Эколого-просветительский центр “Заповедники”
ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ В ЗАПОВЕДНИКАХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ
Сборник методических материалов
Москва
1998
Справочно-информационное издание
Эколого-просветительская работа со школьниками
в заповедниках и национальных парках
Сборник методических материалов
Автор-составитель
Сергей Анатольевич Подольский
Корректор Е.А.Воронкова
Верстка Д.Н.Данилин
ТОО “Логата”, 117513 Москва, Ленинский пр-т, 129-1-281,
Подписано в печать
Объем
Тираж экз.
Заказ
Введение
Настоящий сборник подготовлен в качестве методического пособия для работников государственных природных заповедников и национальных парков, в которых начата реализация модельных школьных проектов. В него включены наиболее интересные материалы, отражающие сегодняшний опыт работы заповедников и национальных парков в области экологического просвещения школьников. Учитывая острую нехватку подобных методических материалов, нам хотелось не просто информировать специалистов об уже имеющемся опыте, но и представить данные авторские разработки достаточно полно с тем, чтобы они могли реализовываться на базе иных особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также быть использованы при разработке в заповедниках и национальных парках собственных оригинальных программ.
В сборник включены статьи, представленные рядом специалистов по просьбе ЭкоЦентра “Заповедники”, а также материалы участников учебных семинаров, давших разрешение на публикацию.
Сделана попытка отразить различные формы и методы работы с детьми. Многолетний опыт Кандалакшского заповедника по работе с юннатами дополняется интересными начинаниями Переславского природно-исторического национального парка. Показаны возможности работы на “школьной экологической тропе” (Лазовский заповедник), организация экологических олимпиад (Воронинский заповедник), опыт этнографической работы с детьми (Курильский заповедник, Переславский национальный парк) и т.д. Отражен и небольшой пока еще опыт по проведению опросов - анкетирования детей и взрослых для получения информации и оценки работы по экологической пропаганде и просвещению. Интересны новые формы работы с детьми, например, эколого-театральная студия “Экотерра” при Лазовском заповеднике, экологические экспедиции и эколагеря в Хинганском заповеднике. Чрезвычайно важен опыт Переславского парка по работе с детьми-инвалидами. Отдельную главу составили проекты, представленные на конкурс “Заповедная школа” и уже реализуемые в заповедниках, которые, несомненно, заслуживают внимания.
Надеемся, что данный сборник окажется полезным не только для модельных ООПТ, но и для всех специалистов, занятых эколого-просветительской работой с детьми, и станет первым в серии подобных изданий.
От составителя
С.А. Подольский. Эколого-просветительский центр “Заповедники”
Зачем учить детей в государственных природных заповедниках и национальных парках? А действительно, зачем? Ведь есть же школы, кружки, станции юннатов. Там специалисты - педагоги, опыт, традиции. У охраняемых природных территорий есть свои функции... Развернутым ответом на поставленный вопрос является настоящее издание.
Перед Вами сборник информационно-методических материалов по вопросам экологического просвещения в заповедниках и национальных парках. Тематика данного сборника конкретна: роль заповедников и национальных парков в формировании экологического сознания детей и подростков.
Актуальность избранной темы не вызывает сомнений, ведь на плечи сегодняшних школьников в ближайшем будущем ляжет тяжелый груз забот и проблем, связанных с необходимостью сохранения естественных природных комплексов. Ведущими российскими учеными убедительно доказано, что только резервация полноценных биогеоценозов на значительной части поверхности Земли (много большей, чем площади всех существующих ООПТ) может обеспечить сохранение стабильности биосферы (Реймерс, 1990; Горшков, 1990; Арский и др., 1997). Именно заповедники и нацпарки являются первыми “ячейками” формирующейся “сети спасения”, которая должна будет спасти планету и ее обитателей от натиска техногенной цивилизации. Поэтому особенно ценно, когда специалисты ООПТ передают свои знания, опыт и убежденность детям.
Человек познает и осваивает мир постепенно, но только в детстве он максимально открыт для восприятия информации и ее первичного осмысления. С возрастом восприимчивость резко уменьшается. Так, например, после 5-6 лет дети, лишенные языкового общения, практически теряют способность к обучению человеческой речи. В любом ребенке генетически заложен живой интерес к Природе. Не случайно малыш-непоседа часами может наблюдать за муравьями или ждать, когда из куста выглянет ежик. В этом нет ничего удивительного, ведь мы - дети Природы. На заре человечества на страже единства человека и Природы стоял естественный отбор. Недостаточно любознательные не имели шансов выжить. Сейчас, создав себе искусственную среду обитания, люди, даже располагая колоссальными объемами информации, перестают понимать и чувствовать Природу.
Многими авторами отмечается, что современная система приобщения детей к знаниям о природе страдает сухостью и отвлеченностью (Рыбникова, 1917; Чижова, 1997). В значительной степени это обусловлено тем, что во время учебного процесса не предусмотрено непосредственное общение с Природой. Глубинные недостатки стандартной “цивилизованной школы” особенно больно ударили по народностям, жившим в относительной гармонии со средой. Так, дети эвенков - непревзойденных таежных кочевников - отучившись в поселковых школах, становились беспомощными в лесу. Хуже того, многие теряли связь с родной землей и любовь к ней, стремились уехать в город, где тоже не находили себе места (Федосеев, 1971). Пусть это крайний пример, однако он отражает суть явления: без общения с Природой нет ее понимания, без понимания нет любви к Природе и чувства своего единства с ней. Человек, лишенный всего этого, остается без почвы под ногами, без понимания, что такое Родина и соответственно без всяких “долгов” перед ней. Фактически он частично освобождается от своей этнической принадлежности. Если таких “свободных” людей становится много, то обычно исчезает и сам этнос. Лев Николаевич Гумилев (1993), показавший неразрывную связь этноса и вмещающего ландшафта, отмечал, что “смутные времена” в жизни народа, потеря им своего лица и особенно распад этноса сопровождаются резким усилением нарушения экосистем. Новым властителям обычно нет дела до несчастной земли, которую не смогли сберечь ее прежние нерадивые дети. Примеров не счесть: полностью распаханные в кратчайший срок прерии; погибший Арал; срытые до скального основания атоллы в Тихом океане; горящие леса Бразилии, входящей в “рынок”.
Для российского народа XX век стал временем глубокого и трагического надлома. В силу стечения различных исторических обстоятельств он в значительной мере лишился традиций и этнической идеологии. Еще сохранились стереотипы поведения, определяющие лицо народа, но и они без идеологической поддержки исчезают под беспрецедентным напором западной информационно-идеологической и экономической экспансии. Любовь к родной Природе и ответственность за ее сохранение может стать стержнем суперэтнической идеологии российского народа. Нам необходимо понять, что кроме нас нашу Природу никто по-настоящему любить не может, а потому и не сохранит. На территории России сосредоточена значительная часть ненарушенных и слабонарушенных экосистем, обеспечивающих устойчивость биосферы планеты (Арский и др., 1997). Мы обязаны не дать их разрушить. Именно это - наш долг. Жизненно необходимым представляется внедрение в массовое сознание мировоззрения экологического патриотизма. Трудно переоценить роль, которую могут сыграть заповедники в формировании той самой “национальной идеи”, которую все ищут и не могут найти. Мы рассматриваем один, но весьма важный аспект.
Охраняемые природные территории могут стать базой, с которой начнется включение общения с Природой в процесс обучения школьников. Полученный опыт будет распространяться шире - примером тому настоящий сборник. Разумеется, планирование работы с детьми, организация массовых акций должны строго соответствовать законодательно установленному режиму охраняемой территории, целям и задачам ее создания. Заповедники в силу своей нацеленности на сохранение эталонных экосистем не могут организовывать на своей территории массовый туризм и многолюдные лагеря. Национальные парки, напротив, заинтересованы в увеличении числа посетителей, поэтому работа с молодежью здесь может быть развернута особенно широко.
В заключение необходимо сказать, что в руки составителей сборника попали материалы очень различные по характеру, жанру и объему. Отдельные публикации пришлось несколько сократить, за что мы приносим свои извинения уважаемым авторам. При работе над текстом мы старались не исказить смысла авторской идеи. Мы будем очень признательны читателям за отзывы, замечания, предложения и за материалы для следующих сборников, которые планируется выпускать регулярно.
Литература
Горшков В.Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды // Итоги науки и техники. Сер. Теоретические и общие вопросы географии. Т.7. М.: ВИНИТИ, 1990.
Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.
Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990.
Рыбникова М.А. Эстетическое восприятие природы учащимися // Вестник воспитания. № 8 - 9. С. 56.
Чижова В.П. Школа Природы. М., 1997.
Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? / Ю.М.Арский, В.И.Данилов-Данильян, М.Ч.Залиханов, К.Я.Кондратьев, В.М.Котляков, К.С.Лосев. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.