В иных случаях судебная экспертиза в отношении потерпевшего и свидетеля может быть произведена только с их согласия или согласия их законных представителей, которое дается в письменном виде.
После оглашения заключения эксперта в судебном заседании ему могут быть заданы дополнительные вопросы для уточнения данного заключения.
Заключение эксперта является одним из доказательств по делу и подлежит оценке наравне и наряду с другими доказательствами в совокупности.
Если в судебном заседании не возникает необходимости в исследовании выводов эксперта, то достаточно вызвать в суд специалиста, который может пояснить отдельные детали заключения или используемые в заключении термины.
Осмотр вещественных доказательств может быть проведен в любой момент судебного следствия по ходатайству сторон. Вещественные доказательства могут быть предъявлены любому участнику судебного разбирательства, если в этом возникает необходимость. Например, оружие преступления для осмотра может быть предъявлено потерпевшему; финансовый документ - специалисту; украденная вещь, изъятая у подсудимого, - потерпевшему и т.д. Прежний процессуальный закон позволял производить осмотр как по ходатайству сторон, так и по инициативе суда. Действующий УПК РФ предусматривает осмотр вещественных доказательств только по ходатайству сторон, имея в виду принцип состязательности.
Осмотру могут подлежать как вещественные доказательства, признанные таковыми в ходе предварительного расследования, так и те, которые представлены сторонами в ходе судебного разбирательства.
Лица, которым предъявляются вещественные доказательства, вправе обратить внимание суда на обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Такие заявления должны быть занесены в протокол судебного заседания.
Осмотр вещественных доказательств должен быть организован таким образом, чтобы они не были повреждены или уничтожены.
Если возникает необходимость в осмотре вещественных доказательств, которые не могут быть доставлены в суд с учетом громоздкости или по иным причинам, осмотр может быть произведен судом по их местонахождению (например, автомобиль, катер и т.д.).
Оглашение протоколов следственных действий и иных документов. В основу приговора суда могут быть положены только доказательства, исследованные в судебном заседании. С учетом этого протоколы следственных действий, заключение эксперта, данное в ходе предварительного расследования, а также документы, приобщенные к уголовному делу или представленные в судебное заседание, могут быть полностью или частично оглашены, если в них изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Оглашение указанных документов может иметь место на основании определения или постановления суда. Оглашение документов производится стороной, которая ходатайствовала об их оглашении, либо судом.
Документы, представленные в судебное заседание сторонами или истребованные судом, могут быть исследованы и приобщены к материалам уголовного дела по определению или постановлению суда.
Если при оглашении какого-либо документа возникнут вопросы по поводу его составления, то суд может допросить лицо, составившее этот документ или располагающее о нем какими-либо сведениями.
Оглашение документов и протоколов следственных действий может быть произведено в любой момент судебного следствия по мере необходимости.
Необходимость осмотра местности и помещения возникает крайне редко. Он может иметь место только тогда, когда суд не может установить обстоятельства, имеющие значение для дела, либо устранить противоречия в показаниях подсудимого, потерпевшего, свидетелей без непосредственного осмотра местности или помещения. Например, подсудимый утверждал, что он находился в той части помещения, в которой потерпевший его не мог видеть, а потерпевший утверждал, что хорошо запомнил подсудимого, поскольку в помещении было светло.
Осмотр местности и помещения производится судом с участием сторон, а при необходимости - с участием свидетелей, эксперта, специалиста на основании определения или постановления суда.
По прибытии на место осмотра председательствующий объявляет о продолжении судебного заседания и приступает к осмотру. Во время проведения осмотра все действия фиксируются в протоколе судебного заседания. Подсудимому, потерпевшему, свидетелям, эксперту и специалисту могут быть заданы вопросы, связанные с осмотром. При осмотре могут быть использованы технические средства, фото- и киносъемка.
В ходе судебного следствия судом с участием сторон может быть произведен следственный эксперимент в соответствии с требованиями ст. 181 УПК РФ, опознание лица или предмета в соответствии с требованиями ст. 193 УПК РФ и освидетельствование в случаях, предусмотренных ст. 179 УПК РФ, на основании определения или постановления суда.
Подробный анализ проведения этих следственных действий дан при освещении производства указанных следственных действий (гл. 24 и 26 УПК РФ).
Окончание судебного следствия является важным этапом судебного разбирательства. К этому моменту председательствующий считает, что все доказательства по делу исследованы полностью, а стороны больше не представляют каких-либо доказательств. Председательствующий опрашивает стороны, желают ли они дополнить чем-либо судебное следствие. Если у сторон возникают ходатайства о дополнении судебного следствия, суд обсуждает их и принимает соответствующее решение. При необходимости дополнительного исследования каких-то материалов суд продолжает судебное следствие. Участники судебного разбирательства как со стороны обвинения, так и со стороны защиты в качестве дополнения судебного следствия могут поставить дополнительные вопросы перед ранее допрошенными лицами, могут ходатайствовать о дополнительном оглашении письменных материалов, ранее не оглашенных, об осмотре неосмотренных вещественных доказательств или их повторном осмотре. Каждое ходатайство должно быть рассмотрено индивидуально и по нему принимается соответствующее решение.
После разрешения ходатайств и выполнения связанных с этим судебных действий председательствующий объявляет судебное следствие законченным.
3. Прения сторон и последнее слово подсудимого
Прения сторон и последнее слово подсудимого являются предпоследней стадией судебного разбирательства. Прения сторон состоят из речей обвинителя и защитника. Это обязательные участники прений сторон. С учетом принципа состязательности сторон в деле, как правило, должен участвовать защитник. Однако закон предоставляет право подсудимому отказаться от защиты и принять эти функции на себя (ст. 52 УПК РФ). В этом случае в прениях сторон участвует подсудимый.
Отказ участия обвинителя в прениях сторон по существу будет означать отказ от обвинения, и суд должен в этом случае постановить оправдательный приговор. В то же время отказ от обвинения обвинитель в любом случае должен обосновать, и это можно сделать на этом этапе только в прениях сторон. Отказ защитника от участия в прениях сторон означал бы его отказ от принятой на себя защиты подсудимого, что запрещено уголовно-процессуальным законом (ч. 7 ст. 49 УПК). В то же время отказ от защитительной речи подсудимого при отсутствии защитника - это право подсудимого. В этой ситуации важно, чтобы такое право подсудимому было предоставлено, поскольку непредоставление ему права на участие в прениях сторон расценивается как ущемление и ограничение его права на защиту, что может повлечь отмену состоявшегося приговора.
Государственный обвинитель и защитник (а в его отсутствие - подсудимый) каждый со своих позиций подводят своеобразный итог судебного следствия.
Государственный обвинитель в своей речи должен раскрыть общественную опасность совершенного преступления и указать на вред, причиненный преступлением, он анализирует доказательства, исследованные в судебном заседании, и высказывает свои соображения о доказанности предъявленного обвинения, предлагает квалификацию действий подсудимого с указанием пункта, части и статьи уголовного закона, дает характеристику личности подсудимого и высказывает свои соображения в отношении меры наказания с учетом всех обстоятельств, отягчающих и смягчающих наказание, а также по другим вопросам, которые должны быть разрешены судом (гражданский иск, мера пресечения, возмещение морального вреда и т.д.). В речи прокурора должны быть также проанализированы обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и даны предложения по их устранению.
По делам частного обвинения частный обвинитель не обязан придерживаться четкой структуры в своем выступлении в прениях сторон. Он может выбрать любую схему выступления и освещения тех вопросов, на которые он бы хотел обратить внимание.
Выступление защитника в прениях сторон должно содержать мнение защиты по предъявленному обвинению, а также по тем вопросам, которые освещались в речи государственного обвинителя. Защитник должен сосредоточить свое внимание на обстоятельствах, которые опровергают предъявленное обвинение или вызывают определенные сомнения. Он может предложить иную квалификацию действий своего подзащитного, аргументируя свое предложение. Особое внимание должно быть уделено защитником вопросам, связанным с характеристикой личности подзащитного. Защитник должен иметь четкую единую позицию относительно положения своего подзащитного. Представляется, что защитник не может в прениях сторон высказывать альтернативные предложения, например, оправдать, но если суд не сочтет доводы убедительными, не назначать сурового наказания. Такая позиция защиты является ущербной по отношению к лицу, защиту которого такой защитник осуществляет. Им должна быть высказана одна позиция, которая, по мнению защитника, является наиболее благоприятной для его подзащитного.