Сейчас дельта реки деградировала: тугайные заросли высыхают, многие звери и птицы исчезли, выпасы скота резко сократились.
Пытаясь хотя бы частично сохранить пастбища, хозяйствующие субъекты самовольно перегораживают протоки дельты для орошения, построено двадцать самодеятельных плотин и пять вододелителей стоимостью около пяти миллионов рублей. Эти стихийные регулировки еще больше отнимают воды у Балхаша.
Решив обуздать этот хаос, перегородили протоку Джидели специальной плотиной, затратив на ее строительство пятнадцать миллионов рублей. При первом же половодье плотину подняло и искорежило.
Все эти манипуляции наконец убедили в неуправляемости дельты, и тогда пришли к выводу ее больше не трогать, предоставив природе самой налаживать расстроенное здоровье. Урон от деградации дельты реки Или, целого природного комплекса, исчисляется многими сотнями миллионов.
Воды реки Или после создания водохранилища стали более засоленными, нежели прежде. Сказывается пропитывание и промывание низких засоленных берегов левой стороны водохранилища, а также испарение с его обширной поверхности. В них появилась примесь удобрений, гербицидов, пестицидов, сбрасываемых в водохранилище. Мало того, обнаружены такие опасные яды, как ДДТ, ГХЦГ, от использования которых более десятка лет назад отказались многие страны, в том числе и наша. Количество этих ядов в воде повышается весной и осенью. Откуда они берутся - загадка, никого не беспокоящая.
Из-за неоправданного благодушия и головотяпства несколько лет назад в водохранилище прорвалось большое количество сточных вод города Алматы. Размыло автомобильную трассу и два моста, погубило несколько отар овец, унесло несколько человеческих жизней, загрязнило и без того неблагополучное по читоте водохранилище и Балхаш химическими веществами и небезопасными бактериями.
Дельта реки с ее могучими тростниковыми зарослями выполняла роль своеобразного естественного фильтра и чистильщика загрязненной воды. Чистота пресной части Балхаша в известной мере была обязана именно этому природному барьеру загрязнения.
Существует проект забирать воду из реки в цементированные каналы для снабжения пресной водой, минуя дельту. Но ведь это гибель дельты и еще большее загрязнение Балхаша.
На левом, западном берегу Капчагая возник песчаный пляж. Сюда за многие километры приезжают горожане. К тому же значительная часть пляжа закреплена между различными учреждениями и недоступна остальным. Периодически санитарная инспекция запрещает купаться из-за ассенизационных вод, дважды сброшенных в водохранилище.
Сейчас много говорится о гибели Аральского моря, высказано немало пылких соображений в его защиту. Но проблема Арала в какой-то мере оказалась неизбежной: водами Сырдарьи и Амударьи орошается громадный массив земли для сельского хозяйства ради потребностей резко возросшего населения Средней Азии. Правда, воды этих двух крупных рек пустыни используются нерационально, слишком велики ее потери впустую.
Но достоин ли подобной участи Балхаш?
Сейчас большое озеро Алакуль, придаток западной части Балхаша, полностью высохло, превратилось в ровную площадь, покрытую пухлой солью, развеиваемой ветрами. Высохли тростниковые заросли - места нереста и кормежки промысловых рыб, убежище водоплавающей птицы. Теперь берега озера - голый песок да камни.
Из-за возросшей солености вода в западной части Балхаша скоро станет непригодной для металлургических заводов побережья, практически она непригодна для питья. Город Балхаш своевременно провел водопровод из Центрального Казахстана, использовав воду степной реки Токрау, но в пресной воде нуждаются, кроме города, многие другие поселения.
Резко упал рыбный промысел. Стало мало сазана, исчезла прославленная рыба маринка. Обеднению рыбных запасов, кроме того, способствовали горе-акклиматизаторы ихтиологи: неразумно вселили некоторые породы рыб.
Озеро умирает, его убивает Капчагай, он отнял у него воду и жизнь. Объем Капчагайского водохранилища шестнадцать кубических километров, тогда как годовой сток реки всего лишь тринадцать кубических километров. Только по этому соотношению водохранилище стало не имеющим себе равных чудовищем. Кроме того, оно теряет ежегодно только на испарение более одного кубического километра воды, не учитывая потребление воды новой дельтой.
Теперь в Балхаш поступает только семь кубических километров воды, тоесть вдвое меньше до строительства водохранилища . Сейчас, по существу, Балхаш становится новым водоемом, создаваемым человеком. Новым, опустошенным, обезображенным и повторяющим судьбу Арала.
Сегодня срочно надо решать судьбу Балхаша: оставить ли жить или прекратить его существование.
В 1982 году по проблеме озера была создана специальная комиссия. Ее деятельность не получила огласки, ее рекомендации были забракованы. К изучению проблемы Балхаша привлекалось около двух десятков учреждений и на исследовательскую работу затрачено три миллиона рублей.
В связи с перестройкой и сложным экономическим положением страны, проблема Балхаша долгое время никого не беспокоила. И только недавно из-за прогрессирующей деградации Балхаша о ней стали говорить.
Весной 1988 года в Академии наук КазССР два дня заседала специальная комиссия из двухсот человек. В горячих спорах выяснились разногласия и несовпадения мнений из-за недостаточной, малодейственной изученности проблемы и сложностей в прогнозе произошедших и происходящих в природе явлений.
Порочная мания скоропалительных переделок природы без достаточных оснований прочно владеет умами ведомственных работников.
В качестве одной из мер спасения предлагалось построить дамбу-перемычку, между соленой и пресной частями озера. К чему может привести эта перемычка, уже говорилось. Несмотря на то, что подавляющим большинством ученых проект был, отвергнут, его инициаторы продолжают упорствовать: «Если перемычка окажется вредной, мы ее взорвем». Предлагается всемерно использовать подземные воды, увеличив приток пресной воды в озеро. Проектируется строительство второй плотины для предупреждения разрушительного действия зимних паводков. Об этом уже упоминалось.
Но никто не решается предложить спустить воды Капчагайского водохранилища и тем самым возвратить Балхаш в его прежнее состояние, одновременно разрешив энергетический голод республики другими путями и, в частности, неизбежным строительством АЭС которой сегодня предлагается построить в устье реки Или.
Конечно, эта радикальная мера потребует решения сложнейших вопросов.
Во что превратится ложе теперешнего Капчагая и сколько потребуется лет, чтобы оно обрело облик естественного природного уголка? Как реконструировать водозабор Капчагая? Как усовершенствовать оросительную систему и т. п. Требуемые на все эти работы затраты колоссальные.
Природа часто меняется необратимо от нерасчетливого и небрежного к себе отношения. Она ранима и залечивает раны, нанесенные ей с такой беспечностью человеком, с величайшим трудом. А иногда она умирает и более не возрождается.
Таким образом, сегодня на Балхаше и идет его резкое прогрессирующее усыхание и угасание. Многие его берега стали неузнаваемы. Поражает почти полное отсутствие чаек, как показатель состояния озера. Ликвидирован рыбозавод в поселке Каракул. Небольшой кооператив в Тасмуруне, ранее бывший рыбозаводом, ловит только воблу да леща. [9].
Раздел 3. Характеристика реки Или и Капчагайского водохранилища
Река Или по своей водности занимает третье место среди рек Средней Азии. Она образуется на территории КНР (провинция Синьцзянь) от слияния рек Кунгеса и Текеса, собирающих талые воды ледников и вечных снегов Тянь-Шань и Джунгарского Алатау. Из них большей является Текеса, (площадь водосбора 29600км).
Длина Или считая за начало Текес, равна 1380км, а длина собственно реки от слияния названых рек 950км. Площадь водосбора 113000км. Большая часть бассейна реки горная, расположена выше 1000м над уровнем моря.
В 12км ниже с. Илийского река на протяжении около 40км проходит в ущелье глубиной до 175м. Несколько ниже этого ущелья от реки справа отходит сухое русло Баканас, по-видимому, один из древних рукавов Или. Ближе к озеру Балхаш от Или отделяются большие действующие протоки – Кур-Ли, ак-УзекДжиде и др. При впадении в озеро река образует дельту, около половины которой занято тростниковыми зарослями. Водность Или значительна: по входе из гор ее средней годовой расход у с. Илийсского составляет 460м/сек, а средний годовой сток 14,5км. Разливаясь в дельте по многочисленным рукавам и протокам, Или при впадении в Балхаш теряет около четверти своего стока за счет потерь на испарение в дельте, в ее тростниковых зарослях.
Из притока Или следует отметить Хоргос,Усек и Борохудзир, а также Каскелен с притоками Малой и Большой Алмтинками. По выходе из гор эти реки используются на орошение, и расход их сильно уменьшается; ниже полосы орошаемых земель сток их частично увеличивается за счет возвратных вод. Это можно видеть на примере р.Каскилен.
Река Или впадает в озеро Балхаш (по-казахски Ак-Денгиз – белое море) по площади водной поверхности, равной 173000км, занимает пятое место, уступая Каспийскому и Аральскому морям, Байкалу и Ладожскому озеру.
Река Или играет главную роль в водном балансе озера, т.к дает основную ассу водного объема.
Таблица 3.7
Средний годовой расход воды по долине р. Каскелен (проток р. Или) по данным Оганисян К.