4. Каждый человек несет моральную ответственность за сохранения природной среды, сохранения Жизни на Земле и экологическое воспитание подрастающего поколения.
5. Каждый человек имеет право на экологический контроль и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмущение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
6. Решения, влияющие на состояние природной среды на какой – либо территории, не могут быть приняты без участия независимых экспертов и населения, проживающего на этой территории.
7. Защита конституционного права граждан на здоровую среду обитания – обязанность законодательных и исполнительных органов власти всех уровней и правозащитных организаций.
Экологические преступления против здоровья населения общественной нравственности уголовного наказуемы. В них конкретно указывают преступления, за которые лица привлекаются к уголовной ответственности. Это изготовление наркотических средств с целью сбыта, организация или содержание притонов для потребления наркотических средств, нарушение санитарно – эпидемиологических правил, сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих за требованием безопасности. Причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов. Вовлечение и занятие проституцией. Организация или содержание притонов для занятий проституцией. Распространение порнографических материалов и предметов. Уничтожение или повреждение памятников истории или культуры. Надругательство над умершими и местами их захоронения. Жестокое обращение с животными.
Привлекаются к уголовной ответственности также за нарушение правил хранения, утилизация экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, атмосферы, моря, порчу земли, незаконную добычу животных и растений, незаконную охоту, порубку деревьев и кустарников.
В задачу экологического воспитания входит также воспитание экологической ответственности. Нравственное, значит ответственное отношение к природе, как правило, пронизывает все сферы деятельности и поведения людей: производственную, бытовую и природоохранительную. В данном случае для нас важна природоохранительная сфера, которая выражает появление нравственной ответственности за сохранения природы и природных ресурсов для настоящего и последующих поколений. Человечество несет ответственность за жизнь на Земле. Существует две планетарные опасности. Первая связана с равновесием между солнечным излучением и тепловым балансом Земли. В последние годы возникли опасения в связи с тем, что продолжение сжигание угля, нефти и других ископаемых видов топлива может повлечь за собой высокое чрезмерное содержание диоксида углерода в атмосфере, а затем и повышение температуры на земной поверхности. Вторая опасность – это вероятность атомной катастрофы (атомная война, атомные взрывы, атомное облучение и т.д.).
Военные специалисты и ученые – атомщики утверждают, что облучение в мирное время и облучение боевое – две совершенно не совместимые вещи. При атомной войне (если, не дай Бог, она когда – нибудь вспыхнет) количество смертей, широта и глубина облучения будут несравненно большими, чем в условиях невоенного времени. Сильно пострадает и сама природа. Настоящий патриот не может не болеть душой за гибель природных богатств и он не только рассуждает, но и на деле проявляет свою ответственность за каждый клочок земли, за лесные богатства, за реки и озера, за воздух, которым мы дышим.
Эколого-нравственные отношения не могут быть сведены лишь к теоретическим установкам. Они имеют практический, жизненно важный аспект и должны стать моральными принципами и нормами, которые разрабатываются на научной основе и закрепляются практически в природоохранной, ресурсосберегающей, природовосстановительной деятельности людей. Влияние людей на среду своего обитания привело к вычленению экологической ответственности. Различные грани ответственности тесно связаны между собой. Экологическая ответственность сопряжена с осознанием необходимости экономии ресурсов, с пониманием важности малоотходных и безотходных технологий, с установкой на соблюдение природоохранного законодательства.
Анализ истории взаимодействия общества и природы свидетельствует о возрастающей роли экологической ответственности. Эта тенденция немногими пока осознана, а потому слабо реализуемая. Сложившаяся в мире экологическая ситуация диктует необходимость резкого повышения ответственности всех членов мирового сообщества за судьбы природы и человечества. Именно в такой плоскости поставлен вопрос в резолюции XXXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государства за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений».
Планета в экологической опасности. Эта опасность порождена во многом экологической безответственностью прошлых лет, исходившей прежде всего от правительственных кругов, министерств и ведомств, которые приносили в жертву своим эгоистическим интересам требования разумного (рационального) природопользования.
Экологическая безответственность становится недопустимой во всех сферах общества: экономической, научно-технической, социальной и на всех уровнях – от общегосударственного до личностного. Отвечать за причиненный природе ущерб должны все: руководители, принявшие решение без учета его экологических последствий; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы; конструктор, не заложивший в проект требования экологической безопасности; водитель, сливший отработанное масло на опушке леса; тракторист, проложивший борозду там, где она может стать началом оврага, - иными словами, каждый человек, какой бы он пост не занимал, в ответе перед природой. Возрастание экологической ответственности призваны понять и почувствовать все – от государственного руководства до каждого индивида. Должны быть безотлагательно усилены меры административной и материальной ответственности за правонарушения в области охраны природы и использования природных ресурсов.
Экологические «Законы» Б. Коммонера. В начале 70 –х гг. американский эколог Б.Коммонер сформулировал четыре положения, раскрывающие суть системы рационального природопользования. Эти положения стали называть «законами», хотя правильнее было бы назвать их «экологическими поговорками»- ведь любая поговорка отражает опыт предшествовавших поколений. Суть этих положений состоит в следующим (приложение 2).
1. Все связано со всем. Это положение об экосистеме и биосферы.
2. За все надо платить. Это всеобщий «закон» рационального природопользования. Платить нужно энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением за повышение урожая, санаториями и лекарствами – за ухудшения здоровья человека.
3. Все надо куда то девать. Это положение о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой не избежны, и потому, нужно думать и об их уменьшении их количества и о последующем захоронении этих отходов.
4. Природа знает лучше. Это самое важное положение природопользования, которое означает, что нельзя пытаться покорять природу, а нужно сотрудничать с ней, используя биологические механизмы для очистки стоков и повышения урожая культурных растений. При этом не стоит забывать о том, что сам человек является биологическим видом, частью природы, а не ее властелином. В таблице 1 (Приложение2) показано, как нужно учитывать «законы» Б.Коммонера при использовании человеком различных экосистем.
Заключение
Человеческое поведение – сложный динамический процесс диалектического развития отношения человека с окружающей его социальной и природной средой, сопровождающейся обоюдными изменениями взаимодействующих компонентов. Эта постоянно изменяющая среда служит по отношению к человеку источником факторов, непрерывно формирующих его субъективную сферу, его личностные качества. Она же непосредственно и опосредованно определяет его деятельность, ибо «предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как определенные побуждения к действию, мотивы». Однако это не в коем случае не обозначает, что внешний мир - единственный фактор, определяющий человеческую активность. «Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничего в ее развитии не выводимо из внешних воздействий». Чтобы понять поведение человека, необходимо разбираться в содержание его внутреннего духовного мира как своеобразного приемника внешних воздействий и как источника непосредственных мотивов, побуждающих личность к определенным действиям.
Экологическая безответственность становится недопустимой во всех сферах общества: экономической, научно-технической, социальной и на всех уровнях – от общегосударственного до личностного. Отвечать за причиненный природе ущерб должны все: руководители, принявшие решение без учета его экологических последствий; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы; конструктор, не заложивший в проект требования экологической безопасности; водитель, сливший отработанное масло на опушке леса; тракторист, проложивший борозду там, где она может стать началом оврага, - иными словами, каждый человек, какой бы он пост не занимал, в ответе перед природой. Возрастание экологической ответственности призваны понять и почувствовать все – от государственного руководства до каждого индивида. Должны быть безотлагательно усилены меры административной и материальной ответственности за правонарушения в области охраны природы и использования природных ресурсов.