Смекни!
smekni.com

Конспект экология (стр. 12 из 16)

Дождевые экваториальные леса, или вечнозеленые тропические леса. Расположены в экваториальном климатическом поясе Южной Америки, Центральной Африки, Океании. Объем первичной чистой продукции превышает 35 тонн сухого вещества на 1 га в год. Однако вторичная продукция экосистем значительно ниже: почти все образованное органическое вещество потребляется животными, а остатки подвергаются минерализации.

В дождевых экваториальных лесах исключительно высок уровень видового разнообразия организмов: здесь встречается около 40% видов известных растений, однако плотность популяций многих видов часто не превышает нескольких особей на 1 га – поэтому флора этого биома очень уязвима и с трудом восстанавливается.

Муссонные листопадные леса отличаются от дождевых экваториальных лесов чередованием сухих сезонов и сезонов проливных дождей. В условиях периодического увлажнения, высокой температуры и освещенности уровень годовой первичной продукции достигает 25 т/га. Видовое разнообразие организмов ниже, чем в дождевых экваториальных лесах, что связано с наличием засушливого периода.

Саванны занимают большую часть субэкваториального климатического пояса в Южной Америке и Африке. Годовая первичная продукция саванн не превышает 20 т/га. Для саванн характерно обилие травоядных млекопитающих.

Тропические пустыни северного и южного полушария расположены в тропических поясах Америки, Африки и Австралии (в зоне действия пассатов). Продуктивность пустынь очень низкая.

В более высоких широтах (≈ 40° с. ш. и ю. ш.) располагаются экосистемы, известные под названием растительность средиземноморского типа (Старый Свет) или чаппараль (Новый Свет). Годовая первичная продукция достигает 10 т/га.

На одной широте с растительностью средиземноморского типа располагаются экосистемы субтропических муссонных лесов. Среднегодовое количество осадков более 1000 мм с неравномерным распределением осадков; высокая продуктивность.

На этих же широтах в областях с сухим климатом располагаются субтропические пустыни. Среднегодовое количество осадков менее 500 мм; низкая продуктивность.

Степи (прерии, пампы) располагаются в более высоких широтах, занимая области умеренного пояса с континентальным климатом. Годовая первичная продукция достигает 15 т/га. В ХХ веке нерациональная распашка степей и прерий привела к деградации степных экосистем в Северной Америке и Евразии.

Леса умеренного пояса (листопадные широколиственные и хвойно-широколиственные леса) расположены на тех же широтах, что и степи, но в районах с более влажным (гумидным) климатом. Экосистемы лесов умеренного пояса характеризуются высокой устойчивостью. Продуктивность достигает 25 т/га.

Хвойные, или бореальные леса расположены в более высоких широтах умеренного пояса с холодным континентальным климатом (в основном, в северном полушарии и, частично, на юге Южной Америки). Продуктивность достигает 20 т/га. Видовое разнообразие резко снижается.

Тундра располагается в самых высоких широтах материков. Годовая продуктивность – менее 4 т/га, но весной и летом наблюдаются вспышки жизни при круглосуточной вегетации растений-эфемероидов.

В состав биосферы входят и другие группы экосистем: области высотной поясности, поймы, болота и агробиоценозы. Эти экосистемы настолько разнородны, что их единой классификации не существует.

Учение В. И. Вернадского о ноосфере

С появлением человека и общества формируется ноосфера – геологическая оболочка Земли, сформировавшаяся под влиянием деятельности человека.

Термин «ноосфера» ввел французский естествоиспытатель Эдуар Леруа (1927); в дальнейшем учение о ноосфере как сфере разума развивал французский палеонтолог, философ Пьер Тейяр де Шарден. Однако естественнонаучную концепцию ноосферы разработал выдающийся российский мыслитель Владимир Иванович Вернадский, который утверждал, что «…разум человека меняет планету». По мнению В. И. Вернадского, разумная деятельность человека и научно-технический прогресс должны привести к формированию техносферы, и должна наступить новая геологическая эпоха – психозойная эра. Человек должен научиться управлять геологическими процессами, создавать искусственные месторождения полезных ископаемых. Должен возникнуть новый биологический вид – Человек созидающий (Homofaber). С формированием ноосферы должны исчезнуть угроза голода, болезней, социальных конфликтов.

Во второй половине ХХ века происходит разрушение ранее сложившихся связей, и формируются новые. В настоящее время происходит неуклонная деградация природных экосистем, что ставит под угрозу само существование биосферы.

7. Человек в биосфере.

Появление человека как "homo sapiens" (человека разумного) в свою очередь качественным образом изменило не только биосферу, но и результаты ее планетарного влияния. Постепенно стал происходить переход от простого биологического приспособления живых организмов к разумному поведению и целенаправленному изменению окружающей природной среды разумными существами.

Последствия появления человека как существа, обладающего разумом, и его связь с биосферой многофункциональны. Так, для удовлетворения своих потребностей человек использовал десятки и сотни видов диких живых организмов. С одной стороны, он одомашнил или вывел огромное количество животных и культурных видов растений, тем самым значительно увеличив разнообразие органических форм в биосфере. С другой стороны, многие виды растений и животных были подвергнуты им беспощадному сознательному или неосознанному уничтожению.

В таком взаимодействии живая природа не остается нейтральной. Если геосфера сама по себе в целом пассивно реагирует на вмешательство человека, то живое вещество а к т и в н о приспосабливается к новым условиям существования и присутствию в природе человека. Так, многократно возросла устойчивость и невосприимчивость многих насекомых и грызунов к ядам, применяемым людьми. Появляются мутационные или измененные виды и популяции, приспособленные к техногенной и загрязненной среде обитания. Многие виды животных меняют формы своего существования, адаптируются к жизни по соседству с человеком (птицы, мелкие животные).

Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Он выступает как автономная целостность внутри биосферы. Живое вещество, преобразуя косное и взаимодействуя с ним, создает биосферу. Аналогично человек, преобразуя биосферу, создает техносферу. Но если при формировании биосферы все биоценозы лишь, созданные человеком, в большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого никак нельзя сказать о других предметах, созданных им: зданиях, сооружениях, ландшафтах.... Кроме того, сделанное человеком, как правило, не способствует созданию новых запасов энергии. Бесконечное же истребление полезных ископаемых и живого вещества ставит на грань катастрофы само существование не только разумной жизни, но и жизни как таковой (изобретение ядерного оружия).

Популяции любых видов - бактерий, растений, животных, попав в

благоприятные условия, увеличивают свою численность по экспоненте взрывным

путем. Рост численности с разгону переходит значение. Соответствующее

"биологической емкости" среды обитания вида и продолжается еще некоторое

время. Из-за своей чрезмерной плотности вид обедняет и разрушает среду

обитания. Наступает экологический кризис, в течение которого численность

популяции стремительно снижается, причем до уровня, более низкого, чем

могла бы прокормить деградировавшая емкость среды. Это и есть коллапс. За

время коллапса среда постепенно восстанавливается, а вслед за этим растет и

популяция. Она входит в фазу стабилизации, когда ее численность будет

колебаться на уровне, задаваемом новой емкостью среды. Человеческие

популяции унаследовали эту биологическую особенность.

Численность человечества, как и всякого биологического вида, строго

следует за изменением количества пищи, главного показателя биологической

емкости среды. Емкость нашей среды увеличивается не сама по себе, это

делает человек, распахивая новые земли, выводя более урожайные сорта, внося

удобрения, применяя ядохимикаты. С каждым годом повышать суммарный урожай

на Земле становится все труднее. Производство пищи на Земле сейчас растет

на 2% в год; чтобы получить такой прирост, приходится увеличивать

потребление энергии на 5%, забор воды для орошения - на 7%, производство

удобрений - тоже на 7%, а ядохимикатов - даже на 10% в год. Эти

титанические усилия истощают ресурсы, разрушают среду и все более ее

загрязняют.

Такой рост производства возможен только потому, что человек интенсивно

использует запасы угля, нефти, газа и минерального сырья, накопленные за

всю предшествующую историю биосферы. Запасы эти конечны и невозобновимы.

Поэтому нынешняя почти безграничная мощь человечества конечна во времени.

Если спросить биолога, что произойдет, когда ресурсы кончатся, он должен

ответить однозначно: разрушение среды обитания, падение производства пищи

(то есть глобальный экологический кризис), а вслед за ними - сокращение

человечества до уровня, который будет обеспечен возобновимыми ресурсами.

Так случилось бы с любым видом. Но человек очень изобретателен, и поэтому