ВВЕДЕНИЕ
Новой формой социальной экологической практики во всем мире становится экологический или "зеленый" бизнес. Ключевые понятия экобизнеса: очистка, сокращение, вторичное использование, рециклинг [1]. Если первые три понятия известны нашей промышленности, то индустриальный рециклинг, при котором отходы одних промышленных предприятий становятся сырьем для других, является новшеством и привлекает особое внимание.
За рубежом (в Австрии, Дании, Японии, Германии) существует множество комплексов, объединяющих предприятия различных отраслей. Так, в Дании (г. Калундборг) в комплексе по индустриальному рециклингу объединены угольная энергетическая станция, нефтеперерабатывающий завод, производство гипсовых панелей, фармацевтическая фабрика, завод по производству серной кислоты, производство цемента и дорожных покрытий, городское хозяйство города и фермеры [1, 2].
Глава 1. БИОЭНЕРГЕТИКА В РОССИИ: ПОТЕНЦИАЛ И СТРАТЕГИЯ
экологический бизнес биоэнергетика биологический сырье
К понятию «биоэнергетика» относится все, что так или иначе связано с получением в промышленных масштабах энергии из различного возобновляемого сырья биологического происхождения. Такое сырье и его производные обычно называют биотопливом. Биотопливо бывает твердым, жидким или газообразным и может изготавливаться из самого разного сырья, такого как:
- древесные отходы, различного происхождения;
- отходы сельскохозяйственного производства (лузга, шелуха, солома, тростник);
- бытовые отходы, канализационные стоки;
- специально выращиваемой топливной древесины и так далее.
Т.е. фактически из любого возобновляемого сырья, которое не может использоваться для производства готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью.
В России с ее богатыми запасами нефти, газа и другого ископаемого сырья к этой теме долго относились с некоторым пренебрежением, считая биоэнергетику своего рода забавой для энтузиастов от науки. Лишь 5-6 лет назад – в самом начале XXI века темой производства биотоплива начал интересоваться бизнес. Так сложилось, что биоэнергетическое предпринимательство в нашей стране началось с переработки древесных отходов в топливные гранулы и брикеты, пользующиеся спросом в основном за рубежом – в Западной Европе. Этот сектор биоэнергетики и сегодня является лидером по части объемов инвестиций и уровня практического интереса со стороны бизнеса. Однако в настоящее время уже можно говорить о целом ряде направлений бизнеса, связанного с биоэнергетикой. Те из них, которые представляют интерес с точки зрения инвестиций, создания нового бизнеса, реализации новых проектов, направленных на получение прибыли или экономию издержек, мы и называем «точками роста».
«Точки роста».
К «точкам роста» российской биоэнергетики мы отнесли бы в первую очередь следующие сектора:
1. Производство твердого биотоплива;
2. Применение твердого биотоплива внутри России;
3. Производство жидкого биотоплива;
4. Разработка и изготовление биоэнергетического оборудования.
Не все перечисленные сектора тесно связаны друг с другом. Их объединяет одна базовая идея – получение энергии из возобновляемых, экологических чистых источников биологического происхождения.
Твердое биотопливо.
Наиболее технологичным, хотя и далеко не единственным видом твердого биотоплива, являются топливные гранулы, которые можно изготавливать из самых разных видов биомассы. Поскольку именно бурный рост производства топливных гранул в России дал повод наблюдателям обратить пристальное внимание на биоэнергетику и заставил нас говорить о формировании новой отрасли, мы используем этот сектор для иллюстрации темпов роста биоэнергетической отрасли в целом.
Первый завод по производству древесных топливных гранул в России был построен только в 2001 году. Это было небольшое фактически экспериментальное производство неподалеку от Санкт-Петербурга. В 2002 году начали реализовываться еще 2-3 проекта. Интерес к производству топливных гранул стал проникать в умы более широкого круга предпринимателей в сфере лесопиления и деревообработки. К началу 2003 года в стране действовали уже 3 производства – 2 из них в Ленинградской области и одно – в городе Муром. В 2003 году начали работу еще несколько заводов в основном на Северо-Западе России. Была зарегистрирована первая ассоциация производителей биотоплива. Началось активное взаимодействие с зарубежными покупателями топливной гранулы. На рынок начали выходить европейские поставщики оборудования для такого производства. И хотя таможенная статистика показывает экспорт в объеме всего 8000 тонн гранулированного биотоплива за весь 2003 год, многие начали видеть большие перспективы для этого бизнеса в России. Все ждали «прорыва», который начался только в 2005-2006 годах.
В 2005 году мы наблюдали некоторые качественные изменения в результате которых в нашей стране фактически сформировалась биотопливная отрасль, со всеми полагающимися отрасли атрибутами:
- 28-30 действующих производителей топливных гранул и до 10 производителей топливных брикетов (к концу года);
- 3-4 торговых компании, осуществлявших скупку и реализацию биотоплива – в основном за рубежом;
- 1 отраслевой журнал;
- 1 отраслевой справочник;
- целый ряд специализированных конференций, посвященных технологиям производства и сжигания твердого биотоплива, а также развитию биотопливного рынка;
- несколько десятков компаний, видящих основу своего бизнеса в обслуживании потребностей производителей биотоплива – проектных, инжиниринговых, машиностроительных и т.д. Все это заложило основу и для количественного скачка, как по числу производителей гранул и брикетов, так и по фактическим объемам производства.
Как показано на рис. 1 число заводов по производству ДТГ, начиная с 2002 года, увеличивалось чуть более чем в 2 раза ежегодно. При этом на сегодняшний день у нас есть все основания полагать, что этот темп роста сохранится в ближайшие 2 года. За прошедшие 12 месяцев по самым скромным подсчетам только западноевропейские поставщики продали в Россию оборудования более чем для 40 заводов. К этому количеству следует прибавить 10-15 заводов, укомплектованных только отечественным оборудованием или линиями, производства стран СНГ и Балтии.
Учитывая, что темпы продаж на этом рынке не снижаются, а средняя скорость ввода биотопливного завода в строй составляет около 12 месяцев, можно ожидать, что к концу 2006 года в нашей стране будет функционировать не менее 60 производств топливной гранулы, а в 2007 году их число может достичь 120 и более.
Рис. 1 Динамика численности заводов по производству топливных гранул на территории России
Динамика объемов производства топливной гранулы выглядит еще более впечатляюще. На сегодняшний день средняя производительность одного биотопливного завода в России – около 500-600 тонн в месяц, что составляет примерно 30% от средней номинальной производительности. Такой низкий показатель использования производственных мощностей объясняется несколькими основными факторами, среди которых – нехватка сырья, ошибки при проектировании и комплектации производств, недостаток опыта эксплуатации оборудования.
По мере накопления опыта, повышения интенсивности деревообработки, решения вопросов логистики предприятия сокращают разрыв между реальными объемами производства и проектной мощностью. С ростом квалификации проектно-монтажных организаций, да и самих инвесторов, уменьшаются сроки строительства и запуска биотопливных заводов. Все это приводит к тому, что реальные объемы производства биотоплива растут опережающими темпами по сравнению с ростом числа самих заводов, что проиллюстрировано на рис. 2.
Рис. 2 Динамика объемов производства биотоплива на территории России
С чем связан такой фантастический рост в последние два года? С нашей точки зрения причин несколько:
- Во-первых, в отрасли накопился опыт – как отрицательный, так и положительный. Сформировалась информационная и логистическая инфраструктура. За прошедшие годы о возможности переработки древесных и иных отходов в биотопливо узнало огромное множество людей;
- Во-вторых, начиная с августа-сентября 2005 года, растут цены на биотопливо на европейском рынке. Вкупе с экономией на масштабах производства и за счет накопления технологического и коммерческого опыта, это позволяет обеспечить рентабельность биотопливных производств на уровне не менее 15%. В результате производство биотоплива стало привлекательным с точки зрения российских инвесторов;
- В третьих, в производство биотоплива в России, наконец, начал приходить зарубежный капитал – как в форме кредитов, так и в форме прямых инвестиций. В условиях, когда спрос на рынке превышает предложение в десятки раз, создание собственного производства – чуть ли не единственный надежный способ обеспечить себе стабильные поставки топлива.
В результате за 5-6 лет только в производство топливных гранул в России инвестировано не менее 150 миллионов евро и объем капиталовложений продолжает нарастать.
Несомненно, у молодой отрасли достаточно много проблем, часть из которых представляют собой «болезни роста», в то время как остальные являются структурными и требуют серьезного вмешательства извне.
Одна из главных проблем, затрудняющих развитие производства биотоплива в России – недостаточно развитая транспортно-логистическая инфраструктура. Она существует, как на уровне обеспечения биотопливных производств сырьем, так и с точки зрения вывоза и доставки потребителям готовой продукции. Транспортная составляющая составляет до 50% и более в структуре цены биотоплива, доставленного потребителю.
Малая по сравнению с Западной Европой средняя производительность заводов, приводит с одной стороны к ограничению гибкости в снабжении сырьем, а с другой к неэффективности транспортировки произведенной продукции к потребителям, большинство из которых находятся на большом удалении – в Западной Европе. Кроме того, в России нет специализированных терминалов для обработки больших объемов биотоплива навалом, в результате чего логистика обходится чрезвычайно дорого и снижает потенциальную рентабельность биотопливных производств. Не хватает специализированной техники для обработки биотопливных грузопотоков внутри страны равно, как и опыта в этой сфере.