Смекни!
smekni.com

Природа Самары как отражение мирового экологического кризиса (стр. 1 из 4)

Содержание.

Введение. 2

1. Исторический экскурс по эволюции деятельности человека.6

2. Влияние человеческой деятельности на природные ресурсы .8

3. Экологический кризис на примере Самарской области.12

Заключение.20

Список используемой литературы.25

Введение.

Экология (греч. oikos – жилище, местопребывание и logos – учение) – уче­ние о взаимоотношении организмов с окружающей средой. Понятие экологии впервые было использовано в 1866 г. немецким биологом Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов для обозначения отрасли биологии, которая изучала воздействие на организм неорганической и биотической среды. При этом Геккель исходил из установки: «Экология – наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе». Впоследствии организмоцентрическая биология (животных и растений) разделилась на аутоэкологию (видов) и синэкологию (сообществ или биоценозов). Исторически известно, что еще с древних времен экологические воззрения делились на два направления: 1) исследовавшие природу без учета воздействия человека, а самого человека рассматривая как органическое образование наряду с растительным и животным миром; 2) трактовавшие человеческую деятельность как основной фактор динамики природных процессов.

Интенсивные исследования в области экологии изменили ее статус как естественной науки: оказалось уже недостаточно изучать связи между живыми существами и средой, исключая при этом человека. Пришло осознание, что доминирующими факторами изменяющейся биосферы являются антропогенные воздействия. Экология прошла определенные исторические этапы от протоэкологии к естественной истории (традиционной экологии животных и растений), а затем к становлению неклассической (с появлением понятия «экосистема» в 1985 – Тенсли) и постнеклассической экологии (идея вторжения социального человека в экосистемы). Выход за рамки традиционной оппозиции «организм-среда», характерной доя классической экологии, способствовал изучению новой оппозиции «естественное-искусственное». В результате появляется понятие «социальная экология», которое было предложено в 20-х годах ХХ века Р.Парком и Э.Бержессом. Социальная экология стала изучать структуру функционирования объектов особого типа, т.е. объектов «второй», искусственной среды обитания человека.

С развитием социума роль искусственной среды обитания постоянно возрастает. Преобразующая технология вторгается в естественные процессы и видоизменяет их в соответствии с потребностями человека, замещая естественные элементы среды искусственными. Такой техницизм основывается на антропоцентристском взгляде на природу как на нечто, подвластное воле человека. К тому же в ХХ в. под влиянием генетики формируются представления об организмах как запрограммированных системах, поддающихся перепрограммированию при соответствующих научных и технических методиках. К концу ХХ столетия искусственно созданная человеком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: так, уже известно, что масса всех искусственно созданных человеком предметов и живых организмов (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу. Подобная деятельность человека обострила экологические проблемы – они приобрели глобальное измерение.

Совокупная человеческая деятельность способна теперь коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию. Глобальные проблемы современности и новые социокультурные детерминации изменяют те парадигмальные установки, которые традиционно конституировали и определяли содержание картины экологической реальности. Решение проблем экологической безопасности сегодня – на пороге третьего тысячелетия – показывает, что в качестве доминирующих парадигм должны быть избраны такие, например, как «чувство глобальности» (А.Печчеи), «виртуальная ценность» (Ортега-и-Гассет) и другие элементы нового гуманизма, составляющие контекст современного цивилизационного процесса. Именно они призваны уже в новых социальных реалиях сформировать системное экологическое мышление и иерархию функционирующих в обществе ценностей-регуляторов целенаправленной индивидуальной и массовой деятельности. В развитии социума подобные ценностные установки определяют уровень экологической культуры, когда субъект на основе выбора соответствующих парадигм способен создавать приоритетные социокультурные программы, обеспечивающие нормальное развитие системы «природа-общество», ее закономерную коэволюцию, правильно оценивать, моделировать и решать возникающие экологические проблемы.

Исходя из выше выдвинутых нами проблем экологии, мы выбрали для себя тему нашего исследования – "Природа г. Самары как отражение мирового экологического кризиса". Так как, на наш взгляд, для эффективного решения любой, в том числе и экологической проблемы, необходимо проводить постепенное и поэтапное реформирование. Но самое главное, чтобы даже на первый взгляд, кажущееся идеально положительное влияние было проанализировано со всех сторон.

Таким образом, изучение природы родного края, даже только в рамках образовательного процесса, способствует выработке у человека необходимых экономических, политических, нравственных убеждений; позволит сформировать инструментарий для разрешения экологических проблем и противоречий. По этому актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнений.

Предмет исследования в нашей работе – факторы мирового экологического кризиса.

Объект исследования – влияние человеческой деятельности на природу Самарского края.

Цель нашей работы: проанализировать экологические проблемы и природопользование в Самарском крае.

Задачи:

1. Изучение литературы по экологическим проблемам природопользованию.

2. Провести исторический экскурс по эволюции деятельности человека и влиянию этой деятельности на окружающую природу.

3. Выделить глобальные проблемы и задачи современной экологии.

4. Провести анализ экологической ситуации в Самарской области.

Для достижения поставленной нами цели была выдвинута гипотеза: природа г. Самары является отражением мирового экологического кризиса.


1. Исторический экскурс по эволюции деятельности человека.

Человечество явля­ется частью биосферы, продуктом ее эволюции. Однако взаимо­отношения человека и природных сообществ никогда не были безоблачными. С момента изготовления первого примитивного орудия человек уже не довольствуется предметами, созданными природой, а начинает изготовлять, вводить в свой обиход предме­ты, вещества и т. д., которые находятся за пределами естествен­ного биологического круговорота. Возникновение цивилизации есть следствие возникновения сферы надбиологических потреб­ностей и материальных технологий. Охотничья деятельность древ­него человека, несомненно, ускорила вымирание многих крупных травоядных животных. В охотничьих целях поджигание рас­тительности способствовало опустыниванию территорий. Вместе с тем воздействие племен охотников и собирателей на сообще­ства обычно не было значительным. Человек начал менять и раз­рушать целые сообщества с переходом к скотоводству и земледе­лию. При росте человеческой популяции численность домашних копытных превышает емкость среды, потребляемая ими степная растительность уже не успевает возобновляться. Степь или са­ванна сменяются полупустыней. Из-за такого воздействия ското­водства произошло увеличение площади Сахары и соседней по­лупустынной зоны — Сахеля.

В ходе развития земледелия неправильная распашка приводи­ла к потере плодородного слоя, который уносился водой или вет­ром, а избыточное орошение вызывало засоление почв.

Следует отметить, что биологически человек на предысторической фазе развития отличался от всех других одинаковых по размеру млекопитающих исключительной подвижностью, про­ходя в сутки обычно вдвое большее расстояние, чем они. Люди жили в условиях энергетической недостаточности, отсюда вынуж­дены были охранять огромную кормовую территорию, в кото­рой периодически или постоянно кочевали. И, несмотря на это, они долгое время находились в рамках весьма скромного энерге­тического лимита.

Переход к пастбищно-кочевому скотоводству и подсечно-огневому земледелию привел к удвоению затрат и при замене со­бирательства кочевым скотоводством малой экономией площа­дей. Подсечно-огневое земледелие территориально эффектив­ней на 2—3 порядка. Это позволило снизить подвижность человека и в свою очередь создало предпосылки для формиро­вания общества со свойственным ему разделением функций, культурной специализацией. И в то же время подсечно-огневое земледелие, при котором участок леса выжигают, снимают не­сколько урожаев и забрасывают, нередко приводило к замене лесов степями, саваннами. Таким образом, уже в древности человек вызывал массовые вымирания, нарушение сукцесси-онных рядов, замены одного сообщества другим. Человечество, являясь неотъемлемой частью природы, принадлежащей ей и находящейся внутри нее, благодаря развитию общества биоло­гический вид Homosapiens был выведен из-под действия есте­ственного отбора, межвидовой конкуренции, ограничения рос­та численности, расширило возможности приспособительного поведения и расселения людей. Развитие технологий и достиже­ние индустриализации цивилизации создало стойкий миф о гос­подстве человека над силами природы.


2. Влияние человеческой деятельности на природные ресурсы .

Много хороших начинаний, подписанных со­глашений, конвенций, деклараций, различных коммюнике, призывов крупнейших ученых с ми­ровым именем сделаны в защиту сохранения при­роды на земле. Но ничего не изменилось в глав­ном — в нашем отношении к окружающей приро­де, в нашем сознании, в системе всех тех ценнос­тей, которые нужны для сохранения самой приро­ды. Весь мир и особенно развитые страны продол­жают форсировать потребительские ценности, увеличивая темпы деградации среды, причем ско­рость движения к глобальному кризису чрезвы­чайно высока.