В то же время в океан продолжают поступать все новые и новые токсичные загрязняющие вещества. Все более острый характер приобретают проблемы эвтрофирования и микробиологического загрязнения прибрежных зон океана. В связи с этим важное значение имеет определение допустимого антропогенного давления на морские экосистемы, изучение их ассимиляционной емкости как интегральной характеристики способности биогеоценоза к динамическому накоплению и удалению загрязняющих веществ. Для здоровья человека неблагоприятные последствия при использовании загрязненной воды, а также при контакте с ней (купание, стирка, рыбная ловля и др.) проявляются либо непосредственно при питье, либо в результате биологического накопления по длинным пищевым цепям типа: вода — планктон — рыбы — человек или вода — почва — растения — животные — человек, и др.
При непосредственном контакте человека с бактериально загрязненной водой, а также при проживании или нахождении близ водоема различные паразиты могут проникнуть в кожу и вызвать тяжелые заболевания, особенно характерные для тропиков и субтропиков. В современных условиях увеличивается опасность и таких эпидемических заболеваний как холера, брюшной тиф, дизентерия и др.
Примеры загрязнения морских экосистем
Все серьёзные случаи загрязнения океана связаны с нефтью. В результате широко распространённой практики мытья трюмов танкеров, в океан ежегодно сознательно сбрасывается от 8 до 20 млн. баррелей нефти. Раньше такие нарушения часто оставались безнаказанными, но сегодня спутники позволяют собрать необходимые улики и привлечь виновных к ответственности.
В 1989 г. танкер «Экссон Вальдес» сел на мель в районе Аляски, и нефтяное пятно в результате разлива почти 11 млн. галлонов (ок. 50 тыс. т) нефти растянулось на 1600 км вдоль побережья. Только по делу об уголовной ответственности суд обязал владельца судна — нефтяную компанию «Экссон мобил» — выплатить штату Аляска 150 млн. долл., самый крупный экологический штраф в истории. Из этой суммы суд простил компании 125 млн. в признание её участия в ликвидации последствий катастрофы, но ещё 100 млн. «Экссон» заплатил за ущерб природе и 900 млн. в течение 10 лет по гражданским искам. Хотя последняя выплата федеральным и аляскинским властям состоялась в сентябре 2001 г., до 2006 г. правительство может подать иск ещё на сумму до 100 млн., если обнаружатся экологические последствия, которые нельзя было предусмотреть во время суда. Огромную сумму составляют также претензии компаний и частных лиц, по многим из которых тяжба длится до сих пор.
«Экссон Вальдес» — один из самых известных, но, тем не менее, многих случаев разлива нефти в море. Океан остаётся местом больших и малых экологических бедствий, связанных с перевозкой крайне опасных грузов. Так было с судами «Кэрен Би» (1987), на борту, которого находилось 2000 т токсичных отходов, и «Акацуки-мару» (1992), везший большую партию радиоактивного плутония из Европы в Японию для переработки. 20 ноября 2007 года в Черном море разразился сильный шторм и из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось около двух тысяч тонн мазута.
У юго-восточного побережья Азовского моря концентрации загрязнений была на уровне 1-2 ПДК в районе станицы Голубицкая, а восточнее порта Темрюк появились пятна нефтяного загрязнения. В районе поселка Перекопка отмечено загрязнение до 3 предельно допустимых концентраций. Кроме того, вырос уровень загрязнения Таманского залива — концентрация нефтепродуктов на 15 ноября достигала 11 ПДК.
Специалисты же по экологии и охране окружающей среды со своей стороны считают, что на восстановление экологической системы Керченского пролива уйдет не менее 10 лет. "Нас больше всего беспокоит возможность проникновения пластов мазута в донный грунт. Если это случится, экология района на долгие годы останется нестабильной, пласты мазута периодически будут подниматься на поверхность, образовывая пленку", - сказал зоозащитник. Ущерб от массовой гибели птиц и рыбы в Керченском проливе, где 11 ноября произошло крушение нескольких судов, предварительно оценивается в 3,9 миллиарда рублей, говорится в документах Россельхознадзора по Краснодарскому краю, оказавшихся в распоряжении РИА "Новости".
Ущерб охотничьим видам животного мира определен в размере 6,084 миллиона рублей. Ущерб рыбным запасам - 3 миллиарда 959 миллионов 430 тысяч рублей", - говорится в справке по определению размеров вреда. Расчет сделан ведомством по состоянию на 13 ноября. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось около двух тысяч тонн мазута. Уже во вторник 13 ноября в районе бедствия были обнаружены 12 тысяч 839 погибших лысух, 811 особей чомги большой, 171 нырковая утка, 877 бакланов, два лебедя-шипуна, один фазан. "На воде с сильным загрязнением перьевого покрова нефтепродуктами 19,5 тысячи особей лысухи, 21 чомга, 300-350 особей нырковых видов уток, 755 особей баклана. Вероятность гибели этих видов птицы очень высока", - говорилось в документе.