Исходя из вышесказанного, решение задачи радикального повышения эффективности использования бюджетных и иных ассигнований, направляемых на минимизацию и преодоление негативных последствий чернобыльской катастрофы, должно базироваться на превращении пострадавших территорий и проживающего на них населения из пассивных объектов в активных субъектов социально-экономической реабилитации.
Первым шагом на данном пути должно стать перераспределение властных полномочий и управленческих функций между различными уровнями управления. За республиканским центром целесообразно сохранить главным образом разработку стратегии и тактики, государственных целевых комплексных программ и планов социально-экономической реабилитации загрязненных территорий, научное и законодательное обеспечение, общее руководство и контроль за ходом выполнения реабилитационных мероприятий. Что же касается непосредственной организации и оперативного управления проведением указанных мероприятий, то эти функции должны быть полностью возложены на областные и районные органы власти и управления. Ибо кто, как не они, лучше знает, что конкретно и как нужно делать, чтобы как можно скорее и с меньшими затратами ликвидировать на подведомственных им территориях негативные последствия чернобыльской катастрофы.
Однако, чтобы местные органы могли успешно справляться с возросшими обязанностями, их следует наделить необходимыми правами по распоряжению финансовыми и материальными ресурсами, в том числе выделяемыми государством на реабилитацию загрязненных районов из централизованных источников. При этом поступление средств в распоряжение местных властей должно базироваться на законодательно-нормативной основе.
Таким образом необходимо добиться наиболее гармоничного сочетания принципов отраслевого и территориального управления с учетом требований экологии, согласования централизации и децентрализации управления природоохранной деятельностью для различных региональных (местных) уровней, развития и усиления экономических методов управления.
Можно утверждать, что в конкретных правоотношениях по-прежнему чаще всего будут выступать органы управления межотраслевой компетенции и, прежде всего, органы Минприроды и МЧС Респчблики Беларусь вместе с соответствующими службами контроля за состоянием окружавшей среды и другими, специально на то уполномоченными органами. Следовательно, структурная перестройка в управлении природопользованием должна происходить прежде всего в этих органах.
Преобразование Государственного комитета Республики Беларусь по экологии в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и создание Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь создало ряд предпосылок для реализации полной системно завершенной процедуры государственного управления природоохранной деятельностью, которая до настоящего времени была рассредоточена и осуществлялась на отраслевом уровне многочисленными министерствами и ведомствами. Это приводило к дублированию ряда функций и мероприятий в области охраны окружающей среды и ликвидации последствия аварии на ЧАЭС как в центре, так и на местах, что приводило в итоге к парадоксальной ситуации, когда отрасли контролируют сами себя.
Прежде всего в функции Минприроды следует включить:
- обеспечение комплексного управления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на основе принципов сочетания экологических и экономических интересов республики, рационального природопользования, установления допустимых норм и нагрузок на окружающую среду;
- оценку и прогнозирование состояния окружающей среды, ресурсного потенциала республики и биосферных процессов;
- обеспечение развития и эффективного использования материально-технической базы организаций министерства.
За МЧС закреплены следующие функции.
- обеспечение контроля за потенциально опасными производствами и объектами, оперативное реагирование в случае возникновения непредвиденных, нештатных ситуациях на промышленных и военных объектах, транспорте и объектах энергетики;
- контроль за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением при осуществлении сбросов и выбросов вредных веществ.
- радиационный мониторинг территории Республики и в частности районов государства, подвергшихся радиационному загрязнению;
- обеспечение инженерно-технических и социально-экономических мероприятий, связанных с эвакуацией и переселением населения из загрязненных районов.
Структура аппарата министерств должна быть подчинена решению главных стратегических задач в области охраны окружающей среды и задач организационно-методического плана. Функционально аппарат министерств не должен размениваться на осуществление только оперативно-контрольной работы, как это наблюдается сейчас.
Принятый 26.11.1992 г. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» не может в полной мере охватить вопросы совершенствования системы организации и управления природоохранной деятельностью всех органов управления, в том числе и промышленных министерств, являющихся центральными органами исполнительной власти. Предлагается сформировать новую систему эколого-правовых отношений, обеспечивающих включение экологических и санитарно-гигиенических требований в производственно-хозяйственную деятельность этих министерств.
Одними из первоочередных требований должны быть:
- соблюдение всеми министерствами и ведомствами, предприятиями природопользователями законодательства в области охраны окружающей среды, в которых должны быть внесены изменения и дополнения с целью углублення его экологизации;
- соблюдение промышленными министерствами, концернами, предприятиями требований об обеспечении им допустимого уровня негативного воздействия на окружающую среду, определяемого на основе природоохранного нормирования, осуществление тесного взаимодействия министерств-природопользователей с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства по чрезвычайным ситуациям, в целях контроля за состоянием, использованием природных ресурсов, экологической безопасности и т.д.
Непрерывно возрастающая эксплуатация минеральных ресурсов, сокращение площади земель с естественной растительностью, загрязнение природной среды различными отходами, радиоактивным загрязнением, многочисленные аварии показали, что дальнейшее развитие экономики не может продолжаться без учета экологических факторов, оценки роста деградации окружающей среды.
Опыт промышленно развитых стран убедительно показывает, что экологизация экономики - это длительный процесс. В то же время переход экономики на ресурсосберегающие безотходные технологии при использовании достижений науки техники в целях оздоровления окружающей среды, получает дополнительный импульс к развитию. В связи с этим в настоящее время в экономике все большее значение приобретает принцип экологической безопасности развития. Он используется для оценки достижений экономики и включает в себя оценку соответствующей технологии и техники, новые подходы к размещению производств, нормам потребления, продолжительности жизни и регулируется экологическими стандартами.
В настоящее время в условиях переходной к рынку экономики Республики Беларусь существующие технологии испытывают слабое давление действующих национальных стандартов, правил, приоритетов. При высокой степени концентрации и монополизации производства всегда находятся веские аргументы, позволяющие ослабить, временно отменить, допустить «в виде исключения» низкие экологические нормативы, а следовательно, допустить высокое загрязнение, расточительство ресурсов «грязную» технологию, низкокачественную технику и т.д.. Пример многих государств показал, что при ослаблении монополизации освоение внешних рынков становится реальной необходимость» нормального развития экономики. В этом случае несоблюдение экологических стандартов, их необоснованность или несоответствие национальных стандартов международным требованиям препятствует продаже произведенной продукции, техники, технологий в промышленно развитые страны.
Наличие объективно жестких природоохранных стандартов и норм вынуждает производителей искать новые пути и решения, обеспечивающие появление принципиально новых, экологически чистых изделий и технологий. Государства, обеспечившие высокий уровень экологичности производства, стремятся оградить себя от ввоза «грязной» технологии и ввоза продукции, несоответствующей требованиям его экологических стандартов. А так как этот процесс, охвативший практически все высокоразвитые страны будет продолжаться, то единственным средством повышения конкурентоспособности изделий, продаваемых на внешнем рынке, будет обеспечение экологической безопасности и достижение уровня международных экологических стандартов. Внедрение экологически прогрессивных технологий позволит снизить затраты на ликвидацию последствий от загрязнения природной среды, затраты по разработке и проведению мер по охране природы, улучшить положение в социальных сферах – здравоохранении, туризме, отдыхе, культуре, спорте и т.д. Высокие издержки предприятий на ликвидацию последствий загрязнений могут сделать производимые ими изделия нерентабельными по сравнению с изделиями-аналогами предприятий. что приведет к вытеснению этих изделий с мирового рынка, а возможно, с национального, а это в свою очередь может привести к серьезны» экономическим и социальным последствиям.
Острая экологическая ситуация в ряде регионов РБ, наличие жестких экологических стандартов, принятие ряда новых постановлений по охране окружающей среды, которые предъявляют определенные требования к производителям и потребителям продукции, обостряет ряд проблем.