Загрязнение проникает и в подземные источники воды, которые ныне используются для промышленных целей. Анализы проб воды из некоторых колодцев в Дамаске и Дамасской Гуте показали наличие в них большого количества микробов, из–за чего их нельзя использовать без предварительной очистки11.
Чтобы лучше представить степень загрязнения вод Барады, следует провести сравнение между допустимым и реальным уровнями загрязнения. Анализы пробных заборов показали, что содержание меди в воде в середине 80–х годов достигло 12 мг/л, тогда как допустимая норма составляла 1 мг/л. На некоторых участках русла процент содержания хрома в воде составлял 0,92, а разрешимым является 0,05. Несмотря на то, что количество кислорода не должно превышать 6 мг/л, в Бараде у Дабагата оно составляло 210 мг/л и 465 мг/л в других районах12.
Сбрасывание неочищенных отходов в реку способствует распространению болезнетворных бактерий, создает угрозу возникновения заболеваний типа тифа или холеры.
Опасность бактериального заражения в случае использования речной воды для питья требует более тщательной ее очистки, что удорожает стоимость воды, поступающей в коммунально–хозяйственный сектор. Муниципальные власти Дамаска отказались от идеи использования среднего течения Барады как источника питьевой воды, пойдя на дополнительные расходы по обустройству мест забора воды из ее верховий, где инфекционная обстановка значительно спокойнее в силу отсутствия посторонних сбросов и стоков, и тем самым, избежав возведения дорогостоящих очистных сооружений. Однако опасность распространения заболеваний сохраняется в той мере, в какой неочищенные воды используются для полива, что чревато переносом носителей заболеваний на почвенный покров, а оттуда – на растения.
Использование речной воды для полива без предварительной ее очистки может привести со временем не только к накоплению в почве вредоносных элементов, но также к спеканию почв, что затрудняет доступ в нее кислорода из–за образования корки и гибели корневой системы растений. Загрязнение воды чревато нанесением ущерба рыбным запасам, что в будущем может привести к крупным материальным потерям, особенно ощутимым перед лицом обостряющейся в стране продовольственной проблемы. Следует учитывать и возможный ущерб от потери водопоев для скота, а также опасность роста заболеваемости домашних и тягловых животных, что может привести к падению продуктивности в такой важной отрасли как животноводство.
Загрязнение Барады достигло такой степени, что это обстоятельство заставляет крестьян в некоторых случаях вообще воздерживаться от орошения своей земли или снижать потребление речной воды на эти цели, опасаясь ухудшения качества воды почв и заболевания сельскохозяйственных структур. Как результат этого возникла тенденция к бурению колодцев для забора воды из подземных источников, что ведет к их истощению, а кроме того и малоэффективно, так как и в подпочвенные воды проникает загрязнение.
Другой сирийской рекой, протекающей по местам наибольшего скопления промышленных и других предприятий, а также значительных концентраций населения, является эль–Аси. Река имеет большое значение для сельского хозяйства страны, поскольку орошаемые с ее помощью угодья являются наиболее плодородными. На 100 тыс. га поливных земель выращиваются основные сельскохозяйственные культуры, имеющие высокий уровень товарности. Сток этой реки относительно невелик и существенная его часть расходуется на нужды промышленности, сельского и коммунального хозяйства.
Однако рациональному использованию водных ресурсов Эль–Аси препятствует то обстоятельство, что большинство промышленных предприятий (многие из которых химические) располагается в верховьях реки, тогда как забор воды для орошения и коммунально–бытовых нужд осуществляется в среднем ее течении и в низовьях.
Загрязнение реки осуществляется массированными промышленными стоками, которые включают вредоносные компоненты – технические масла, красители, химические соединения, органические элементы, неорганические соли. Негативную роль играют также канализационные сети, врезанные в русло реки. Через них в воду в больших количествах и без очистки поступают органические и неорганические твердые и жидкие отходы, в результате чего возрастает опасность бактериологического заражения. В отдельные месяцы объем стока реки за их счет увеличивается на 40%. Весьма опасные последствия имеют смывы воды с сельскохозяйственных угодий, несущей с собою химические элементы, органические соединения, содержащиеся в удобрениях инсектициды и ядохимикаты.
Среди промышленных объектов, особенно сильно ухудшающих санитарное состояние реки, числятся предприятия Госорганизации по удобрениям, выбрасывающие в окружающую среду хлор и фосфор; электростанция, которая сбрасывает в озеро Каттына огромные количества воды, по температурному показателю превышающей на 9 градусов воды озера. Объем стока загрязненной воды составляет 13 тыс. куб. м в час, что повышает температуру воды в озере и ведет к изменению экологической обстановки как в самом водоеме, так и в водохранилище Растан13.
Многочисленные армейские лагеря также осуществляют массовый бесконтрольный сброс отработанных масел, органических остатков, отходов хозяйственной деятельности в озеро Каттына объемом 1700 куб. м в день14.
Угнетающе воздействуют на естественную обстановку в водоемах и другие производственные объекты. В частности, НПЗ в Хомсе поставляет в то же озеро до 60 тыс. куб. м отходов производственной деятельности. Генеральная компания по производству сахара и сельскохозяйственной продукции, имеющая в своем составе заводы по выпуску сахара, растительных масел, мыла, спиртных напитков, завод по производству пива, ежедневно сбрасывает до 10 куб. м воды, несущей в себе химические примеси и имеющей высокую температуру15.
Государственная организация по производству красителей ежедневно сбрасывает в стоки около 5 тыс. куб. м воды с большим содержанием химически активной щелочи. Кроме того, в районе между Хомсом, Хамой и эль–Габом расположены заводы по выпуску цемента, производству чугуна, фабрики табачная, ткацкопрядильная, фарфоровых изделий, хлопкового масла, которые производят до 100 тыс. куб. м отходов в день, в жидкости которых в больших количествах содержатся азот, фосфор и другие высокотоксичные компоненты.
В результате загрязненность Эль–Аси превышает установленный минимум, допустимый для использования ее вод на нужды орошения. На некоторых участках реки содержание хлора в воде составляет более 150 мг на литр, что делает по существу невозможным ирригационные работы в районах Сафсафия и Каркур. Но это не предел. Зарегистрированы случаи, когда концентрация хлора достигала 250 мг/л. То же относится и к магнию, содержание которого в отдельных местностях по течению реки превышает установленный минимум в 10 мг/л. Резко падает и содержание кислорода в отдельные месяцы, что губительно сказывается на речной воде и озерной флоре16.
Загрязнение Эль–Аси ведет к крупным потерям: даже частичное исключение из хозяйственного оборота ее вод ведет к падению урожайности, огрублению почв, создает трудности с дренажными работами, вызывает интенсивный рост сорняков, повышенную заболеваемость культурных растений.
Опытным путем доказано, что наиболее устойчивы против загрязнения воды, предназначенной для полива, хлопок и финиковая пальма. Однако урожаи овощных продовольственных культур, наиболее популярных в рационе местных жителей, обнаруживают резкую тенденцию к снижению по мере роста содержания органических примесей в воде, источником которых преимущественно являются промышленные стоки и отходы17.
Загрязнение эль–Аси и озера Каттына достигло такой степени, что представляет ныне реальную опасность для человека и природы. Вызвано это тем обстоятельством, что очистные промышленные сооружения не способны более выполнять свои функции по той причине, что степень загрязнения стоков и отходов промышленного производства превышает мощности, на которые эти сооружения были рассчитаны. Примером этому могут служить предприятия Государственной компании по производству удобрений, очистные сооружения которой не способны переработать массу отходов. Вода, содержащая в начале цикла переработки и очистки более 70% органических веществ, после очистки уходит в стоки с 40–50%–ным содержанием этих веществ, лишь формально считаясь очищенной18.
Сложная экологическая обстановка создалась и на озере эс–Син, которое питает водой Латакию. Источники загрязнения озера весьма многочисленны и трудно поддаются контролю. Вдоль береговой линии установлено множество механизмов и приспособлений, работающих от дизельных моторов. Их горючее попадает в воду, ухудшая ее качество, что еще более понижает качество санитарного состояния водоема, подорванное деятельностью жителей расположенных здесь многочисленных населенных пунктов.
Существенный ущерб в результате хозяйственной деятельности наносится не только внутренним водоемам, но и морю, особенно в прибрежной зоне.
На всем протяжении морского побережья в Сирии возведено большое количество высокотоксичных предприятий. В одном только Баниясе, как отмечалось, сооружены НПЗ и теплоэлектроцентраль. Имеются нефтяные терминалы в Латакии, Тартусе, Баниясе. Деятельность этих предприятий в той или иной мере ведет к загрязнению морской акватории.
Работа ТЭС в Баниясе уже привела к загрязнению прибрежных вод жидкими маслами, нефтью и другими отходами, которые попадают в море, минуя очистные сооружения, которые не справляются с нагрузками. Станция работает на мазуте, поступающем на нее по трубопроводу от НПЗ в Баниясе. Произошедшая однажды авария на нефтепроводе в месте пересечения его с рекой Банияс поблизости от ее верховьев, привела к разливу нефти и ее попаданию в реку, по руслу которой топливо было вынесено в море, сильно загрязнив не только воду, но и побережье.