– жизнепригодность окружающей среды для человека;
– максимальное сохранение, неуничтожимость экосистем в процессе экоразвития;
– увеличение генофонда, в том числе искусственными методами;
– внедрение безопасных малых и безотходных технологий;
– снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;
– внедрение и разработка методов экологического управления при принятии решений на всех уровнях власти;
– сохранение сбалансированного кругооборота веществ в экосистеме, в том числе с учётом экологических цепей;
– развитие социальной компоненты экосистем.
Противоположным экопрогрессу направлением развития выступает экорегресс, характеризующийся следующими особенностями:
– ухудшение качества окружающей среды;
– уменьшение генетического разнообразия природных систем;
– нарушение естественного круговорота веществ;
– внедрение в биосферу искусственных веществ;
– сверхинтенсивная эксплуатация природных ресурсов;
– усиление антропогенной нагрузки на экосистемы;
– увеличение опасных производств, повышающих риск катастроф;
– увеличение искусственных экосистем, полностью зависящих от человека;
– снижение качества жизни людей.
Отмечается, что время прогресс общества идёт наряду с регрессом природы. Если такое состояние будет продолжаться и дальше, то это приведет уже к регрессу общества на фоне полной деградации природы.
Экопрогресс как форма развития системы “общество-природа” должен, по мнению некоторых учёных, привести общество к ноосфере – разумно организованному человеческому сообществу. Результатом же экорегресса социоприродной системы может стать лишь техносфера.
Исходя из этих определений следует, что концепция устойчивого развития общества является одной из форм экопрогресса.
Противоречивость ситуации, сложившейся в мире на рубеже веков, заключается в необходимости, с одной стороны, предоставить людям новые экономические возможности, а с другой стороны – снизить нагрузку на окружающую среду и уменьшить социальное неравенство [37]. Для разрешения этого противоречия и была выдвинута концепция устойчивого развития человеческого сообщества, предполагающая увязать темпы экономического развития государств с возможностями и продуктивностью экосистем на их территориях и на планете в целом, таким образом чтобы развитие осуществлялось не в ущерб природе и будущим поколениям людей.
Как отмечает ряд авторов, концепция устойчивого развития воспринимается в научных и общественных кругах неоднозначно. Противники резко критикуют её, толкуют как миф, утопию, метафору. Они указывают на отсутствие научного обоснования ответа на вопрос о принципиальной возможности создания равновесной и устойчивой экосистемы человеческого обитания. Американский исследователь Д. Р. Виннер относит к мифам идею достижения абсолютной экологической стабильности.
Другие учёные отстаивают концепцию с общефилософских позиций (В. А. Коптюг, Н. П. Леверов, В. М. Матросов, А. Д. Урсул), а также с точки зрения архитектуры (В. Н. Белоусов, В. В. Владимиров, А. В. Иконников, Г. В. Мазаев, Т. А. Саваренская, И. М. Смоляр, В. А. Колясников и др.).
Некоторые исследователи справедливо отмечают, что признание идеи устойчивого развития как утопии, мифа или метафоры не исключает её использования в градостроительном проектировании. Мифологические и метафорические идеи часто выступали в проектировании в качестве основополагающей художественно-образной темы, ядра архитектурно-композиционного замысла, точкой отсчёта синтетического процесса проектирования. Указанная позиция приводит к мысли о возможности толкования понятия устойчивого развития города как идеальной системы, представляющей собой совокупность архитектурно-художественного и функционально-утилитарного замысла, принципов проектирования “устойчивого города”.
Действительно, в истории архитектуры имеется достаточно примеров, когда идеализированная система представлений существенно влияла на развитие градостроительного процесса целых периодов и эпох. Например, идея “города-сада” Э. Говарда, высказанная в конце XIX в., привела к тому, что на протяжении XX столетия архитекторы и градостроители так или иначе пытались воплотить её в жизнь. Не реализовавшись в своей первоначальной чистоте, она, тем не менее, оказала большое влияние на совершенствование планировочной структуры современных городов, предопределила повышенное внимание к развитию систем озеленения и решению экологических вопросов городской среды. Другой пример – идеалистическая концепция “город-машина” Сант-Элиа, 1914 г. Первоначально она воспринималась как фантазия больного воображения, но в середине XX в. она нашла, к сожалению, своё законченное воплощение в облике многих современных мегаполисов.
Таким образом, можно полагать, что концепция устойчивого развития и устойчивых городов, как бы она не воспринималась некоторыми специалистами идеализированной или метафоричной, даже и в этом случае она способна оказать большое положительное влияние на градостроительный процесс в мире. Поскольку в ней определяются долгосрочные цели и задачи, отвечающие современным и будущим потребностям человечества, она способна на протяжении продолжительного времени служить стимулом для дальнейших поисков в области экологизации среды обитания человека.
В целом, концепции градообразования, выдвинутые в XX в., делятся на две крупные группы:
1. Непрерывное градообразование в виде линейного города (развита Сориа-и-Мато, Ле Корбюзье, К. Доксиадисом, группой НЭР и др.);
2. Прерывная, как бы зернистая структура градообразования (выражена в идеальных схемах Э. Говарда, В. Кристаллера, Э. Глойдена).
Первый тип концепций представляет опасность для окружающей среды тем, что способен, расчленяя природные ландшафты, оборвать экологические связи, лишить природу способности воспроизводить и продолжать себя без вмешательства человека. Зернистая или прерывистая структура считается экологически более привлекательной. Она была развита в теории децентрализации Э. Сааринена, в проекте перепланировки Лондона П. Аберкромби и др. В целом этот вид концепций носит явно дезурбанистский характер.
Относительно типа города сложившегося в XX в. не раз высказывались пессимистические замечания даже известными архитекторами – творцами современной архитектуры. Можно привести мнение Ф. Л. Райта, считавшего, что “современная цивилизация может не только пережить город, но и выиграть от его гибели”. Сосредоточение населения Земли в огромных городах нарушает равновесие планеты. Потому человечество должно более равномерно расселиться по земному шару.3
В градостроительной экологии сформировалось несколько обобщённых подходов и концепций экогорода:
1. “Город как самоорганизующаяся система” (Ю. П. Бочаров, В. А. Лавров, Б. Марченд, Э. Уайт, Я. Бортон);
2. “Город как элемент развивающейся биосферы” (В. В. Владимиров, В. Л. Глазычев, Б. Коммонер);
3. “Город, состоящий из архитектурной и природной подсистемы” – единый, развивающийся во времени комплекс – городской ландшафт (Л. С. Залеская, Е. М. Микулина, И. А. Фомин);
4. “Динамичность ландшафта города, как единство его устойчивости и изменчивости” (Е. М. Микулина, С. Б. Чистякова, Г. Ю. Смыковская, М. С. Краснощёкова);
5. “Город как объект экологии культуры”, “гуманизации гомосферы” (Д. С. Лихачёв).
В начале 80-х гг. получила известность программа “Экополис”, предложенная группой специалистов по экологии и биологии. Концепция “Экополиса” представлялась её авторами (Д. Н. Кавтардзе, А. А. Брудный, В. Г. Агавелов и др.) в следующем виде:
“Экополис – это город и его ближайшие пригороды, где люди и живая природа взаимно поддерживают друг друга. Это человеческое поселение нового типа, оно развивается, расширяется, сопряжено с ходом природных процессов. Экополис – это малый город будущего, в котором экологические параметры поставлены в управляемые условия, а жители готовы к постоянным переменам как в своём образе жизни, так и в природе. В Экополисе идёт постоянный эксперимент по взаимному приспособлению природы и человека.
Создание Экополиса – постоянный процесс, одна из повседневных сторон жизни горожан – от малышей до пенсионеров. Без их участия в устройстве благоприятной в экологическом и социально-психологическом отношении городской среды Экополис не сможет прожить дня. Потому важнейший принцип разработки программы – вовлечение в совместную деятельность горожан, администрации и учёных в исследованиях, принятии решений и их практической реализации. Создание образцов экологически совместимого поведения, заботы об окружающей человека среде (природной и культурной), интродуцирование этих образцов в повседневную жизнь горожан – основной путь достижения социокультурных целей программы. Новые образцы поведения людей должны стать социальной реальностью”.
Данная программа, судя по опубликованным материалам, носит скорее природоохранный и социо-культурный характер. Это – важнейшие аспекты экологизации, но не менее важны и архитектурные и градостроительные составляющие процесса, которые в этой программе были слабо отражены.
В Скандинавских странах распространено планирование безотходных городов, построенных по аналогии с безотходным производством. Здесь производство и быт планируются как единый безотходный комплекс. Движение было начато с небольших городов, затем распространилось на крупные города и в настоящее время приняло характер всемирного движения, известного как экогорода, поддерживаемые ООН.
В начале 80-х гг. была предложена концепция “биотического города”, разрабатываемая А. Н. Тетиор. Согласно этой концепции “биотический город” – это поселение, где созданы благоприятные условия для существования всего живого: флоры, фауны и человека. Полноценное развитие флоры и фауны в городе рассматривается как необходимое условие полноценного развития человека, также представляющего собой часть живой природы. Для решения этих задач предлагается, в частности, придавать зданиям и сооружениям свойства “биопозитивности”, которое заключается в способности зданий органично вписываться в природную среду, быть приспособленными для существования элементов живой природы на поверхности зданий, экономить ресурсы и не требовать для строительства невозобновимых ресурсов, не быть преградами на путях потоков вещества и энергии, не выделять неперерабатываемых природной средой загрязнений, создавать высокое качество жизни и т. д.