• Системный подход в решении социальных проблем обусловлен особенностями современного общественного развития, характерной чертой которого является сочетание социально-политической и научно-технической революций. Однако оптимальной реализации системных идей современной науки существенно мешает социальная контрастность. Различие социальных условий, в которых развертывается научно-техническая революция, не позволяет глобально подчинить этот процесс научно-обоснованному управлению в интересах всех людей планеты. Богатые возможности научно-технической революции используются зачастую в узкоэгоистических целях господствующих классов ценой чрезмерной эксплуатации людей и преступного разрушения природной среды. Все это еще более обостряет необходимость повсеместного перехода человечества к такому способу развития, который сделал бы возможным максимальное использование достижений современной науки на благо людей и поддержание природной среды в пригодном для жизни состоянии.
ПОВТОРИМ:
1. В чем ошибочность попыток абстрактного определения емкости биосферы и ее территорий для освоения их человеком?
2. Из чего исходит конкретное определение хозяйственной емкости биосферы?
3. Каковы основные закономерности становления ноосферы человеком?
СНОСКИ К ГЛ. 2:
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - С. 486.
2 Там же. Т. 23. С. 188.
3 Алексеев В.В. Человек и биосфера. — М., 1973. — С. 10.
4 Майр Э. Зоологический вид и эволюция. — М., 1968. — С. 510.
5 Льюис Дж. Человек и эволюция. — М., 1964.
6 Орлов В.В. Материя, развитие, человек. — Пермь, 1974. — С. 302.
7 См.: Биосфера. - М., 1972. С. 102.
8 Имеется в виду не только сознательно осуществляемое людьми, но и бессознательное использование информации в результате избирательного взаимодействия структур, происходящее в природе.
9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. - С. 191.
10 Там же. Т. 25. Ч. П. С. 386.
11 Майр Э. Человек как биологический вид.//Природа. 1973. № 12. С. 38.
12 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - С. 489.
13 Там же. С. 496.
14 Там же. С. 497.
15 Там же. С. 498.
16 Там же. С. 294.
17 Браун Л. Производство пищи человеком как процесс в биосфере // Биосфера. - М., 1972. - С. 140.
18 Там же. С. 145.
19 Там же. С. 141.
20 В «Науке логики» Гегеля (М., 1970. — С. 424-425) категория «мера» рассматривается как синтез категорий «качество» и «количество», логически переходящий в категорию «сущность». Таким образом, «мера» выступает как связующее звено в логической цепи категорий между «бытием» и «сущностью». Если иметь в виду, что гегелевская «Логика» — это понятийно рефлексированная логика самих вещей, то расположение категории «мера» в указанном порядке весьма симптоматично. Гегель тем самым развивает мысль о том, что «мера» — это способ, которым явление обеспечивает сохранение своей специфической определенности как качественного количества. Здесь же Гегель характеризует «меру» как неотъемлемое свойство реальности: «Все налично сущее имеет некоторую меру».
21 Meadows D.H., Meadows D.L., Renders /., Behrens W., The Limits of Growth, Universe Book, N.Y., 1972.
• Экологическое содержание научно-технической революции
• Человек против природы
• Человек в гармонии с природой
• Экологическая культура
Характеризуя биосферу как целостную саморегулирующуюся систему в ее естественном состоянии, мы старались, насколько это возможно, абстрагироваться от производственного влияния на нее со стороны человека. Однако воздействие человека на биосферу настолько глубоко и серьезно, что следует специально разобраться в этом, прежде чем переходить непосредственно к анализу проблем теории взаимодействия общества и природы.
Антропогенное изменение биосферы идет одновременно по многим направлениям, и темпы его ускоряются соответственно ускорению темпов развития общества. Еще в начале прошлого столетия многие специалисты стали обращать внимание на то, что масштабы антропогенных процессов зачастую сопоставимы, а то и превосходят масштабы аналогичных процессов в природе, что приводит к значительным изменениям природных условий на планете в целом. Поначалу это казалось большим преувеличением и неточностью в подсчетах, однако уже во второй половине XX в. изменения природной среды стали заметны не только специалистам, но и всем сколько-нибудь наблюдательным людям. Проблемы окружающей среды со страниц специальной литературы перекочевали в популярные издания, стали предметом массового обсуждения. Осенью 1968 г. состоялся первый симпозиум, посвященный проблемам охраны биосферы. С тех пор подобные симпозиумы стали собираться регулярно. Вопросы охраны природы выдвинулись на первое место в переговорах глав правительств и в международных документах.
С конца 60-х годов был заключен ряд важных международных соглашений об охране окружающей среды, включая договоры о запрещении использования космического пространства, а затем и океанического дна в военных целях. Дальнейшее развитие эти соглашения получили в принятом Генеральной ассамблеей ООН Постановлении о запрещении воздействия на природную среду в военных и иных целях, опасных для жизни и здоровья людей, а также в последующих документах этой организации о полном и безусловном запрещении применения атомного оружия во всех средах с поэтапным затем прекращением его производства.
Широкий размах приняло массовое международное движение за охрану природы, которое по многим вопросам стало смыкаться с движением за мир и демократию. Большой международный резонанс получили принятые в нашей стране правительственные решения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Проблемы окружающей среды стали предметом серьезных научных исследований и неотъемлемой стороной организации современного производства. Постепенно они становятся также обязательным элементом воспитания и образования людей.
Несмотря на столь быстрое всеобщее признание и достигнутые успехи в деле охраны природной среды, следует сказать, что в целом темпы нежелательных изменений биосферы пока опережают меры по их предотвращению. Каковы причины этого опережения? Достаточна ли научная и техническая мощь современного человечества, чтобы предотвратить надвигающуюся беду? Если достаточна, то что мешает выполнению одной из самых важных задач современности? На этих вопросах мы и остановимся в данной главе.
В предыдущих главах рассматривались некоторые общие черты природной среды и особенности взаимодействия с ней человеческого общества в процессе производства материальных благ. Было отмечено, что основой этого взаимодействия является нарастание опосредованности в производственном отношении человека к природе. Шаг за шагом человек помещает между собой и природой сначала преобразованное с помощью своей энергии вещество (орудия труда), затем преобразованную с помощью орудий труда и накопленных знаний энергию (паровые машины, электроустановки и т.д.) и, наконец, с недавних пор между человеком и природой возникает третье крупное звено опосредования — преобразованная с помощью электронно-вычислительных машин информация. Таким образом, развитие цивилизации обеспечивается непрерывным расширением сферы материального производства, которое охватывает сначала орудия труда, затем энергию и, наконец, в последнее время информацию.
Естественно, что природная среда оказывается при этом все более широко и основательно вовлеченной в производственный процесс. Поэтому по мере развития производства происходят усложнение и качественное изменение не только внутри социальных связей, но и тех, которые принято называть внешнесоциальными, а именно связей общества с природой. Для развития обоих видов социальных связей можно отметить общую тенденцию: по мере нарастания звеньев опосредования во взаимодействии общества и природы одновременно обостряется необходимость сознательного контроля и регуляции всей совокупности антропогенных процессов как в самом обществе, так и в природной среде. Особенно резко эта необходимость возросла с началом научно-технической революции, сущность которой составляет прежде всего механизация информационных процессов и широкое применение управляющих систем во всех областях общественной жизни.
Если возникновение предыдущих (по веществу и энергии) звеньев опосредования связи человека с природой обусловило грандиозные качественные скачки в развитии общества, то социальные последствия возникновения третьего звена опосредования (по информации) поистине трудно переоценить. С первым звеном (изготовление орудий труда) связан скачок из мира животных в социальный мир, со вторым (применение силовых установок) — скачок в высшую форму классово-антагонистического общества, с третьим звеном (создание и применение информационных устройств) связана обусловленность перехода к обществу полного социального равенства. Впервые появляется возможность резкого увеличения свободного времени людей для их полноценного и гармоничного развития. Кроме того, научно-техническая революция обусловливает необходимость качественно нового отношения к природе, так как до крайней степени обостряются те противоречия между обществом и природой, которые раньше существовали в неявной форме.
Как уже отмечалось, возникновение каждого следующего звена опосредования во взаимодействии человека с природой означало в то же время снятие ранее существовавших естественных ограничений в использовании факторов природы. Даже самое примитивное орудие труда с момента его применения существенно сняло ограничение с процессов обмена веществом между человеком и природой. Эти процессы пошли теперь не столько через организм, сколько через искусственно изготовленные орудия труда. Вместе с тем сильнее стало сказываться ограничение со стороны энергетических источников труда, которые оставались естественными. Возникло противоречие между новыми (искусственными) средствами обработки вещества и старыми (естественными) источниками энергии. Поиски способов разрешения, возникшего противоречия привели к открытию и применению искусственных источников энергии. Но само решение энергетической проблемы породило новое противоречие между искусственными способами обработки вещества и получения энергии, с одной стороны, и естественным (с помощью нервной системы) способом обработки информации — с другой. Активизировались поиски способов снятия этого ограничения, и проблема была решена с изобретением счетно-решающих машин. Теперь, наконец, все три природных фактора (вещество, энергия, информация) оказались охваченны искусственными средствами их использования человеком1, тем самым сняты все естественные ограничения для развития производства, внутренне присущие этому процессу.