Смекни!
smekni.com

Особенности взаимодействия общества и природы (стр. 4 из 7)

В действительности дело заключается не в абиотичности труда. То, что труд — не биологическое явление, ясно каждому. Однако труд, как показано выше, является новой, более высокой формой обменных процессов со средой, необходимых любому живому существу. Поэтому труд одновременно противостоит природе как призванный изменить ее и не противостоит ей, поскольку генетически вырастает из природных факторов и несет в себе возможность достаточно полного согласования с ней. Весь вопрос в том, каковы социальные условия, в которых развертывается процесс взаимодействия общества с природой.

'Научно обоснованное природопользование предполагает как важнейшее условие такую организацию труда, которая обеспечит сознательно регулируемый обмен веществом и энергией между обществом и природой. Для этого изъятие вещества и энергии из природной среды должно быть оптимально сбалансировано компенсирующей деятельностью людей по поддержанию равновесного состояния системы "общество—природа".

Как показано выше, труд с возникновением общества стал основным фактором воздействия на природу. Поэтому все особенности развития отношений общества с природой связаны прежде всего с теми качественными изменениями, которые претерпевали средства труда и люди как основная производительная сила. Попробуем проследить основные этапы в развитии взаимодействия общества и природы соответственно качественным изменениям трудового процесса. Это поможет нам лучше разобраться в особенностях современного этапа и представить, насколько это возможно, как должны дальше развиваться отношения человека с природой.

2. Ступени развития труда как нарастание опосредованности во взаимодействии общества и природы

До сих пор среди антропологов и философов идут споры по поводу определения понятия "труд". Все сходятся на том, что это в основном социальная характеристика. Однако существует довольно много сторонников признания наличия элементарных форм трудовой деятельности в животном мире.

Имеет смысл отличать орудийное использование предметов природы, которое довольно широко распространено уже в мире животных, от трудовой деятельности в полном смысле этого слова, которая начинается с изготовления и систематического применения орудий труда с помощью других предметов, выполняющих функцию орудий. Подобная деятельность присуща только человеку и является его отличительным признаком. Все остальные формы деятельности животных по преобразованию объектов природы с помощью естественных органов или с помощью различных природных предметов, иногда даже подработанных естественными средствами, следует отнести к предтрудовым операциям.

Такое уточнение очень важно во избежание путаницы, которую может породить расплывчатость, неопределенность понятий.

Только в случае определенности, четкости понятий можно понять, почему опасность экологического кризиса возникает только во взаимодействии человека с природой, а не каких-либо других живых организмов.

Итак, труд начинается с того момента, когда имеет место изготовление орудий труда с помощью других орудий и применение их для преобразования объектов природы в практических целях субъекта действия. Это положение служит методологическим ориентиром при определении начала человеческой истории. Большинство специалистов считает, что человеческий род начинается с питекантропов и синантропов, ведущих свое происхождение от переходной формы между обезьяной и человеком — австралопитека. Согласно открытиям супругов Луиса и Мэри Лики в ущелье Олдовай (Танзания), время возникновения человеческих предков отодвигается до 4-5 млн. лет. Только начиная с питекантропа появляются признаки, характерные для человека: грубые орудия более или менее постоянной формы, а также весьма крупный головной мозг с развитыми лобной и теменной зонами, согласованное функционирование которых обеспечивает трудовые действия.

Что толкнуло предков человека к систематическому применению орудий труда? Почему ни один другой вид животных не пошел в своей эволюции по этому пути? Иногда вопрос ставится даже так: случайно или по необходимости какая-то разновидность приматов перешла к труду? Все это вопросы, которые остаются во многом нерешенными до сих пор.

Переход наших животных предков к труду стал, по всей вероятности, важнейшим условием выживания в суровой борьбе за существование.

Возможно, что многие разновидности приматов погибли в этой борьбе прежде, чем какой-то или каким-то из них удалось более эффективно, чем другим, использовать свое единственное, доставшееся от древесного образа жизни преимущество — способность схватывать и применять для защиты или нападения различные объекты природы. Применявшееся сначала случайно, может быть при перебежках от дерева к дереву в более открытой и менее удобной поэтому для жизни обезьян местности, это преимущество постепенно закрепилось и из случайного, эпизодического средства нападения или защиты стало необходимым, систематическим средством.

Первый шаг был сделан — наши предки перешли к постоянному применению подручных средств как единственному шансу на победу в борьбе с более сильными врагами или более ловкими объектами охоты. Следующий шаг — подработка, совершенствование орудий с помощью сначала естественных средств (зубов, ногтей), а затем и с помощью других предметов был уже сравнительно более легким и естественным делом. Предки человека постепенно переходили к изготовлению орудий труда. Тем самым было положено началу труду. Процесс изготовления орудий труда явился одновременно началом перехода от обезьяны к человеку.

Иногда неточно говорят, что первой формой труда наших предков была охота на крупных животных и разделка туш. В действительности не сама охота явилась первой специфической формой труда, а изготовление орудий, с помощью которых проводилась охота и разделка туш животных. Эта поправка очень существенна, так как в противном случае получается, что первым орудием труда человека было средство разрушения, — убийство животных или себе подобных. На самом деле первым орудием труда был предмет, направленный на изменение другого предмета, необходимого для определенных практических целей. Это могло быть и, как правило, было орудие охоты, орудие убийства и разрушения, но главным в средствах труда с самого начала была и остается их созидательная суть.

Созидательная сущность труда проявилась не только в объектах, с которыми обращался человек в процессе производственной деятельности, но и в его собственном развитии.

Труд поставил человека в качественно иное положение по отношению к природе и привел к существенной перестройке биологической природы самого человека. По законам корреляционных связей изменилась морфофизиологическая организация человека, поскольку труд потребовал гораздо более сложной и многообразной структуры движений, чем биологическая деятельность животных предков человека.

Многообразие функций человека, способность к прямохождению, соответствующие изменения скелета и расположения внутренних органов, специфика сенсорных и двигательных реакций, а также множество других особенностей — все это в конечном счете явилось следствием трудовой деятельности человека. Однако самое важное и существенное следствие трудовой эволюции человеческого рода — возникновение способности к мышлению и речи как внешней форме его проявления.

Мы не ставим перед собой задачи подробно исследовать все изменения, вызванные в человеке трудовой деятельностью. Нас прежде всего интересуют изменения природной среды под воздействием человека и то, как они в свою очередь сказывались на развитии общества. Тем не менее следует сделать несколько замечаний по поводу причин возникновения у человека способности к мышлению, поскольку этого требует дальнейшее рассмотрение темы.

Труд сообщил качественно новый характер формам поведения и общения человека. Прежде всего, труд потребовал новых форм коллективных действий людей. Первые орудия труда были примитивными, поэтому только коллективное их использование могло обеспечить успех. Лишь при этом условии можно было противостоять силам природы. Коллективное применение орудий труда, а тем более их изготовление, потребовало новых форм разделения труда между членами общины и новых форм общения. Возникла необходимость в передаче гораздо более сложной, чем раньше, информации. Ведь труд, даже самый простой, предполагает познание существенных свойств предметов, наличие идеального образа того орудия, которое должно быть изготовлено, и представление о той функции, которую оно должно выполнять. В сферу интересов человека, благодаря труду, включается уже не только биологически потребное (как у животных), но и практически потребное. Это одновременно расширило круг интересующих явлений и задачи познания их. Только на основе трудовой деятельности возникает потребность познания явлений действительности и передачи информации о существенных свойствах, сторонах и отношениях этих явлений. Прежние же способы передачи информации, которыми пользовались и продолжают пользоваться животные, оказались недостаточными из-за их примитивности.

Эту возникшую в развитии общества проблему Ф. Энгельс сформулировал очень кратко: "формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу". При этом он подчеркнул различие между потребностью сказать, т.е. передать информацию с помощью членораздельной речи, и потребностью сообщить, которая свойственна животным и реализуется с помощью простых сигналов.