ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Судебная экспертиза
(на примере рассмотрения
гражданского дела об авторском праве)»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 2
Глава 1. Применение экспертизы в спорах об авторском праве.. 5
1.1. Судебный порядок защиты авторских прав. 5
1.2. Понятие экспертизы и ее применение при рассмотрении споров по защите авторских прав. 15
Глава 2. Проведение экспертизы... 20
2.1. Назначение экспертизы.. 20
2.2. Процедура проведения экспертизы.. 32
2.3. Исследование и оценка заключения эксперта судом.. 48
Заключение.. 55
Список литературы... 57
В настоящее время довольно часто суды принимают к рассмотрению исковые заявления авторов, которые обнаруживают в чужих произведениях заимствования из своих ранее опубликованных произведений. При этом объем заимствования бывает различным – от нескольких строчек до большой части произведения. Никаких указаний на то, что при подготовке материала использованы чужие произведения, нет, как и нет разрешения автора на использования его произведения, что позволяет авторам первоначального произведения говорить о том, что авторство на его произведение присвоено иным лицом.
Разрешение споров о защите авторских прав представляется достаточно сложным из-за специфического характера предмета спора.
Основной проблемой по делам о присвоении авторства является зачастую тот факт, что лицо, осуществившее заимствование, применяет такую тактику, как переписывание чужих мыслей своими словами, иногда просто переставляя слова в предложении. Между тем, как известно, в соответствии с Законом РФ “Об авторском и смежном правах” идеи, мысли, сюжеты авторским правом не охраняются, поэтому признать наличие плагиата можно только в том случае, когда имеются факты прямого заимствования.
Практически во всех спорах о защите авторских прав суды прибегают к проведению специальной экспертизы, которая призвана установить, имело ли место незаконное заимствование или нет.
Объектом исследования в настоящей дипломной работе является судебный порядок разрешения дел о защите авторских прав, а предметом исследования выбрано проведение экспертизы при рассмотрении вышеуказанных споров.
Целью данной дипломной работы является раскрытие значения экспертизы при установлении авторства, соавторства, и т.д.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
· проанализировать условия применения экспертизы в рассмотрении споров о защите авторских прав;
· рассмотреть порядок назначения и проведения экспертизы;
· провести анализ деятельности суда по оценке заключения эксперта;
· отразить виды экспертиз, применяемых при рассмотрении споров о защите авторских прав.
Исследованию положений об экспертизе в советском гражданском процессе и в настоящее время отводилось довольно большое место, было выпущено множество учебников и научной литературы на эту тему.
Во многих книгах раскрываются теоретические основы экспертизы, ее проведения и места в системе доказательств в гражданском процессе. Однако, значению экспертизы в рассмотрении споров о защите авторских прав, процедуре проведения и специфической оценки судом заключения эксперта, вынесенного в качестве результата по такой экспертизе, посвящено небольшое количество литературы.
Проблемы, рассматриваемые в дипломной работе, не являются незначительными, так как в работе проведена работа по обобщению имеющихся мнений выдающихся юристов на тему экспертизы, а также по сведению их единое целое с тем, чтобы дать необходимые рекомендации авторам, иным лицам, которые используют и защищают произведения науки, искусства, литературы и т.д.
Судебный порядок защиты авторских прав закреплен в пункте 3 статьи 49 Закона "Об авторском праве и смежных правах"[1], который предусматривает, что за защитой прав обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.
Правом на такое обращение обладают следующие субъекты:
· авторы произведений, то есть лица, создавшие своим творческим трудом произведения литературы, науки и искусства. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности;
· наследники авторов: защищают права автора после его смерти;
· иные правопреемники: к ним относятся лица, на которых автор сам возложил защиту своих прав после смерти; лица, обладающие указанными правами по авторскому договору о передаче исключительных прав; специально уполномоченные организации или соответствующие министерства и ведомства. Если автор опубликовал свое произведение анонимно или под вымышленным именем, в защиту его прав и охраняемых законом интересов может выступать издательство, иной пользователь произведения или организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе. Также иск в интересах автора может быть заявлен прокурором.
Специально уполномоченной организацией до 1990 г. было Всесоюзное агентство по авторским правам. Оно охраняло права авторов и их правопреемников внутри страны и за рубежом, обеспечивало представительство их интересов, вело работу по предотвращению нарушений и восстановлению нарушенного права.
В 1992 г. ВААП было преобразовано в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС) при Президенте Российской Федерации. В функции РАИС входило содействие обладателям авторских прав в реализации их правомочий, включая право на обращение в суд.
После принятия Закона “Об авторском праве и смежных правах” РАИС было реорганизовано в Российское авторское общество (РАО), которое в настоящее время управляет имущественными правами авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав на коллективной основе. Его правовой статус закреплен в Указе Президента РФ "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных правах" от 7 октября 1993 г. № 1607.
В пп. 5 п.1 ст.15 Закона "Об авторском праве и смежных правах" закреплено положение о том, что автору принадлежит "…право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора…", а п. 3 этой же статьи устанавливает, что "…личные неимущественные права (к которым относится и право на защиту) принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения". Таким образом, автору предоставлена возможность защищать любое из нарушенных прав.
В ГК РСФСР 1964 г. содержался перечень нарушений личных неимущественных и имущественных прав авторов, а именно: использование чужого произведения без договора с автором или его правопреемниками (ст. 488), несоблюдение условий использования произведения без согласия автора (ст. 492, 495), нарушение неприкосновенности произведения (ст. 480), а также причинение убытков автору или его правопреемникам (ст. 500).
В существующем законе 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" прямой классификации действий, ущемляющих права автора нет, а предусматривается очень широкое и общее понятие нарушения авторских и смежных с ними прав, предусмотренных данным законом (ст. 48). В упомянутом законодательном акте четко выделяется лишь контрафакция (от французского слова "contefacon", обозначающего нарушение прав интеллектуальной собственности), представляющая собой самовольное и противозаконное изготовление и распространение чужого произведения. Действия же, приводящие к нарушению авторских и смежных прав, называются контрафактными, они совершаются, если при изготовлении или распространении произведений были допущены нарушения закона.
Нарушителями авторских прав являются лица, которые не выполняют требований законодательных актов, регулирующих авторские и смежные с ними отношения. Большое количество действий по нарушению авторских и смежных прав совершаются физическими лицами, посягающими на охраняемые права автора. Но контрафактные действия часто совершаются и юридическими лицами.
В настоящее время в соответствии со ст. 113 ГПК судебный порядок защиты авторских прав связан с исковым производством. В зависимости от того, какие права автора нарушены, определяется содержание искового заявления, поэтому, исходя из традиционной классификации прав автора на имущественные и личные неимущественные, можно выделить иски имущественного и неимущественного характера.
Практически любое из авторских прав включает как личные, так и имущественные элементы. Нередко их конкретное содержание становится ясным лишь из контекста, например, когда известна цель, которую преследует автор при осуществлении данного правомочия или понятен характер нарушенного интереса. Так, нарушение неприкосновенности произведения, в частности сокращение его объема без согласия автора, может затрагивать как личные неимущественные, так и имущественные интересы автора, поэтому чаще всего возможно и сочетание этих исков, если истец требует восстановления как имущественных, так и личных неимущественных авторских прав.
К имущественным правам авторов, в соответствии со ст.16 Закона “Об авторском праве и смежных правах” относятся: право на использование произведения в любой форме и любым способом, которое включает право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право на переработку