Современное поколение должно совершить переход к законоупорядо-ченному и нормативно организованному использованию биосферы. Каковы должны быть эти законы и нормативы? Как их познать и грамотно использовать? Всему этому и должна научить людей социальная экология, предмет которой составляют законы соответствия (совместимости) общества и природы.
Являясь частью биосферы, люди в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы вписаться своей деятельностью в сложившиеся в ее структуре круговороты обмена веществом, энергией и информацией и стать необходимым звеном передачи этих процессов между компонентами биосферы.
Разумеется, биосфера не существует в отрыве от Космоса и внутри-планетных процессов. Поэтому одновременно со стратегией биосфероподобия возникает задача обеспечения в целом средосовместимости общества как с окружающим Космосом, так и с геологопланетарными процессами. В плане научного осмысления проблематики необходимо привлечение системного подхода, который в свое время дал неплохие результаты в общей экологии.
Социальные науки должны научиться оперировать такими понятиями, которые комплексно включают в себя социальные и природные феномены в их системном единстве. При таком подходе многие явления, изучаемые общественными науками, предстают в совершенно ином свете.
Центральным понятием в социальной экологии является «система общество—природа», или «социоэкосистема». Это понятие предполагает перенесение на общество законов соотношения части и целого. Разумеется, что целым по отношению к обществу будет биосфера и, следовательно, общество должно обрести функциональную значимость в отношении к той системе, частью которой оно является, т.е. к биосфере. Подчиниться законам биосферы означает для людей в то же время задачу такой организации своей деятельности, чтобы общество стало необходимой для биосферы частью.
Именно эта идея вошла как основная в концепцию устойчивого развитая, принятую на международном форуме «Окружающая среда и развитие» («Рио-92») как общеобязательную для всех стран и народов планеты.
От одностороннего пользования ресурсами среды люди должны перейти к стратегии одновременного ее поддержания и сохранения, выдвинув эти задачи как приоритетные в своей деятельности.
В соответствии с этими задачами важную роль в современной социальной теории начинают играть такие понятия, как экоразвитие, экотехнологии и экотехника, экологическая культура, экологическое сознание, экообразование и эковоспитание и т.д. Поскольку в рамках социоэкосистемы идет формирование социоприродного единства во взаимодействии общества и природы, то большое значение в обеспечении стратегии социального развития приобретает экологически обоснованное управление социальными процессами и их прогнозирование.
Поскольку огромную часть человеческой деятельности составляют экономические проблемы, то особое значение приобретает экологизация экономической жизни общества. Поэтому в учебнике большое внимание уделяется вопросам экологической ориентации экономической деятельности.
Экономика играет большую роль в жизни общества и должна непрерывно нормально функционировать. В то же время постановка эксперимента в экономике трудно осуществима, а большей частью вообще невозможна ввиду тяжелых последствий для людей. Поэтому так важно применение методов моделирования и ориентированных графов в теоретическом воспроизведении экономических процессов. Благодаря этим приемам становятся возможными модельное имитирование экономической реальности и опережающая оценка намечаемых новаций хозяйственной жизни.
Еще в большей мере сказанное об экономических явлениях относится к природной сфере. Здесь эксперимент большей частью просто недопустим на сколько-нибудь больших природных массивах в силу опасности непоправимых последствий, пагубных для самих людей. Опять-таки необходима постановка модельного эксперимента с помощью метода системных динамик, позволяющего имитировать математическими средствами возможные вариации натуральных процессов предварительно на дисплее компьютера и оценивать степень риска от намечаемых преобразований природных комплексов.
Экология изучает биологическую реальность на надорганизменном уровне и, как правило, имеет дело с массовидными явлениями, что позволяет успешно применять математические методы для расчета потоков вещества и энергии в рамках биоценозов, а также определять количественный состав популяций. Основательное вторжение математических методов в биологию началось, пожалуй, со времени возникновения в ее структуре экологии.
Еще в большей степени эта особенность экологического знания проявляется в социальной экологии. По сути дела начало этой науки в современном смысле было положено публикациями первых докладов Римскому клубу в 1972 и 1974 гг., в которых были успешно применены к изучению тенденций развития социоприродных глобальных процессов имитационные математические методы, разработанные незадолго до этого профессором Мас-сачусетского технологического института Джеем Форестером. В его книге «Мировая динамика» дана первая попытка прогноза многокомпонентных глобальных процессов с помощью системно-динамических имитационных моделей[1].
Тем самым впервые в социальном прогнозе были учтены составляющие, которые можно назвать экологическими: конечный характер минеральных ресурсов, а также ограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализовать отходы человеческой производственной деятельности.
Если прежние прогнозы, учитывавшие лишь традиционные тенденции (рост производства, рост потребления и рост населения), имели оптимистический характер, то учет экологических параметров сразу перевел глобальный прогноз в пессимистический вариант, показав неизбежность нисходящей линии развития общества к концу первой трети XXI столетия в связи с возможностью исчерпания минеральных ресурсов и чрезмерным загрязнением природной среды. Последующие работы, выполненные по заказу Римского клуба под руководством Д. Медоуза («Пределы роста», 1972 г.), а также М. Месаровича и Э.Пестеля («Человечество у поворотного пункта», 1974 г.), в основном подтвердили справедливость прогнозов, составленных Дж. Форестером.
Так впервые в науке была поставлена проблема возможного конца цивилизации не в отдаленном будущем, о чем неоднократно предупреждали различные пророки, а в течение весьма конкретного отрезка времени и по вполне конкретным и даже прозаическим причинам. Возникла потребность в такой области знания, которая бы обстоятельно исследовала обнаруженную проблему и выяснила путь предотвращения грядущей катастрофы.
Этой областью знания стала социальная экология, задачей которой является изучение человеческого общества в аспекте его совместимости с особенностями природной среды. Поскольку направления человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, то социальная экология вскоре после своего возникновения стала подразделяться на множество аспектов или прикладных вариантов социально-экологического знания.
Теперь, помимо общетеоретического раздела знания, которым занимается социальная экология, существуют ее прикладные области, экология человека, изучающая в основном медицинские аспекты, инженерная экология, изучающая технические аспекты отношения людей к окружающей среде. Возникли такие виды социально-экологического знания, как урбоэкология, экология промышленной деятельности, экология сельского хозяйства, экология транспорта, геоэкология, химическая экология, экология культуры, проблемы экологического образования и экологического воспитания, рекреационная экология и т.д. (рис. В. 1).
По-видимому, и дальше экологическое знание будет множиться соответственно многообразию видов человеческой деятельности, вся совокупность которой должна быть охвачена экологизацией, поскольку и сам человек с его сознанием, мировоззрением, культурой и привычками должен претерпеть столь радикальные изменения, что речь может идти о формировании нового человека, который в отличие от нынешнего, относящегося к виду Homo sapiens, может быть причислен к виду Homo ecologus.
Человек, который до сих пор заселяет Землю, при всей его разумности тем не менее не обладает главным свойством, обязательным для любого живого организма, — свойством экологического самообеспечения. Без этого свойства человек не имеет будущего, а обретя это свойство, он настолько изменится по своим взглядам, системе ценностей, по своему отношению к природе и к себе подобным, что это уже будет другое существо, лишь внешне напоминающее прежнее. Вот почему для этого нового существа потребуется новое название.
Рис.В.1. Классификация видов социально-экологического знания. (См. Бачинский Г.А. Основы социоэкологии. — Львов, 1993.)
В целом в современном мире совершается грандиозный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической. Этот переход должен произойти обязательно, так как в зависимости от него находится судьба рода человеческого. От того, сможет ли человек стать экологическим существом, зависит, быть ему на Земле или не быть.
Можно сказать, что идет своего рода экзамен на подлинную разумность человека. На ту разумность, к которой очень высокие требования предъявлял в свое время И.Кант, полагавший, что только в единстве с нравственным долгом рассудочная способность человека обретает черты разумности и мудрости.
Пришло время воссоединения логики мышления и нравственности чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. Само собой такое преобразование человека не произойдет. Для этого требуется новая система образования и воспитания человека экологической эпохи. Приобщение к социально-экологическим знаниям — обязательное условие новой системы образования, так как нужно прежде всего знать, что делать человеку и как вести себя в новых условиях. Но и этого недостаточно, так как преобразованием должна быть охвачена вся эмоциональная сфера человека вплоть до формирования у него высокого чувства ответственности перед природой и теми последующими поколениями, которые придут ему на смену и которым он должен оставить Землю в пригодном для жизни состоянии.