Смекни!
smekni.com

Биогеоценоз Амура (стр. 2 из 2)

В китайской части по различным экспертным оценкам (официальных данных нет) в бассейн Амура сбрасывается от 6.5 до 15 млрд. м. куб. сточных вод, из которых более 90% относятся к категории загрязненных. В результате поступления в Амур сточных вод река сильно загрязнена на всем своем протяжении и оценивается по качеству воды от 3 класса (умеренно загрязненные воды) до 6 (очень грязные воды) из семи классов, принятых в России.

Сейчас великая река буквально захлебывается нечистотами, сбрасываемыми из Китая по р. Сунгари. Ее водосбор имеет площадь 532 тыс. кв. км (28,7 % площади амурского бассейна). По среднемноголетним гидрологическим данным вклад Сунгари в формирование стока Амура варьирует от 20 до 30 процентов. В годы наводнений он может возрастать до 50-ти и более процентов.

В бассейне Сунгари развиты нефтяная, нефтеперерабатывающая, химическая, горнодобывающая, лесная и машиностроительная отрасли промышленности. Ведется производство бумаги, пластмасс, искусственных волокон, сельскохозяйственных удобрений, автомобильных шин. Экологический контроль безнадежно отстает от роста промышленности, вследствие чего река превращается в сточную канаву промышленных и бытовых отходов.

По официальным данным экологических служб КНР в последнее десятилетие Сунгари входит в список 5-ти наиболее загрязненных рек Китая и ситуация с качеством воды продолжает ухудшаться. Недавний случай, когда в результате взрыва на нефтеперерабатывающем заводе в Дзилине 13 ноября 2005г. в реку Сунгари попало более 100 тонн загрязняющих веществ, в том числе, бензол и нитробензол – лишь эпизод, впервые получивший широкую огласку.

Риск для гидробионтов р. Амур представляли летучие производные бензола и хлороформ. Их концентрации в воде значительно превышали установленные в Росси нормативы для рыбохозяйтвенных водных объектов. Превышение ПДК по нитробензолу в р. Амур ниже устья р. Сунгари (с. Нижнеленинское) составляло 20 раз, по хлороформу – 6 раз. Содержание хлороформа в р. Сугари после аварии было катастрофическим – 600 ПДК. Во время российско-китайского мониторинга в качестве фактора риска рассматривались в основном нитробензол и другие производные бензола.

Проблема загрязнения хлороформом вообще не обсуждалась. Однако проводимы ранее исследования показали, что в амурской рыбе могут накапливаться вещества, не только оказывающие влияние на ее воспроизведение, но и обладающие мутагенным эффектом, а также и вызывающие патологию печени у человека, употреблявшего такую рыбу в пищу.

Постоянный поток загрязняющих веществ из КНР увеличивает концентрации многих загрязнений до опасных значений и без чрезвычайных залповых сбросов. Рассматривать последствия техногенных катастроф можно только в контексте хронического загрязнения амурских вод комплексом многих опасных веществ.Резкое ухудшение качества воды в Амуре началось с середины 90-х годов: вода из кранов и речная рыба стали отдавать карболкой. Были зарегистрированы случаи отравления домашних животных и даже людей. В 4-х административных районах Хабаровского края органы власти официально запрещали употреблять воду и рыбу из Амура. Анализы проб воды выявили рекордную концентрацию (906 ПДК) суммы полициклических ароматических соединений фенольного ряда. В рыбе была обнаружена группа летучих органических соединений (этанол, метанол, ацетон, уксусный альдегид, этилацетат, изопропанол, метилэтилкетон, эфиры масляной кислоты и др.). Одновременно в1997–2000 годах, китайскими и французскими специалистами, в ходе мониторинга по всему течению Сунгари выявлено 190 органических загрязнителей, 46 из них – опасные для человеческого здоровья. Результаты последующих российских исследований свидетельствуют о том, что качество воды р. Амур ниже впадения р. Сунгари резко ухудшается по следующим показателям: взвешенные вещества, фосфаты, соединения всех форм азота, нефтепродукты, органические вещества (по биологическому и химическому потреблению кислорода).

Наряду с озвученной выше проблемой связанной с загрязнением вод Амура следует обратить внимание и на негативные последствия, вызванные строительством ГРЭС на притоках. Так при создании одного только Зейского водохранилища число млекопитающих, постоянно обитающих на его побережьях, сократилось на 10 видов! В зоне затопления Бурейского водохранилища полное уничтожение угрожает популяциям эндемичных растений: камнеломке Коржинского и одуванчику линейнолистному (последний вид больше нигде в мире не встречается!). Богатейшая в фаунистическом и флористическом отношении амурская долина может потерять гораздо больше. ГЭС на Амуре угрожают не только отдельным видам животных и растений. Биосфера нашей планеты может потерять целый уникальный биом – амурские прерии. Это своеобразные ландшафты влажной лесостепи, представленные только на среднем Амуре.

Залог сохранности полноценных пойменных экосистем – периодическое заливание, сопряженное со значительными колебаниями уровня грунтовых вод. Если эти условия не соблюдаются, то пойменная растительность деградирует. Уже через 5–6 лет начинается снижение ее видового разнообразия и продуктивности. Старичные озера без периодического промывания высокими паводками постепенно заиливаются.

После появления Зейской и Бурейской плотин режим затопления поймы Амура уже претерпел значительные изменения. Исследования показали, что в районе Хинганского заповедника участки, затапливаемые раз в 20 лет, теперь будут затапливаться не чаще, чем раз в 100 лет; значительные площади высокой поймы вообще выйдут из под влияния паводков. Для промысловых животных беды начинаются еще в период строительства плотин и проведения лесосводки. Они страдают от усиления воздействия фактора беспокойства и беспощадного браконьерства. Так, при подготовке ложа Бурейского водохранилища китайские лесорубы истребили в прибрежной зоне Бурейского каньона почти всех кабарог. В приплотинной части в несколько раз сократилась численность косули, изюбря и лося. Во время заполнения водохранилищ погибает множество беспозвоночных, грызунов, насекомоядных и других мелких животных. Весной пострадают кладки птиц и земноводных. На широких участках, где образуются временные полуострова, окажутся в опасности и крупные животные. Для побережий водохранилищ характерны: увеличение влажности воздуха и понижение температуры в весеннее-летний период. Так река Зея ниже плотины не замерзает на протяжении 80-100 км. Поэтому, в зимнее время на этом промежутке реки нарушена транспортная связь по льду между населёнными пунктами. В зимний период вдоль незамерзающего участка реки стоит плотный туман, что оказывает влияние на здоровье людей на данной территории.

Такие климатические изменения вызывают падение численности мышевидных грызунов и снижение численности соболя. Появление крупных водохранилищ нарушает миграции и местные кочевки многих видов наземных животных. В первую очередь это касается копытных (косуля, лось) и водоплавающих птиц. Все это чревато массовой гибелью животных, временным или полным прекращением миграций и резким падением численности.

Так после создания Зейкого водохранилища в этом районе стало на порядок меньше косули и в 3–5 раз меньше лося. Сейчас похожая ситуация наблюдается в зоне влияния Бурейского водохранилища – численность лося уже начала падать. Еще драматичнее судьба мигрирующих (проходных и полупроходных) рыб. Вспомним, что в результате создания Волжского каскада ГЭС в 10 раз сократились площади нерестилищ осетровых (с 4000 до 400га).

Современный уровень изученности не позволяет полностью оценить ущерб разнообразию ихтиофауны, если он будет перекрыт плотинами, но очевидно, что для организмов, живущих в воде, последствия будут еще катастрофичнее, чем для наземных животных.

Подавляющее большинство видов рыб, в том числе и оседлые, страдают из-за того, что водохранилища будут удерживать весенне-летние паводки. Негативное влияние на популяцию рыбы вызывает и то, что плотина Зейской ГЭС построена без рыбоподъёмников, в результате преграждён естественный путь прохода рыбы на нерестилища.

Кроме того, отрицательное воздействие на ихтиофауну производят значительные, до 8 метров, колебания уровня водохранилища. Помимо этого водохранилище затопило 2295 квадратных километров территории, но перед затоплением водохранилища не полностью выполнена лесоочистка. Оставшийся лес медленно распадается, образуя фенолы.