Загрязненные тяжелыми металлами водные и земельные ресурсы в Ташлакском районе, в районе Ферганского химического завода, Кокандского суперфосфатного завода, вблизи хвостохранилища предприятия "УзОлмосОлтин", в районе нефтяных скважин Мингбулакского месторождения нефти представляют собой источники повышенной опасности для окружающей среды и здоровья населения. На это справедливо указывается в статье заместителя Госкомприроды Ферганской области С. Джаббарова "Переработаем нефтеотходы" ("Правда Востока", №214, 2003)
В северо-западной части горного обрамления Ферганской долины в районе таких месторождений редких металлов, как Чадак, Черкисар, Пап, Уйгурсай, имеются локальные загрязнения почвы мышьяком, свинцом, стронцием, марганцем, бериллием. Интенсивность гамма-поля на поверхности отвалов составляет 300-450 мкР/час.
Источники экологических угроз здесь, как и в Бухарской области, также представляют заброшенные сельскохозяйственные аэродромы, где до сих пор хранятся хлорорганические пестициды. Почвы на территории Ферганской области являются самыми загрязненными ДДТ и другими пестицидами: на отдельных участках уровень загрязнения превышает 38-39 ПДК. Применение нового метода возделывания хлопчатника под пленкой усугубляет деградацию земельных ресурсов, так как огромное количество пленки ежегодно закапывается в землю, при том, что период разложения полиэтиленовой пленки - не менее 100 лет.
Аральская зона бедствия
Много написано и сказано о том, как значительны масштабы экологических проблем Аральского моря и их воздействие на окружающую среду, здоровье населения. Решать эти проблемы надо сегодня: завтра может быть поздно. Мог ли кто-нибудь предположить двадцать лет назад, что высыхание Аральского моря будет столь стремительным и необратимым? А между тем, связанное с ним глобальное потепление климата в Центральноазиатском регионе - это горькая действительность уже сегодняшнего дня.
В природе, как известно, все взаимосвязано. Выпадение всего лишь одного звена цепи тянет за собой другие, приводит к возникновению целого ряда новых проблем. Аральский кризис и его последствия по масштабу воздействия на окружающую среду и климат - явление беспрецендентное, не имеющее аналогов в мире. Это проблема не только стран Центральной Азии: решать ее необходимо всем мировым сообществом.
Очевидно, что для преодоления деградации Аральского моря необходимы фундаментальные исследования ведущих специалистов, которые дадут оценку размеров катастрофы на количественной основе и предложат приоритетные направления действий, направленных на решение проблемы.
Трансграничные экологические проблемы
В Концепции национальной безопасности Республики Узбекистан в разделе экологии в качестве важнейшего приоритета названо формирование Центральноазиатской региональной системы экологической безопасности, способной обеспечить локализацию и комплексное восстановление экосистемы в районах повышенного экологического риска, особенно Арала.
Деградация Арала негативно воздействует на экологическую ситуацию в соседних государствах. И по сей день после каждого "удачного" взлета космических аппаратов с полигона в Байконуре на территории Узбекистана выпадают кислые дожди.
В зоне повышенной экологической угрозы находятся водные ресурсы верховьев реки Сырдарьи, на восточной границе Узбекистана с Кыргызстаном. В районе поселка Майлуу-Суу расположены отвалы забалансовых урановых руд. В результате оползневых процессов вскрылись склады отходов, которые попадают в реку Нарын, а затем в Карасу, протекающую по территории Ферганской долины.
Не менее опасны склады радиоактивных отходов, расположенные вблизи поселков в Кадамжае, Сумсаре, Шекафтаре, Дегмае.
Воды Амударьи загрязняются сельскохозяйственными стоками и нефтепродуктами с территории Туркменистана и Афганистана. В районе г. Термеза минерализация воды доходит до 600 мг/л, содержание фенола в ней превышает ПДК в 2-3 раза.
Воздушный бассейн северной части Сурхандарьинской области загрязняется выбросами алюминиевого завода, расположенного на территории Республики Таджикистан в г. Турсунзаде. Согласно данным Госкомприроды Республики Узбекистан, ежегодно в атмосферу выбрасывается более 40 тысяч тонн загрязняющих веществ, в том числе 300-400 тонн фтористого водорода и диоксидов серы. Уровень загрязнения воздушного бассейна Сариасийского, Денауского районов и в настоящее время столь значителен, что окружающая среда деградирует. Население, проживающее в радиусе 20 километров от завода, жалуется на постоянные головные боли, онемение конечностей, болезни верхних дыхательных путей.
Социально-экономические последствия воздействия экологических угроз
Своевременное решение экологических проблем содействует выявлению и предупреждению возможных социальных, экономических, политических конфликтов, которые могут привести к возникновению напряженности в обществе или к конфликтам между государствами.
На Душанбинском водном форуме, проходившем в августе 2003 г., президентом ННО "Перзент" Орал Атаниязовой был поднят вопрос о социальном и экономическом характере воздействия высыхания Арала на население. В самом деле, деградация окружающей среды на этих территориях, как известно, привела к резкому снижению уровня здоровья населения. В этой связи хотелось бы предложить ввести единый стандарт оценки уровня здоровья населения в зонах экологической напряженности. Очевидно, в качестве параметров характеристики здоровья населения было бы разумно брать среднюю продолжительность жизни и уровень смертности (дифференцированно по полу и возрасту). Другие показатели могут быть определены и сопоставлены только при сплошном обследовании населения по единой методике. При отсутствии же этого очень часто реальная картина воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье населения остается неизвестной.
Приоритеты экологической политики
Итак, в плане экологии конфликтный потенциал на территории Узбекистана довольно высокий. Остро выражен дефицит плодородных поливных земель, стоят вопросы перераспределения энергетических и водных ресурсов, сказываются особенности демографической ситуации, в связи с которой, скажем, в Ферганской долине на 1 кв. км в среднем приходится 500-600 человек, что сравнимо с ситуацией в Китае или Бангладеш.
Приоритетом на ближайшие годы должна стать ликвидация угрозы нестабильности, что требует разработки четких процедур и механизмов интеграции. Экологические же угрозы могут стать источником конфликтов социального, экономического и политического характера. Поэтому при разработке стратегии экологической безопасности необходимо учитывать политическую ситуацию в Центральной Азии.
Как отмечено, на сегодняшний день республики Центральной Азии переживают процесс дезинтеграции. Наблюдается тенденция недоверия и отдаления друг от друга. Фактически территория Центральной Азии разделена на сферы влияния сверхдержав.
Исходя из итогов региональных консультаций, проведенных в рамках программы ЮНЕП, ПРООН и ОБСЕ "Инициатива по окружающей среде и безопасности. Преобразование риска в сотрудничество" в Белграде (Сербия и Черногория) в декабре 2002 г. и в Ашгабате (Туркменистан) в январе 2003 г., были определены основные проблемы в области окружающей среды и экологической безопасности стран Юго-Восточной Европы и Центральной Азии.
Вопросы приоритетов экологической политики Узбекистана были подняты и участниками семинара, проведенного в рамках этой программы в Ташкенте в сентябре 2003 г.
Открытый характер дискуссий и тот интерес, с которым участники семинара обменивались предложениями, развивали новые идеи, - все это позволило разработать подходы к стратегии экологической безопасности и пути реализации инициативы в Узбекистане. Были предложены варианты перспективной модели развития экологического пространства территории Узбекистана, с классификацией основных экологических угроз.
Выявление источников экологических угроз социального, экономического, политического характера возможно только при наличии всестороннего и объективного материала по мониторингу. С нашей точки зрения, создание надежной системы непрерывного мониторинга экологической ситуации в Центральной Азии, со своевременным оповещением населения и прогнозированием ее возможных чрезвычайных изменений, - важнейшая задача на данном этапе. Причем, согласно Национальному плану действий по охране природы Республики Узбекистан, основными направлениями экологической политики являются:
• создание благоприятных условий для проживания населения;
• рациональное использование и управление природными ресурсами;
• сохранение биоразнообразия на территории Узбекистана.
Реализация намеченного плана действий возможна только при наличии в республике сети станций по мониторингу, входящих в Единую сеть станций Центральной Азии, проводящих постоянные наблюдения за уровнем загрязнения воды, почвы, воздуха и предоставляющих фактические данные об изменении экологических параметров.
Необходимо создать информационное пространство, с обменом сведений между участниками и пользователями системы экологического мониторинга.
Следует отметить, что наиболее слабым звеном в Национальной программе действий по охране окружающей среды представляются вопросы, регулирующие участие общественности в природоохранной деятельности в соответсвие с рхусской конвенцией. Между тем, немыслимо решать глобальные экологические проблемы без участия общественности. Необходимо ее вовлечение в природоохранную деятельность, и первыми шагами к этому должны стать:
• ликвидация информационного вакуума;
• внедрение механизма общественного контроля, в том числе над расходами бюджетных средств, выделяемых на охрану природы, а также над распределением и расходами иностранных инвестиций;
• экологизация государственных программ по устойчивому развитию;
• развитие систем передачи, хранения и обработки экологической информации;
• оперативное информационное взаимодействие с использованием телекоммуникационных средств.