Смекни!
smekni.com

Экологическая этика и природопользование в жизни людей (стр. 5 из 5)

- использование орудий лова, травмирующих добычу и наносящих ей сильные мучения;

- использование дроби и картечи больших номеров, чем положено при данных охотах;

- охота из-под фар;

- стрельба с движущейся машины, стрельба «на шумок» по невидимой цели;

- стрельба на дальние дистанции, ведущая к появлению большого процента подранков;

- охота на бедствующих, попавших в трудные условия животных;

- промысел зверей с невыходным мехом;

- нелегальная акклиматизация чуждых видов животных (биологическое загрязнение фауны);

- её санкционированная наукой гибридизация охотничьих животных;

- подбор чужой добычи, стрельба зверя, идущего на соседний номер;

- отстрел петухов тетерева и глухаря на токах сверх установленных для данного тока норм;

С эколого-этических позиции целесообразно:

- поддержание хозяйственно допустимой плотности диких копытных животных в лесных угодьях;

- ограничение добычи беременных самок и неполовозрелого молодняка некоторых видов охотничьих зверей;

- ограничение добычи нелётных птенцов охотничьих птиц;

- строгий контроль за добычей охотничьих животных на путях массовых миграций; прекращение разводимых зверей и птиц в тесных помещениях и клетках.

Таким образом: у России, по примеру многих стран Запада и Северной Америки, имеются огромные возможности для восстановления своего эколого-ресурсного потенциала и более широкого применения эколого-гуманитарных методов без ущерба! основных целей и задач. Как и в лесном и рыбном хозяйстве для осуществления mot целей необходимо чрезвычайное усиление государственной охраны и инспекции.

Экологические ограничения в заповедном деле. Заповедное дело – научная экологическая дисциплина о создании и оптимальном функционировании особо охраняемых природных территорий (ООПТ)) всех категорий и об организационной и методической координации их деятельности в целях сохранения системы не V преобразованных природных территорий и акваторий, изучения составляющих их компонентов и поддержания региональных и глобального экологического баланса в биосфере. Число различных ООПТ в мире непрерывно увеличивается и повышается ИХ роль в качестве провайдеров природных благ для окрестных территорий и населения.

Целесообразно установление и соблюдение запретов:

- на изменение площадей и границ (в сторону уменьшения) абсолютных заповедников;

- нарушение основных параметров установленного режима ООПТ высших категорий;

- ведение хозяйственной деятельности в коммерческих целях в федеральных и части региональных ООПТ;

- развития туризма, в том числе экологического, в абсолютных заповедниках;

- подмена обоснованных и согласованных регуляционных мероприятий в заповедниках и национальных парках охотой с привлечением посторонних лиц;

- выпуск животных и интродукцию растений, чуждых фауне и флоре данных ООПТ;

- создание водных организмов для научных целей.

С эколого-этических позиций целесообразно:

- максимально (но без ущерба для сохранения ценных природных систем и объектов) использовать ООПТ, особенно заповедники и национальные парки для экологического просвещения и природоохранного образования;

- увеличивать (до оптимальных, общественно необходимых, размеров) число ООПТ и их системное разнообразие;

- выявлять и (при возможности) измерять природные ресурсы, «поставляемые» ООПТ окрестным территориям;

- сочетать охрану природы с рациональным использованием возобновляемых природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей коренного населения (за исключением заповедников);

- разрабатывать методы экономической оценки провайдерских функций ООПТ для уточнения и повышения их рейтинга в общественном сознании в экономике биологического природопользования.

Таким образом, более широкое использование эколого-гуманитарных методов в организации оптимизации деятельности ООПТ будут способствовать повышению их комплексной эффективности и росту общественного авторитета у представителей различных слоев общества.

Дальнейшая ассимиляция принципов экологической этики в природопользовании заключается в поисках и совершенствовании методов не истощительной эксплуатации возобновляемых ресурсов биосферы, с минимальным ущербом для состояния и воспроизводств природных систем и с максимальным применением щадящих гуманных методов.



Библиографический список

1. Бганба, В.Р. Культурно-ценностные аспекты отношения человека к природе [Текст] / В.Р. Бганба // Демократизация культуры и новое мышление. – М. : РАУ, 2008. – С. 176–178.

2. Бганба-Церера, В.Р. Экология души: ненасилие – путь в грядущее [Текст] / В.Р. Бганба-Церера. – СПб., 2009. – 28 с.

3. Бганба, В.Р. Культура и ноосфера [Текст] / В.Р. Бганба // История, культура, цивилизация. – М. : Наука, 2007. – 19 с.

4. Бганба, В.Р. Экология и мораль: нравственное и эстетическое в отношении к природе, экологическая этика [Текст] / В.Р. Бганба. – Сухуми : Алашара, 2008. – 86 с.

5. Буддизм. Четыре благородные истины [Текст]. – М. : Эклю-Пресс, 2009. – 832 с.

6. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста [Текст] / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 2008. – 438 с.

7. Высовский, А.А. Смена пародигм: от природопользования к природовозрождению [Текст] / А.А. Высовский // Зелёный мир. – 2010. – № 9–10. – С. 13.

8. Гирусов, Э.В. Экологическая культура [Текст]: Культура: теория и проблемы / Э.В. Гирусов, Н.М. Мамедов. – М.: Знание, 2006. – 246 с.

9. Гирусов, Э.В. Экология и культура [Текст] / Э.В. Гирусов, И.Ю. Широкова. – М. : Знание, 2009. – 63 с.

10. Горбатовский, В.В. Красные книги субъектов РФ [Текст] / В.В. Горбатовский. – М.: НИА – Природа, 2008. – 496 с.

11. Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности [Текст] / А.А. Гусейнов. – М.: Прогресс, 2010. – 269 с.