Ознакомление (до вскрытия трупа) с представленными документами - постановлением (определением), копией протокола осмотра трупа и места происшествия, медицинскими документами и др. - необходимо эксперту для планирования экспертных действий, выбора методик и приемов вскрытия.
Наружное исследование включает: исследование одежды, обуви и иных предметов, доставленных с трупом; биологическую характеристику трупа; описание признаков внешности; исследование повреждений; взятие объектов для лабораторного исследования (мазков, выделений, наложений и др.); другие действия эксперта, обусловленные спецификой конкретного случая.
Исследование одежды начинают с перечисления и особенностей отдельных ее предметов, их положения на трупе в момент осмотра. Перечисляют и описывают содержимое карманов и другие предметы, доставленные с трупом. При наличии повреждений и загрязнений на одежде указывают их размеры, точную локализацию, направление, характер краев и концов и другие особенности. Выясняют взаиморасположение повреждений и загрязнений на одежде с повреждениями и следами на трупе. При обнаружении разрывов, разрезов, следов скольжения, дефектов ткани, опадения или характерных изменений (отпечатки протектора, наложения смазки, частиц краски, копоти и др.) либо следов, похожих на кровь, рвотных масс, лекарственных, едких или иных химических веществ, эксперт обязан принять меры к сохранению выявленных повреждений, загрязнений, пропитывании и наложений для последующего их исследования экспертами других специальностей. С этой целью одежду просушивают, упаковывают в установленном порядке и передают под расписку следователю.
Исследование биологической характеристики трупа начинают с определения внешних признаков пола, возраста, телосложения, степени упитанности, измерения длины трупа и при необходимости его массы (обязательному взвешиванию подлежат трупы детей в возрасте до 1 года, трупы взрослых лиц при некоторых видах травмы - автомобильной, падении с высоты, а также при подозрении на отравление этанолом и т. п.). Затем исследуют (с указанием точного времени) трупные изменения (См.: Кустов А.М., Самищенко С.С. Судебная медицина в расследовании преступлений. Курс лекций. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. С. 103).
Устанавливают прижизненные реакции: зрачковую пробу, механическое раздражение мышц плеча или бедра, раздражение скелетных мышц электричеством, берут отпечатки или мазки крови, секрета молочной железы, поверхности роговицы; кусочки кожи и мышц и направляют на лабораторное исследование.
При наличии поздних трупных изменений отмечают гнилостный запах и увеличение размеров трупа («гигантский» труп); степень выраженности трупной зелени, гнилостной венозной сети кожи, гнилостных пузырей, гнилостной эмфиземы, приводят их локализацию, цвет, размеры, форму, устанавливают признаки мумификации (степень высыхания трупа, цвет кожи, плотность, звук при ударе по коже, уменьшение размеров и массы трупа) и торфяного дубления (цвет, плотность кожи, уменьшение размеров трупа).
Обнаруженные на трупе мухи, их личинки, куколки помещают в пробирки и направляют на лабораторное энтомологическое исследование; применяют рекомендованные в установленном порядке инструментальные и лабораторные методы определения времени наступления смерти.
Все обнаруженные наружные повреждения описывают при последовательном осмотре различных областей трупа либо отдельно в конце раздела «Наружное исследование». Для каждого повреждения в отдельности указывают его вид (кровоподтек, ссадина, рана), точную анатомическую локализацию, форму, размеры, направление по оси тела, цвет, характер краев и концов; для обозначения цвета повреждений используют основные цвета и оттенки (по шкале цветов); размеры повреждений указывают только по метрической системе мер; при исследовании наложений и загрязнений в области повреждений дополнительно отмечают предполагаемый их характер и локализацию. При наличии технической возможности повреждения на теле и одежде фотографируют.
Внутреннее исследование трупа включает вскрытие черепа, грудной и брюшной полостей, рассечение внутренних органов. При этом повреждения, причиненные в процессе экспертизы трупа (переломы ребер, хрящей гортани, костей черепа и т. п.), должны быть отражены в протокольной части заключения эксперта.
Из трупа могут быть взяты какие-либо части, внутренние органы и ткани, кровь, моча и т. п. для последующих судебно-медицинских дополнительных и лабораторных исследований. Количество и характер изымаемых объектов, а также необходимые виды их исследований определяет судебно-медицинский эксперт, исходя из поставленных экспертизой вопросов и особенностей данного случая.
В случаях судебно-медицинской экспертизы трупа в заключении эксперта после исследовательской части приводится судебно-медицинский диагноз, который оформляется на основе результатов морфологического исследования трупа, лабораторных исследований с учетом данных медицинских документов.
Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения исследует различные объекты биологического происхождения: кровь, сперму, волосы, пот, слюну, выделения влагалища и носа, мочу, кал, меконий, сыровидную смазку, околоплодную жидкость, лохии, женское молоко и молозиво, кости и прочие ткани организма человека (См.: Кустов А.М., Самищенко С.С. Судебная медицина в расследовании преступлений. Курс лекций. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. С. 111).
Особенность следов объектов биологической природы заключается в том, что они малозаметны и с течением времени, могут менять свои свойства. При взаимодействии с внешней средой под воздействием солнечного света, атмосферных и других явлений они претерпевают деструктивные изменения, утрачивают ряд индивидуализирующих признаков. Кроме того, нередки попытки преступников уничтожить следы на месте происшествия (См.: Судебная медицина: Учебник для средних специальных учебных заведений МВД России / Под ред. Г.А. Пашиняна. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 214).
Следы человека биологической природы, обнаруженные на месте происшествия, изымают в соответствии с определенными правилами, строгое следование которым позволяет предотвратить возможность взаимного загрязнения объектов. Во-первых, изъятие вещественных доказательств биологического происхождения производят в стерильных резиновых перчатках с использованием стерильных пинцетов и скальпелей. Во-вторых, для изъятия каждого объекта используют отдельные инструменты. Когда это невозможно, после окончания работы с каждым объектом инструменты обрабатывают тампоном, смоченным в этиловом спирте, а затем протирают стерильным сухим тампоном. В-третьих, изъятые объекты высушивают при комнатной температуре, избегая попадания прямых солнечных лучей (См.: Судебная медицина. Общая и Особенная части. Учебник / С.Ф. Щадрин, С.И. Гирько, В.Н. Николаев и др. – М.:Изд-во Эксмо, 2006. С. 458).
Выявленные следы фотографируют на цветную пленку, детально описывают с указанием времени и места обнаружения, цвета, приблизительных размеров и формы пятен. Аналогично описывают и другие следы биологической природы — время и место обнаружения, цвет, физическое состояние и изымают. Одежду и другие предметы со следами биологического происхождения изымают целиком. С громоздких предметов изъятие следов крови и спермы осуществляется на липкую пленку. Со стен, рам, дверей делаются соскобы, со снега или из воды следы крови, спермы, мочи с частью снега изымают на марлю и высушивают. Смывание следов водой на марлю или другой материал категорически не допускается, поскольку в дальнейшем нельзя будет применить современные методы исследования: Волосы изымают пинцетом, потожировые следы рук, губ, других частей тела изымают на липкую ленту. Изъятые предметы, их части, соскобы, липкие; ленты, марлю со следами после высушивания помещают отдельно в бумажные пакеты. Одежду свертывают следами внутрь и перекладывают чистой бумагой, чтобы следы не соприкасались (См. там же. С. 459)
Упаковка объектов биологического происхождения в полиэтиленовые пакеты недопустима, поскольку деструктивные изменения в такой упаковке резко усиливаются. Каждый пакет опечатывается и снабжается пояснительной надписью. Фрагменты тканей трупа помещают в стерильные стеклянные емкости и, по возможности, замораживают (размораживание до начала исследования не допускается) (См.: Судебная медицина: Учебник для средних специальных учебных заведений МВД России / Под ред. Г.А. Пашиняна. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 216).
Судебно-медицинская молекулярно-генетическая экспертиза вещественных доказательств исследует те же объекты что и судебно-медицинская экспертиза объектов биологического происхождения, однако методы их исследования отличаются.
Экспертные исследования с использованием методов молекулярно-генетической индивидуализации человека проводят с целью определения индивидуализирующих признаков биологических объектов на уровне геномной ДНК и установления определенных фактов, которые могут иметь доказательственное значение по делу (идентификация личности, установление факта отцовства, родства и т.п.) (См.: Смахтин Е.В. Некоторые тенденции развития судебных экспертиз. Эксперт-криминалист, 2006. № 2. С.14).
Образцами биологического материала для сравнительного исследования могут служить любые биологические ткани человека, содержащие ДНК. Чаще всего для этой цели используют образцы крови или буккального (щечного) эпителия. Образцы крови берут из пальца или локтевой вены в количестве 3—5 мл в специальные пробирки с антикоагулянтом (натриевая или калиевая соль ЭДТА). В качестве антикоагулянта категорически запрещается использовать гепарин, поскольку он ингибирует процесс амплификации ДНК. Пробирки с кровью хранят при температуре 4—8 °С. Они должны быть доставлены в лабораторию для исследования не позднее чем через двое суток с момента взятия пробы. При отсутствии возможности получить образец жидкой крови для сравнительного исследования предоставляют кровь, высушенную на стерильном марлевом тампоне (См.: Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. М.: Норма, 2005. С. 156).