для США и более определенных условий активного участия развивающихся стран
- позиция Еврокомиссии (в частности, ее Директората по окружающей среде), характеризующаяся негибкостью, нежеланием считаться с интересами России, и в конечном счете провоцирующая долгосрочный конфликт между ЕС и Россией;
- позиция отдельных стран ЕС, не заинтересованных в подобном конфликте и готовых для сохранения отношений с Россией на некоторые уступки в переговорах относительно Киотского протокола.
В этой связи, разрабатывая тактику действий России на ближайший период следует:
А) предусмотреть серию двухсторонних консультаций с отдельными странами ЕС, Японией и Канадой по увеличению закупок квот в России в рамках проектных механизмов;
Б) начать консультации с США и Японией по возможным сценариям трансформации Киотского протокола, позволяющим учитывать возможности США и России, а также активное участие «третьего мира»; иные способы решения проблемы российских рисков (без привлечения союзников), на наш взгляд, не имеют серьезных шансов на успех;
В) провести консультации по этим же вопросам с европейскими странами «Большой Восьмерки», а также с Канадой, с дальнейшей возможной постановкой этой проблемы на намеченном саммите «большой Восьмерки»;
- использовать проработку вопроса в рамках «Большой Восьмерки» для ухода от открытого конфликта с ЕС, который вполне вероятен в ходе предстоящего в мае саммита «Россия - ЕС»;
- продолжать работу по формированию нормативной базы для проектов совместного осуществления в России, дающей возможность эффективно привлекать инвестиции для проектов энергоснабжения и повышения энергоэффективности на российских предприятиях.
Наконец, следует остановиться на координации всей этой работы. В большинстве развитых стран вопросы, связанные с изменением климата, курируются специально созданными правительственными рабочими группами, наделенными полномочиями функционального руководства по отношению министерствам и ведомствам. Таковы. В частности, Межведомственная группа по изменению климата в Германии, Межведомственная группа по парниковому эффекту при премьер-министре Франции и т.д. Аналогичные функции выполняла Межведомственная комиссия РФ по проблемам изменения климата (МВК РФ). После ее роспуска вопросы координации политики пов области климата, ведшейся и без того недостаточно активно (в том числе и из-за отсутствия у МВК РФ властных полномочий), оказываются организационно необеспеченными в целом.
Решение этого вопроса возможно путем создания новой структуры, аналогичной по своим задачам МВК РФ, но отличающейся от нее большей компактностью, оперативностью и большим объемом властных полномочий (без чего не возможны активные действия по защите российских интересов). Возможно даже сохранение прежнего названия, привычного нашим партнерам по переговорному процессу в рамках Киотского протокола; новизну для них должно представлять не название, а переговорная тактика, суть которой - в переходе от защиты России от навязываемых ей решений к выдвижению собственных альтернатив [4].
3. Последствия изменения климата
3.1 Оценка экологических и социально-экономических последствий изменения климата
Потенциальные воздействия изменения климата очень сложны и изменчивы.
Ожидается, что увеличение температуры вызовет:
- Изменение количества осадков и влагосодержание почв;
- Изменение положения природных зон, максимальные изменения ожидаются в Северном полушарии (площадь тундры уменьшиться на 32%, площадь бореальных лесов уменьшиться на 37%, если СО2 увеличиться вдвое);
- Увеличение продуктивности растительности (в Северном полушарии примерно на 30%);
- Существенное изменение биоты;
- Изменение гидрологического режима;
- Изменение с/х потенциала ресурсов;
- Уменьшение площади ледников;
- Уменьшение площади вечной мерзлоты ( в первой половине XXI века примерно на 15-20%);
- Увеличение уровня мирового океана;
- Уменьшение продуктивности эвтрофных зон, примерно на 9% на каждый градус, увеличение продуктивности олиготрофных;
- Нестабильность атмосферных процессов и рост экстремальных явлений (циклоны, бури, торнадо, наводнения и т.д.)
Изменения климата коснутся всего человечества. В северных регионах жизнь, возможно, станет комфортнее, хотя экологические системы и там будут нарушены. Однако, уже сейчас ясно, что от потепления на планете больше всего пострадают самые бедные регионы, население которых и сейчас беззащитно перед природными бедствиями и эпидемиями.
Прежде всего можно считать, что в высоких широтах потепление должно быть более интенсивным. В высоких широтах количество осадков увеличиться, в умеренных широтах лето в континентальных районах станет более засушливым.
Средняя глобальная температура будет повышаться пропорционально логарифму относительной концентрации СО2, но с отставанием во времени [3].
3.1.1 Возможные изменения уровня океана
Получена оценка возможного повышения уровня океана на 60-80 см вследствие глобального потепления на 3.5±2,0оС, обусловленного удвоением содержания СО2 в атмосфере.
В течение следующего столетия в результате повышения температуры воздуха основными физическими факторами, воздействующими на уровень океана, по-видимому, будут следующие.
1. Термическое расширение вод океана, способное увеличить толщину верхнего 100-м слоя воды тропической зоны на 10 см и нижележащего 900-м слоя по крайней мере на 20 см, а возможно, более чем на 50 см. Можно ожидать, что характер движения холодных глубинных вод из полярных районов в низкие широты не изменится. Возможно, температура этих вод несколько повысится, что приведет к небольшому их расширению от 10 до 20 см, вклад которого в повышение уровня на протяжении 21 века будет незначительным. Однако изменения глубины термоклина, а следовательно, и вертикального распределения температуры воды могут вызвать существенные изменения уровня моря, чем те, которые ожидаются за счет эффекта термического расширения.
2. Таяние малых ледников и ледниковых шапок может привести к повышению уровня океана приблизительно на 20±12 см.
3. Эффекты от изменения скоростей таяния и аккумуляции ледниковых покровов Гренландии и Антарктиды, вероятно, скомпенсируют друг друга. Из-за неопределенности в оценках этих противоположных тенденций результирующее изменение уровня океана не превысит ±10 см/100 лет.
4. Изменения запасов вод суши в озерах, реках, водохранилищах, а также подводных вод очень трудно прогнозировать, тем не менее маловероятно, что они превысят ±10 см/100 лет; возможно, изменение этих составляющих водного баланса составит лишь некоторую долю приведенного значения.
5. Катастрофическое разрушение ледникового щита Западной Антарктиды – процесс не мгновенный, а развивающийся на протяжении определенного интервала времени. Необходимо иметь более детальное океанографическое обоснование для того, чтобы мы могли оценить, достаточно ли повышения глобальной температуры на 3.5оС для начала разрушения к концу следующего столетия. Однако, вероятно, что и в этом случае для повышения уровня океана на 5 м потребуется по крайней мере 200 лет [8].
3.1.2 Реакция лесов
Существует хорошо выраженное соответствие между распределением параметров глобального климата и пространственным распространением растительности, что позволяет ожидать наличие ее взаимосвязи с изменениями климата.