Однако в ходе разъяснительной кампании возникли разногласия между народностью динка и правительственными чиновниками. Если правительство считает, что сооружение канала станет по своему хозяйственному назначению таким же важным, как Гезира и принесет местным жителям процветание, то у племени динка по этому поводу имелось другое мнение. Так, например, довод о том, что канал улучшит обеспечение водой людей и животных, был сразу отвергнут большинством из тех, с кем велись переговоры. Скотоводы высказывали нежелание приобщаться к современным организационным формам хозяйствования из–за приверженности традиционному образу ведения хозяйства в соответствии с племенными обычаями, культурными, религиозными традициями. В целях ускорения процесса трансформации традиционного уклада полукочевых племен правительство профинансировало широкие исследовательские работы. По заключению экспертов, существующая система ведения хозяйства у племен динка и нуэр может быть улучшена только путем создания современных животноводческих ферм (по типу ранчо). Рекомендации правительства поэтому включали: импорт буйволов из Египта и создание породистого потомства, механизацию заготовки сена и пр. Необходимость завоза буйволов мотивировалась тем, что стада, принадлежащие нилотам, восприимчивы к болезням и паразитам, малорослы, удои молока низкие. Проект импорта буйволов даже явился одной из причин восстания в Джубе против проекта строительства канала. Большинство динка также выступили против завоза буйволов. В результате эта идея была оставлена7, настолько велико было нежелание общинников ломать аграрный строй и отказываться от традиционной системы скотоводства как наиболее соответствующей требованиям среды обитания.
Изучение состояния здоровья и норм питания членов племен показали, что дети, как правило не доедают и страдают от расстройства пищеварения, дистрофией, у многих плохое зрение из–за курения наркотика (данг), широко распространены заразные болезни, переносчиками которых являются насекомые (мошки, москиты). Однако, несмотря на периодически повторяющиеся голодные годы, связанные с колебаниями в урожаях дурры (вид просо), рацион питания динка в определенной мере отличался разнообразием: различные злаки, мясо, молоко, молочные сыры, рыба и дичь были важными элементами питания. Тем не менее, согласно некоторым исследованиям, представители племени динка получают лишь 75% от минимальных потребностей в пище8. Хотя не было (в силу немногочисленности хотя бы племен) убедительных причин для того, чтобы разрушать у них традиционные способы хозяйствования, государство пришло к выводу, что строительство канала служит оптимальным вариантом для коренного улучшения жизни племени динка и других, живущих в этой области.
Однако даже когда две трети канала Джонглей были уже построены, многие динка продолжали высказываться против этого проекта, руководствуясь тем, что он нарушает их интересы и не сможет компенсировать потери от изменений в привычном укладе и образе жизни. В частности, племена не желали отказываться от миграций вместе со своим скотом во время засушливого сезона в район болот, где они занимались также рыболовством. Местные жители не хотели изменять своим привычкам, что представлялось рациональной формой хозяйственной деятельности.
Правитель Конгора следующим образом выразил чувства своего народа: «Мы не знаем, как правительство хочет изменить наши обычаи (ухода за скотом, обработки земли и пр.), поэтому мы займем выжидающую позицию. Если эти изменения окажутся для нас неблагоприятны, мы выступим против этих изменений, хотя неизвестно, как мы будет бороться с правительством»9.
Динка опасались также, что на их исконных землях поселятся представители других племен, привлеченные возможностью получить работу в зоне канала, что повлечет борьбу и вызовет напряженность по поводу угодий, выпасов, мест расселения и т.п.
Одной из целей строительства канала были мелиорация земель и улучшение транспортного сообщения. Из 50–ти опрошенных из области Конгор более половины (30 человек) отнеслись к этим усовершенствованиям безразлично. Но глава области Конгор, подытоживая результаты опроса, заявил: «Мы не хотим покидать наши земли, нам не нужны современные дороги или пароходы. Единственно в чем мы нуждаемся, это в открытии школ для наших детей и лекарственных препаратах для себя и наших животных»10.
По мнению правительственных чиновников, один из способов изменить жизнь и способ хозяйствования динка – это расширение торговли, что могло быть инспирировано строительством канала. Они пытались выяснить отношение населения к этому, объясняя, что торговцы будут снабжать их товарами, которые не производятся на месте (одежда, кровати, посуда, обувь, батарейки и пр.) или производятся в недостаточном количестве, а также продуктами питания (масло, соль, бобы, рис), импортируемыми с севера, поскольку наиболее употребляемого в пищу продукта дурры – недостает. Только этот довод нашел понимание, и многие из племени динка положительно отнеслись к расширению торговли. Мотивы этого наиболее полно сформулированы в следующем высказывании: «Мы уже покупаем товары у торговцев, и, если их появится больше благодаря развитию речного и автомобильного транспорта, мы будем приветствовать это. Но торговцы – нехороший народ. Они продают свои товары по очень высоким ценам. У нас нет такого количества денег. Государство должно контролировать цены. Я думаю, если торговать будут динка, они не будут обманывать своих братьев. Государство должно передать все магазины в распоряжение динка и установить приемлемые цены, чтобы можно было купить эти товары»11. Единственным сомнением, выражавшимся в народной среде, в низах было то, что завозимые товары могут подрывать местное производство, в частности зерна, т.к. может возникнуть соблазн покупать его у торговцев, а не выращивать самим.
Что касается более продвинутых в социальном отношении представителей племени динка (рабочих и служащих в городах Джуба, Бор и Малакаль, т.е. элиты племени), то большая их часть выразила сомнение в пользе канала. Они высказали опасение, что осуществление проекта разрушит племенную систему социальной и политической организации, в то время как в других племенах она останется нетронутой, что они потеряют свою идентичность, которая является предметом их гордости, окажутся оторванным от правды.
Высказывались также мнения, что ресурсы, которые должны быть затрачены на завершение канала, лучше было бы направить на улучшение медицинского обслуживания, строительство школ, усовершенствование методов в земледелии и животноводстве. И лишь небольшая группа, включающая крупных и мелких предпринимателей, торговцев скотом и высших государственных служащих, которые стремились стать владельцами вновь созданных крупных ферм, выразили полную и безоговорочную поддержку осуществлению проекта.
Большинство же местных жителей помимо всего вышесказанного указывало на вредные последствия проекта для окружающей среды: исчезновение озер и болот, сокращение рыбных ресурсов, опустынивание земель. Это обстоятельство указывает на понимание членами племени динка важности сохранения окружающей среды в ее естественном виде и той опасности, которой подвергается ОС при строительстве канала Джонглей.
Как отмечалось, область садд играет важную роль в регулировании стока р. Нил. В этой области очень велико испарение с образующейся в период дождей огромной болотистой низины. Наблюдения показали, что испарение с единицы площади болотистых равнин области садд вдвое превышает испарение с поверхности собственно реки в той же области. Так, Белый Нил теряет в области садд от половины до двух третей своего стока на испарение.
В результате огромного испарения сток Нила по выходе реки из области болот резко снижается: примерно половина воды, поступающей в южную часть Судана, теряется в области садд. Если у Манакыля средний сброс воды в Ниле составляет от 670 до 1042 куб. м/сек., то при выходе из области болот он варьирует от 417 до 498 куб. м/сек. Эти цифры говорят и о том, что сток Нила, а следовательно, и уровень воды в реке по выходе из области болот меньше колеблется в течение года, чем при входе в эту область. Следовательно, область садд играет роль не только потребителя половины воды, поступающей в Нил с Озерного плато, но и естественного регулятора водности р. Нил12.
Между тем, Нил связывает Озерную область, расположенную в приэкваториальной полосе, с Северной Африкой поскольку это связь, сложившаяся в пределах одного бассейна. Но помимо этого, существует связь между оз. Викторией и Арктикой, которую установил известный советский полярный исследователь, В.Ю.Визе. Рассматривая ледовитость арктических морей, он выявил следующую закономерность: годы с малым количеством льда совпадают с годами, когда на Великих озерах Африки (Виктория, Ньяса) наблюдается высокий уровень воды, и, наоборот, годы с большим количеством льда в арктических морях являются годами низкого уровня стояния воды в Великих озерах. «В основном, как это выяснила наука о мировой погоде, – писал Визе, – она зависит от интенсивности общего воздухообмена на земном шаре. В настоящее время твердо установлено, что с возрастанием количества и скорости перемещения воздушных масс вдоль поверхности земного шара уменьшается ледовитость арктических морей, а с уменьшением интенсивности перемещения воздушных масс ледовитость увеличивается. В экваториальной зоне усиление общей циркуляции атмосферы вызывает увеличение количества выпадающих здесь осадков, что и отражается на уровне озер. Таким образом, два фактора, которые мы сопоставили, оказываются связанными между собой, потому что оба они зависят от одного и того же третьего фактора – интенсивности общей циркуляции атмосферы»13 .