Смекни!
smekni.com

Судьи – носители судебной власти (стр. 3 из 4)

Другой пример, судья областного суда Самсонова, уволившись с должности, выехала на Украину, получила там украинское гражданство. Через год она вновь подала заявление в областной суд. Зная, Самсонову как хорошего профессионала и получив необходимые документы, ее представили вновь на должность судьи областного суда. После назначения на должность выяснилось, что она приступила к работе судьей в России, будучи гражданской Украины. Ее полномочия были прекращены в связи с утратой гражданства Российской Федерации (п.п.6 п.1 ст.9).

Судья всегда должен сохранять самообладание, личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что может причинить ущерб репутации, поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Примером отсутствия заботы о чести и достоинстве может служить появление судьи в общественном месте в нетрезвом состоянии, игра в казино, поддержание неформальных отношений с имеющими славу «преступного авторитета». Афиширование личных связей с руководящими работниками представительных и исполнительных структур может поставить под сомнение независимость судьи.

Все приведенные примеры показывают, чем судья может опозорить в глазах окружающих себя как носителя судебной власти.

Несовместимы обязанности судьи и народного депутата, так как здесь происходит совмещение в одном лице правомочий от двух разных ветвей государственной власти судебной и представительной. Если гражданин, являясь депутатом, избран судьей, то он должен сложить с себя обязанности депутата. Если судья избран депутатом, то он не может осуществлять полномочия, определенные статусом судьи. Как желающий остаться судьей он подаст заявление о сложении с себя обязанностей депутата в орган государственной власти, в которой состоит депутатом. В случае сохранения статуса депутата, судья подает заявление об отставке с должности судьи в соответствующую квалификационную коллегию судей, которая примет решение по п.1 ст.14 Закона о статусе судей о прекращении его судейских полномочий.

В практике был случай, когда председателя одного из районных судов города Москвы избирали депутатом Госдумы и, поскольку, Госдума первого созыва нуждалась в квалифицированных юристах, предпочтение было отдано статусу депутата.

Действующая Конституция РФ однозначно определила невозможность одному лицу быть сразу и депутатом и судьей, или работать в исполнительной структуре по совместительству и быть судьей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10).

Закон запрещает судье принадлежать к политическим партиям и движениям. Такая позиция закона проистекает из того, что всякая политическая активность мешает судье быть объективным и беспристрастным, так как состоя в партиях или принадлежа к движениям он станет перед необходимостью руководствоваться не только Конституцией РФ и законами, но и уставом партии или установками движения, к которым он принадлежит. При этом имеются ввиду партии или движения, преследующие политические цели и действующие для достижения решения политических задач. Надо полагать, что в общественном движении «Гринпис», борющемся за сохранение природы и ее чистоты, судья может принять участие без урона своего авторитета, когда, скажем, выскажется за принятие мер к сохранению редкого вида птиц - розового фламинго или черного лебедя. Может судья состоять в обществе нумизматов или филателистов – это расширяет его кругозор и не ущемляет его полномочий.

Возможность совмещать работу судьи с предпринимательской деятельностью, с другими видами оплачиваемой работы закон также ограничил неслучайно, т.к. эти ограничения будут препятствовать возникновению сложных ситуаций, при которых денежные расчеты могут быть использованы, обыграны, как мздоимство.

Судья, находящийся в отставке, вправе заниматься научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, а также работать в сфере правосудия.

В сфере правосудия помимо судейских должностей имеются другие, где судьи, пребывающие в отставке, могут быть полезны: консультанты, помощники председателя суда, заведующие отделом кадров, заведующие кодификационными кабинетами и т.д. Судье, пребывающему в отставке и работающему одновременно, выплачивается оклад по месту работы и за ним сохраняется пожизненное содержание.

В настоящее врем перечень работ для отставного судьи расширен и он может работать в государственных органах, исключая милицию и прокуратуру, а также в общественных организациях некоммерческого типа.

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предъявляемые к судье, сохраняет гражданство РФ и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Все правила поведения судей, предусмотренные Конституцией РФ, Законом «О статусе судей в РФ», другими федеральными законами, в том числе процессуальными можно по признакам отнести к нормативным. К ненормативным следует отнести Кодекс чести судьи РФ, общепринятые нормы нравственности и правила поведения, а также правила конкретного суда или определенного судейского сообщества.

Кодекс чести судьи Российской Федерации в основебыл принят II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 года и доработан Советом судей РФ.

Кодекс чести судьи в России появился впервые, так как судебный корпус России осознавал, что общих требований, записанных в Законе о статусе судей в РФ недостаточно для оценки поведения судьи как поступка, позорящего честь и достоинство судьи, и толковать их зачастую трудно.

Кодекс чести судьи принят всеми органами судейского сообщества России и поэтому, несмотря на то, что ему до настоящего времени не придан нормативный характер он играет роль регулятора поведения судей и применяется квалификационными коллегиями судей, Верховным Судом РФ при оценке профессиональной и внеслужебной деятельности судей.

Иногда говорят, что Кодекс чести не закон и не может служить мерилом поведения судьи. Да, он не закон, если под законом понимать нормативный акт, принятый государственной властью, концентрированное выражение государственной воли. Кодекс чести судьи РФ – концентрированное выражение воли судейского сообщества России, принятый судейским сообществом свод правил. И этим он более ценен, чем нормативный акт.

Возможно, придание Кодексу формы закона способствовало бы повышению уровня требований к лицам, стремящимся стать судьями, предотвращению явлений чванства, коррупции и злоупотреблений в сфере правосудия. В современных условиях привлечение пристального внимания законодателей к статусу судьи может повлечь не приобретение, а потери для судебной власти, т.к. кадровых проблем в судейском корпусе еще много. Хотя есть надежда, что закон, устанавливающий правила поведения судей, будет рассмотрен законодателями с большим рвением и оперативнее, чем какой-либо иной закон, поскольку они понимают, что скорейшее завершение становления судебной власти способствует стабилизации общества.

Кодекс чести судьи и в сегодняшнем его виде четко обозначает высокую планку, которой должен соответствовать судья, является принципиальным ориентиром в выборе поведения судьи и при сознательном к нему отношении достойно восполняет пробелы, имеющиеся в Законе о статусе судей в РФ. Вместе с тем, Кодекс чести судьи нуждается в комментарии его основных положений, что поможет судьям успешнее формировать свое поведение в соответствии с Кодексом.[1]

Внешний вид судьи имеет большое значение. На Руси давно живет пословица «по одежке – встречают, по уму – провожают». Она имеет прямое и непосредственное отношение к судье. За его внешним видом: как одет, во что одет, где мог взять костюм или платье – всегда следят не только в зале судебного заседания, но и соседи и жители микрорайона, где проживает судья. Особенно важно судье иметь пристойный вид на работе, в судебном заседании. В настоящее время судьям предписано заседать в судейских мантиях, но это не всегда соблюдается. К тому же из-за климатических условий или по состоянию здоровья (мантия весьма закрытое одеяние) судьи сознательно пребывает на службе без мантии, особенно в день, когда нет судебных заседаний. Судья, одетый по-домашнему в полувер, пестрый растянутый свитер, возлежащий в судейском кресле со скучающим видом человека, вынужденного слушать разную «болтовню», небритый или дама, одетая в платье с очень «откровенным» декольте, разглядывающая только что сделанный маникюр и украшения на руке, за судейским столом не вызывают уважения. Не будет способствовать взаимопониманию и успешному продвижению судебного заседания неаккуратно причесанная, неряшливо одетая, как бы «неубранная» судья. Если она себе дать ума не может, - подумают участники процесса или присутствующие в зале, - как же она разберется с нашим делом?

Закон безусловно требует: «При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантию …» Непривычно это, иногда по обстоятельствам сложно, но закон надо выполнять. Судейская мантия – символ правосудия. Она дисциплинирует всех присутствующих в зале, в том числе и самого судью, вызывает почтение. Поскольку олицетворяет судебную власть, усиливает официальность атмосферы в ходе судебного заседания, снимает вольные реплики, неуместные шутки.

Как бы себя не чувствовал судья, с каким бы настроением не пришел на работу, если он на работе, ведет заседание – его состояние не должно отразиться ни в интонации, ни в форме обращения к участникам процесса, ни на тщательности исследования тех или иных вопросов. Судья должен избрать ровный, спокойный тон, быть уравновешенным – это внешне смотрится как проявление беспристрастности, собранности, объективности, готовности работать профессионально.