Все более отчетливо проявляется необходимость для современного общества согласовывать темпы и характер своего развития с возможностями биосферы, в которую общество структурно включено как часть в целое4. Очевидно, что противоречие между бесконечными в принципе возможностями развития общественного производства и ограниченными компенсаторными возможностями биосферы стало основным противоречием для развития такой системы как «общество—природа». Судьбы дальнейшего развития общества в значительной степени зависят от того, насколько успешно будут найдены пути и средства оптимального разрешения указанного противоречия.
В свете сказанного выше имеет смысл говорить о законе оптимального соответствия состояния природной среды темпам и характеру развития общества. Нельзя сказать, что это новый, только что появившийся закон взаимодействия природы и общества. Он действовал и раньше, но в скрытой форме, поскольку воздействие людей на природу носило в основном локальный характер и не достигало ярко выраженных глобальных масштабов. Если кое-где и происходило нарушение природного равновесия по вине человека, то в целом природная среда сохраняла способность к самовосстановлению как система с развитыми факторами саморегуляции, сложившимися за многие миллионы лет эволюции компонентов биосферы. (Вряд ли логично называть эти локальные отклонения от равновесия глобальными экологическими кризисами, как считают некоторые авторы)
В последнее время ситуация резко изменилась. Увеличивающееся потребление все новых природных ресурсов и мощные потоки производственных отходов подорвали способность природных комплексов к самовосстановлению. Конечно, если свернуть производственную деятельность, стабилизировать ее на каком-то оптимальном уровне, то нарушенное равновесие еще может со временем восстановиться. Но это означало бы конец поступательного индустриального развития. Современное общество не может встать на такой путь. Кстати, этот вариант также означал бы соблюдение требований закона оптимального соответствия природной среды и общества, но, так сказать, отрицательное его соблюдение.
Существует другой путь, который предполагает соблюдение указанного закона в положительном варианте. Общество должно взять на себя функции обеспечения восстановительной способности природы. Это более сложный и дорогостоящий путь, но только он открывает при существующем положении вещей возможности дальнейшего прогресса общества. Необходимо и в теории и на практике отказаться от многих установившихся представлений и традиций, положив в основу природопользования такие принципы, которые бы отражали новое соотношение природы и общества.
Методологической основой этих принципов, по-видимому, должно стать то очевидное положение, что структурно общество является частью социогеосистемы, и, следовательно, взаимодействию его с природой свойственны все те закономерности, которые присущи взаимодействию части и целого, то есть, говоря обобщенно, закономерности субординации, координации, корреляции (порядок взаимосвязи, характер взаимосвязи частей и характер изменения самих частей). Если по своему месту в динамике вещественно-энергетических процессов природы общество вполне является с некоторых пор частью системы, то по характеру взаимосвязи с целым оно никак не может быть названо частью, а лишь должно стать таковой. Отсутствует главный признак части — согласованность и эквивалентность вещественно-энергетических процессов между обществом и природой, а следовательно, нет и каналов обратной связи, без чего невозможна саморегуляция и сохранение целостности системы. Система «общество—природа» пока еще находится в стадии своего формирования, и мы пользуемся этим понятием как нормативным.
Следовательно, первым и основным методологическим принципом теории взаимодействия общества и природы должен быть принцип оптимального соответствия общества и природной среды, который неизбежно вытекает из требования системного подхода. Взаимодействие должно быть действительно взаимным, обмен веществом и энергией в процессе производства должен быть действительно эквивалентным, а использование вещества и энергии человеком должно быть оптимально циклическим, непрерывным, безотходным, аналогичным процессам природы. Пока этого нет, можно лишь говорить о воздействии общества на природу и природы на общество с некоторыми зачатками взаимодействия.
Для того чтобы обеспечить в теории и на практике новый характер взаимодействия общества с природой, нужно отказаться от целого ряда привычных понятий, критериев, оценок и прежде всего качественно по-иному посмотреть на место и роль человечества в природном процессе и на человеческую деятельность в целом. Общество должно выполнять определенную роль в динамике вещественно-энергетических процессов природы, и эта роль заключается прежде всего в поддержании целостности биосферы. В этом состоит функция человеческого общества на Земле наряду с функцией всего живого вещества. Лишь способ выполнения этой функции для общества качественно иной, поскольку качественно иным является и сам способ развития общества на основе процесса труда. Функцию обеспечения целостности биосферы люди могут выполнять только искусственно, на основе познания и использования естественных процессов.
Однако, учитывая конкретные возможности современного общества, необходимо подчеркнуть, что пока общей целевой установкой в поддержании целостности биосферы должно быть естественное ее равновесие. Это положение может рассматриваться как второй методологический принцип. Такая установка не исключает возможности перехода в дальнейшем на искусственные параметры равновесия.
Целостность биосферы должна рассматриваться как важнейший природный ресурс человечества, а задача поддержания целостности — как центральная задача в системе природопользования. В связи с этим важна критика потребительского подхода к задачам охраны природы, при котором проблема использования ресурсов рассматривается без учета значений меры природных компонентов для сохранения целостности биосферы. Значения меры должны быть рассчитаны и оптимально соблюдаться с учетом закона синэргии во взаимосвязях биосферы. В противном случае задолго до исчерпания основных ресурсов механизмы поддержания равновесия и воспроизводства компонентов биосферы могут быть так нарушены, что дальнейшее существование людей станет слишком затруднено. Люди уже подошли вплотную к предельным значениям меры по многим параметрам биосферы, а кое-где и превзошли их.
Принцип компенсации соответственно значениям меры производимых у природы изъятий можно рассматривать как третий важнейший методологический принцип природопользования.
Здесь же можно указать, не обосновывая подробно ввиду его очевидности, и четвертый методологический принцип — принцип экологической чистоты человеческой деятельности, который подразумевает полную утилизацию побочных продуктов производства и бытового потребления.
Обычно сущность труда связывается с созидательной деятельностью. Но для эквивалентности обмена труд должен обеспечивать не только созидание продуктов, но и противоположный процесс — деструкцию всего созданного с последующей утилизацией или переводом в нейтральное состояние. Только при этом будет обеспечено полное сопряжение производственных процессов с природными, то есть станет возможным создание социобиогеоценозов как полного единства противоположно направленных процессов созидания и разрушения вещества на основе взаимодействия качественно различных факторов, где конец одного процесса выступает началом другого, и так до полной замкнутости.
В этом плане возникает необходимость качественно иной взаимосвязи всех видов человеческой деятельности по отношению друг к другу и к природной среде. Принцип комплексности и экологической обоснованности принимаемых решений выступает пятый методологический принцип природопользования, и как один из его аспектов следует назвать необходимость доминирования долгосрочных решений над краткосрочными. В современных условиях недостаточно уже только прогнозировать будущее. Необходимо его конструирование при максимальном совпадении исторического результата с заранее поставленной целью. Ясно, что такой тип развития принципиально невозможен в обществе со стихийными механизмами саморегуляции.
Принцип обеспечения приоритета общественного интереса над частным может рассматриваться как шестой методологический принцип теории взаимодействия общества и природы. Только на этой основе возможны обеспечение подлинного социального прогресса и систематическое повышение качества жизни, основным критерием которого является здоровье человека, обусловленного здоровой и гармоничной природной средой.
Перед лицом необходимости согласованных действий людей, вооруженных мощными средствами преобразования природы, нарастает потребность объединения народов мира в ассоциацию трудящихся, что совпадает с тенденцией развития экономических и культурно-политических процессов. Таким образом, проблемы отношения к природе сливаются с проблемами радикального преобразования общества в направлении обеспечения все более полной гармонии людей как в организации своей собственной жизни, так и в развитии отношений с природой. Получается, что проблемы социального и природного порядка увязываются в единый узел, обусловливая решение друг друга. Иными словами, подчинение человеком природной необходимости опосредуется степенью овладения им социальной необходимостью, а именно тем, в какой степени люди способны управлять социальными процессами. Исключительно злободневно сегодня звучат слова Ф. Энгельса: