Смекни!
smekni.com

Млекопитающие Казахского мелкосопочника занес нные в Красную книгу Казахстана (стр. 4 из 6)

Экономические трудности, возникшие в результате реформиро­вания сельского хозяйства Казахстана, в последние годы несколько изменили ситуацию, а именно: в результате ликвидации многих по­селков и большей части зимовок скота в 1,5-2 раза сократилось чис­ло сельских жителей. Отсутствие ГСМ свело до минимума исполь­зование автотранспорта для незаконных охот. В то же время участи­лись случаи использования сельскими жителями для охоты капка­нов, петель и собак.

Уничтожение биотопов при строительстве населенных пунктов и промышленных объектов, беспокойство, вызванное присутствием людей, конкуренция со стороны домашних животных, оказывает на архаров не менее существенное влияние, чем их прямое преследова­ние. Иногда даже большее. В частности, развитие животноводства /Федосенко, Капитонов, 1983; Байдавлетов, 1996; Бекенов и др., 1999/ сопровождается освоением новых пастбищ и вытеснением горного барана в места неблагоприятные для существования, что наблюдалось в Казахском нагорье.

В последние годы (с 1990 по 1998 гг.) по данным Карагандин­ского областного статистического центра поголовье крупного рога­того скота сократилось более, чем в 2 раза, а овец и. коз более, чем в 4 раза, что привело к резкому снижению конкурентных отношений и уменьшению беспокойства. За счет сокращения посевных площадей на 65 % и на 50 % сенокосных угодий увеличилась площадь пригод­ных для обитания архара стаций. Все это способствовало благопо­лучной зимовке архаров даже после опустошительных летних и осенних пожаров в 1996 и 1997 годах, уничтоживших более 50 % их зимних пастбищ.

Факторы, влияющие на состояние популяции североказахстан­ского горного барана,в большинстве случаев действуют комплексно. Сокращение ареала и численности определяется, в основном, антро­погенными факторами, из которых в настоящее время ведущую роль играют преобразование биотопов в результате промышленного строительства и браконьерство. Основная причина естественной смертности — волк.

Проблемы охраны и возможные пути сохранения популяции. Как редкий подвид внесен в Красную книгу РК. Статус — III кате­гория. В сокращении ареала и численности североказахстанского горного барана повинен человек. До 1974 года горный баран в Ка­захском мелкосопочнике являлся объектом охоты. Еще в 50-х годах без особого труда за один день охоты отстреливались по 10-15 ба­ранов, главным образом, ради мяса. Резкое снижение поголовья в Казахском нагорье началось с середины 60-х годов, в связи с чем архар был занесен в Красные книги СССР и Казахской ССР /Крас­ная книга Казахской ССР, 1978/ в категорию редких видов.

Охрана диких животных, мест их обитания без устранения вре­да от хозяйственной деятельности людей и факторов беспокойства не эффективна. Поэтому необходимо создать широкую сеть особо охраняемых территорий, в том числе и абсолютно заповедных.

7. Отряд RodentiaBowdich, 1821Грызуны

SeleviniabetpakdalensisBelosludovetBazhanov, 1938 — селевиния; жалман, қалканкұлақ;

Географическое распространение. Глинистые и щебенистые пустыни и полупустыни к югу от Казахского мелкосопочлика, от Карсакпая и пограничных с Арыскумами районов пустыни Дарьялык на западе до Джунгарских ворот в Алакольской котловине и северного подгорья Монрака в Зайсанской Котловине на востоке /Пастернак, 1967; Бурделов, Трухачев, 1977; Кубыкин, 1977; Гуляев-ская, Стогов, 1983; Мазин, Кыдырбаев, 1996/. Таким образом, селе­виния распространена в пустынях Дарьялык и Бетпак-Дала, Север­ном и Восточном Прибалхашье, включая южную окраину Казахско­го нагорья, Алакольской и Зайсанской котловинах. Занесенав Крас­ную книгу республики Казахстан. Статус: III категория. Эндемик юго-восточной части Казахстана. Реликтовый вид — единственный дошедший до нас представитель древнего семейства .

Рис№ 11 Распространение селевинии в Казахском мелкосопочнике

Места обитания.Обитатель пустынь северного типа с зарос­лями кустарников. Населяет щебенистые и глинистые солянковые пустыни с зарослями боялыча, караганы и других кустарников. На­селяемые ею биотопы достаточно разнообразны. Среди них немало типичных зональных (например, под простыми по флористическому составу группировками боялыча), характерных для огромных про­странств Бетпак-Далы, Северного Прибалхашья, Алакольской кот­ловины. Наиболее часто селевиния обнаруживалась в условиях с развитой ярусностью растительного покрова, включающего помимо травянистого, относительно плотные полукустарниковый и кустарниковый ярусы /Капитонов и др 1973-Трухачев, 1977; Мазин, Кыдырбаев,

Рис. 12. Селевиния (рисунок МНикитина)

Численность. К настоящему времени известно не более 40 селевиний, добытых обычно единичными экземплярами, как правило нестандартными методами, что соответствует представлениям о её крайней редкости. Наибольшее число находок — на территории Петпак-Далы /Мазин, Кыдырбаев, 1996/. Судя по находкам селеви-м ии в восточной части Бетпак-Далы. в ряде пунктов Северного Прибалхашья и близ Аягуза, она распространена по всему Северному Прибалхашью, населяя южную сторону Казахского нагорья. Ареал ее, по-видимому, сплошной, от пустыни Дарьялык на западе до Зайсанской котловины на востоке. Повсеместно зверек крайне редок.

Особенности биологии. Питается преимущественно насеко­мыми, в особенности саранчовыми, жесткокрылыми, чешуекрылы­ми, червями, о чем свидетельствует и специализация пищеварительной системы. В связи с характером питания у этого грызуна укоро­чен кишечник и отсутствует слепая кишка /Ионов, 1948; Исмагилов, 1961; Бурделов, Трухачев, 1977; Исмагилов, 1977/. В некоторых случаях может поедать мелких животных и боялыч. Содержавшиеся в условиях селевинии были всеядны, и в основном предпочитали насекомых. За сутки селевиния съедает до 12 г корма, что составляет 67 % веса ее тела.

В природе нор или гнезд, заведомо принадлежащих селевинии, не найдено. По-видимому, живет в пустующих норах сопутствую­щих грызунов, хотя не исключено, что зверьки роют норы в трудно доступных местах — трещинах почвы или под корнями кустарни­ков. В условиях неволи строит шаровидные гнезда или выкапывает неглубокие норы длиною в 30-40 см /Ионов, 1948; Бурделов, Труха­чев, 1977; Исмагилов, 1977/.

Ведет, вероятно, одиночный образ жизни, не образуя поселе­ний. Активна в сумеречное и предрассветное время, хотя неодно­кратно отмечалась в дневные и ночные часы /Ионов, 1948; Бурделов, Трухачев, 1977; Исмагилов, 1977/. Передвигаются селевинии мед­ленно, небольшими прыжками. Они проворно лазают по веткам боялыча, преследуя саранчу, могут прыгать вертикально вверх до 20-25 см. Потревоженные зверьки, в основном, не пытаются убе­жать, а продолжают оставаться на месте, не шевелясь, или иногда убегают и прячутся под кусты. Зимоспящий зверек. Спячка не более 5,5 месяца. Наиболее ранняя встреча активной особи — третья декада марта (юг ареала), наиболее поздняя — конец сентября. С пони­жением температуры воздуха активность зверьков падает.

По-видимому, дает в году 1 помет, в выводке 4-8 детенышей. Беременные самки отмечались в мае, июне, а кормящие — в конце мая-июня. Молодые родятся беспомощными — слепыми, лишенны­ми волосяного покрова, не имеют зубов, но у них уже хорошо сфор­мировавшиеся вибриссы. Ушные раковины прилипшие, но уже большие, сложенные пополам и закрывающие слуховые проходы. Ступни с очень маленькими мозолями, коготки на всех пальцах бе­лые. Хвост почти вдвое длиннее вытянутых задних конечностей /Исмагилов, 1977/. Продолжительность жизни, по-видимому, до двух лет. По сведениям М.И.Исмагилова /Исмагилов, 1977/ один зверек, привезенный из Бетпак-Далы, прожил в Алма-Атинском зоопарке больше года. Половозрелость наступает, по-видимому, на первом году жизни.

Практическое значение. Как реликтовая форма и эндемик Ка­захстана представляет большую научную ценность и занесена в Красную книгу Республики Казахстан.

Проблемы охраны и возможные пути сохранения. В целях сохранения селевинии как редкого реликтового вида необходимо создание заповедника в центре Бетпак-Далы и в других частях ареа­ла, подробные специальные исследования биологии вида, включая разработку специальных методов учета и отлова. И, наконец, необ­ходимо изучение особенностей содержания и разведения селевинии в неволе.

8. CardiocraniusparadoxusSatunin, 1902 — пятипалый карликовый тушканчик; бессаусақты ергежейліқосаяқ;

Географическое распространение. Ископаемые остатки из­вестны со среднего голоцена Монголии. Современное распространение охватывает пустыни и полупустыни Центральной Азии и Восточного Казахстана

\

Рис. 13. Пятипалый карликовый тушканчик (рисунок М.Ники­тина)

Ареал в Казахстане. Географическая изменчивость пятипалого карликового тушканчика выражена относительно слабо, носит моза­ичный характер и сводится почти исключительно к небольшим локальным вариациям в размерах тела и черепа /Капитонов, 1977; Соколов, Шенброт, 1988: Шенброт и др., 1995/.

В Казахстане распространен в восточной его части, узкой полосой шириной 35-70 км, протянувшейся вдоль северного берега оз. Балхаш . Здесь он обнаружен на северном подгорном шлейфе горы Бектауата в 70 км северней г. Балхаш /Капитонов, Га-iiiniiinir, 1971; Смирнов, 1971/, у гор Каракенели (35км к северо-постоку от Бектауаты) и в окрестностях поселка Саяк /Капитонов и mi, 1973/, возле гор Калмакэмель в 50 км к северо-западу от пос. Саяк /Капитонов и др., 1973/, у гор Бурубай в &0 км к северу от пос. Красный Октябрь /Капитонов, 1977/ и на юго-западном шлейфе гор­ит о массива Шубар-тау в 105 км к востоку от пос. Саяк /Мазин, Ка-сабеков, 1983/. Вероятно, распространен и далее на восток — вдоль северного берега озера Алаколь и в Зайсанской котловине, посколь­ку известен из приграничных районов Китая: из китайской части Алакольской котловины в уезде Дурбульджин и из долины Черного Иртыша /Соколов, Шенброт, 1988; MaYongandall., 1987/.