Смекни!
smekni.com

Становление, развитие и перспективы рынка прав на вредные выбросы парниковых газов (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ПРАВ НА ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

1.Обязательный режим сокращения выбросов

2.Система торговли углеродными единицами выбросов как основа современного рынка прав на вредные выбросы парниковых газов

3. Посткиотские дебаты

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Тема работы «Становление, развитие и перспективы рынка прав на вредные выбросы парниковых газов».

В работе проанализированы этапы становления и развития рынка прав на выбросы в рамках Киотского протокола, представлена характеристика основных субъектов рынка и их взаимодействия, отражены основные рассуждения относительно развития событий на пост - Киотский или пост-2012-й периоды в глобальном масштабе и с позиции Украины.

Понятие рынка прав на вредные выбросы парниковых газов - новое явление в системе глобальных экономических и политических процессов. В общих чертах оно означает рынок квот на выбросы парниковых газов, являющихся элементом международной торговли с целью экологизации экономик и внедрения энергоэффективных технологий. Таким образом, рынок прав на вредные выбросы парниковых газов - это своего рода рычаг решения экологических вопросов экономическими методами.

Со вступлением в действие Киотского протокола произошла довольно стремительная эволюция рынка прав на вредные выбросы парниковых газов, в результате чего на повестку дня были вынесены вопросы функционирования промышленных предприятий, углеродного финансирования, колебания спроса и предложения на углеродные единицы и др. На сегодняшний день они недостаточно освещены, поскольку основное внимание уделено проблемам повышения среднегодовой температуры, ухудшению состояния экологии и нерациональной эксплуатации природных ресурсов. Поэтому следует обратить внимание на экономическую составляющую их решения, проследить эволюцию экономических отношений по сокращению выбросов парниковых газов, а также проанализировать тенденции этого процесса на будущие периоды.


СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ПРАВ НА ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

Рынок прав на вредные выбросы парниковых газов представляет собой наиболее очевидный результат ранних регуляторных реформ, направленных на смягчение последствий изменений климата. Прототипом современного рынка прав на вредные выбросы парниковых газов является ряд частных и государственных инициатив по сокращению выбросов загрязняющих веществ с целью способствования устойчивому развитию, которые были выдвинуты еще в середине 80-х годов прошлого века. Основная их цель заключалась в создании эмпирической базы международного уровня для оценки потенциала запроектированных сокращений выбросов на добровольной основе.

В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века США инициировали довольно успешные программы по сокращению выбросов диоксида серы и закиси азота (программа "Кислотные дожди"), хлорфторуглерода, а также внедрили регулирование уровня свинцовых примесей в бензине. В 1990 г. США положили начало пилотной инициативе по совместному осуществлению (СО), содержание которой заключалась в инвестировании довольно широкого круга проектов по сокращению выбросов в странах Латинской Америки, в Южной Африке и даже в России. Опыт, полученный в результате осуществления этой программы, показывает необходимость формулирования четких целей и процедур развития проектного финансирования, а также констатирует высокие трансакционные издержки.

Дальнейшим важным этапом в формировании рынка прав на вредные выбросы парниковых газов являются так называемые "Меры, осуществляемые совместно" (МОС), концепция которых также была предложена США и принята на Конференции сторон в 1995 г. в Берлине. В соответствии с МОС, страны Приложения 1 к Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН) имели право внедрять проекты по сокращению выбросов в других странах, в том числе развивающихся. Самую большую активность в реализации указанных Мер, распространявшихся в основном на проекты по возобновляемой энергетике, энергоэффективности, а также проекты в сфере лесоводства и сельского хозяйства, проявили США, Канада, Япония, некоторые Скандинавские страны, Германия, страны Центральной и Восточной Европы, а также Украина и Россия.

Характерно, что инициатива МОС возникла как своего рода ответ на недовольство моделью механизма совместного внедрения со стороны группы стран G-77. Развивающиеся страны мотивировали свою оппозицию тем фактом, что этот механизм не будет учитывать реальные источники выбросов и начнет требовать перераспределения дешевых возможностей по сокращению выбросов в пользу индустриально развитых стран. Таким образом, внедрение МОС не имело целью генерацию, накопление или передачу углеродных кредитов, а было направлено, главным образом, на осуществление проектов совместного осуществления (СО) и механизма чистого развития (МЧР).

Реализация данной программы в течение 1995-2000 гг. выдвинула на повестку дня вопросы оценки базового уровня проекта, создания действенной институциональной инфраструктуры, а также распределения полученных сокращений и длительности осуществления проекта. В настоящее время "Меры, осуществляемые совместно" получили название "ранние" или принятые до 2008 г., результатом которых является генерация одноименных кредитов. Правительства Украины, Болгарии, Румынии и Чехии позволили использование "ранних" кредитов в течение 2008-2012 гг., но только как единиц установленного количества выбросов (то есть не единиц сокращения, как в случае с проектами СО) при осуществлении операций по торговле квотами.

В Канаде в конце 90-х годов действовали Пилотная программа торговли сокращениями выбросов и Программа торговли сокращениями выбросов парниковых газов. Целью этих инициатив была сертификация достигнутых сокращений выбросов, что считалось важным шагом на пути к принятию государствами возможных в будущем обязательств в контексте системы внутренней торговли квотами, которая, между прочим, до сих пор находится в разработке.

1.Обязательный режим сокращения выбросов

Постепенно система борьбы с изменением климата начала становиться элементом обязательной государственной политики и приобретать атрибуты, присущие рынку. При поддержке правительств стран начали разрабатываться государственные программы (тендеры) по закупке на форвардной основе кредитов ЕСВ и ССВ с целью покрытия возможного собственного углеродного дефицита в первый период действия Киотского протокола. Так, начиная с 2000 г. правительство Нидерландов основало Тендер по закупке единиц сокращений выбросов и Тендер по закупке единиц сертифицированных сокращений выбросов. В целом поданным программам страна проинвестировала закупку 18,3 млн. т углеродных кредитов, что, по экспертным оценкам, составляет 28% ее потребностей в углероде.

В тот же период при поддержке ведущих финансовых институций начали создаваться углеродные фонды, а также брокерские компании, финансировавшие проекты механизмов совместного внедрения и чистого развития в интересах либо своих клиентов (пайщиков) - государств или компаний-эмитентов, либо в спекулятивных целях для дальнейшей перепродажи углеродных квот. Прототип такого углеродного фонда, созданный под эгидой Всемирного банка в 1999 г., является первым углеродным фондом, представляющим собой партнерство между 6 правительствами и 17 компаниями. На сегодня капитал фонда составляет 276 млн. дол..

Постепенно рынок прав на вредные выбросы парниковых газов приобретал не только широкое распространение, но и значительные масштабы корпорации. Так, начали развиваться рынок корпорации "British Petroleum", национальный рынок внутренней системы торговли квотами Великобритании, региональный рынок Европейской системы торговли квотами.

Поскольку неотъемлемым элементом рыночной экономики является биржа, становление рынка прав на вредные выбросы парниковых газов обусловило и создание региональных фондовых платформ торговли углеродными финансовыми инструментами, которые, по сути, являются финансовыми производными от объемов эмиссии парниковых газов и стали предметом деятельности многих торговых площадок. В целом торговля финансовыми производными составляет от 25 до 50% объема рынка прав на вредные выбросы парниковых газов и является своего рода хеджированием возможных рисков, что приобретает особое значение в условиях, когда рост количества участников рынка приводит к увеличению вероятности появления недобросовестных игроков или продавцов с низкими кредитными рейтингами.

В 2002 г. первой открылась Чикагская климатическая биржа, членами которой являются свыше 300 крупных предприятий. В 2005 г. появилась Европейская климатическая биржа, сфера деятельности которой распространяется на широкий круг фьючерсных и опционных контрактов Европейской системы торговли квотами на выбросы (ЕСТКВ).

В настоящее время насчитывается около 19 организаций биржевой торговли углеродными активами, 11 из которых уже начали свою деятельность. Они расположены практически в каждом стратегически важном регионе и могут быть как обычным местом встречи покупателя и продавца (Австралийская климатическая биржа), аукционными рынками (Азиатская углеродная биржа) либо платформами, оперирующими Европейскими правами на выбросы и Сертифицированными единицами сокращения выбросов (например, Европейская климатическая биржа), так и организациями, способными предложить полный спектр квот на добровольные и обязательные сокращения выбросов, а также весь арсенал биржевых услуг, включая торговлю, клиринг и расчеты.

2.Система торговли углеродными единицами выбросов как основа современного рынка прав на вредные выбросы парниковых газов

Считается, что именно созданием Европейской системы торговли квотами положили начало официальному оформлению рынка прав на вредные выбросы парниковых газов, которая является его так называемой экспериментальной лабораторией. ЕСТКВ - предшественница международной системы торговли выбросами и носит уже обязательный, а не добровольный характер. Она охватывает предприятия 27 стран - членов расширенного ЕС, а также Норвегию, и предполагает в своей деятельности два этапа - 2005-2007 и 2008-2012 гг. Системой устанавливаются ограничения на выбросы С02 в энергоемких отраслях стран путем ввода ограниченного количества разрешений на их эмиссию. Именно эти разрешения, а не права на выбросы, и составляли основу торговли в ЕСТКВ в начальный период.