“Содержание свинца в почве, примыкающей к Павловской помойке, побило все рекорды: норма превышена в 10 раз. Содержание цинка превышает норму в 3 раза. Жители деревень Санникова, Павловское, Манихино, Красновидово и Обновленный Труд десятками стоят на учете в онкологических учреждениях области. За последние 4 года в этих местах на деревенские кладбища отправили полтора десятка молодых, и, казалось бы, вполне крепких мужиков. Все они умерли от онкологических заболеваний.
Но Павловская помойка работает дальше.
Шереметьево/Шемякино
Самолёты, совершающие рейсы из аэропорта «Шереметьево» ежедневно подвергаются опасности. Под боком у аэропорта расположена нелегальная свалка4, существующая здесь уже десяток лет. А где свалка – там и стаи птиц. За эти годы были зафиксированы 141 случай столкновения самолетов с птицами в районе воздушного пространства аэропорта и 21 случай при совершении взлетно-посадочных операций непосредственно на аэродроме Шереметьево
Столкновение с птицами – это потенциальная угроза падения воздушного судна. Шемякинская свалка и стаи воронья над ней.
Проводились даже исследования, из которых можно было понять, что участок – именно свалка бытовых отходов 3 и 4 класса опасности, 1 класса токсичности, причём за годы её «развития» в населённых пунктах резко увеличилось онкологических заболеваний в районе. Что располагается она рядом с Пироговским водохранилищем, поэтому токсичные и вредные отходы попадают в грунтовые воды, а затем загрязняют источники питьевой воды для всей столицы, ставя под угрозу здоровье миллионов людей.
Но так уж получилось, что недалеко от Шемякинской свалки располагается аэродром Шереметьево – не какое-то там поселковое лётное поле с одним кукурузником. Стаи птиц, летящих поживиться на свалке, по нескольку раз на дню пересекают летное поле на различной высоте, создавая помехи взлету и посадке самолетов. И вот директор этого государственного аэропорта международного значения Михаил Василенко, также на протяжении многих лет пишет в различные государственные организации, – Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Прокуратуру, ГУВД и Правительство Московской области, Росавиации, – требуя закрыть эту свалку
В ответ приходят всё те же отписки: «оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не усматривается».
Правда, недавно работа незыблемой свалки была приостановлена на несколько дней. Аккурат перед прилетом в Москву на юбилей Победы глав многих стран в ситуацию вмешалась ФСО. «То есть только под угрозой того, что помойная ворона врежется непосредственно в Назарбаева или Ху Цзиньтао, удалось все тормознуть на неделю».
Но неделя праздников прошла, и всё вернулось на круги своя.
Ведь такой нелегальный бизнес может приносить неплохие доходы: в день 500 машин с мусором. По 3000 рублей за машину. Полтора миллиона рублей в день. 15 млн долларов в год.
Сабурово
Горящая свалка в подмосковном Сабурово5 нанесла непоправимый вред здоровью тысяч людей. Ядовитый дым окутал все близлежащие районы. Полигон, владельцы которого нарушили все мыслимые правила утилизации отходов, полыхал 7 суток. А как утверждают экологи, тлеть он может и вовсе месяцами. В итоге халатность превратила фирму, призванную оградить природу от загрязнений - в производителя химического оружия, а свалку - в полигон для его испытаний.
Результат горения свалки близ деревни Сабурово - более 100 тысяч жителей подмосковного Щёлкова и более 50 тысяч в соседнем Фрязино в одночасье попали в группу риска по раковым, нервным, лёгочным и сердечнососудистыми заболеваниям. Превышение предельно допустимой концентрации ядовитого фенола - до 4 раз. Что делать - не ясно, зато хорошо известно, кто виноват.
Если поначалу, когда полигон ТБО вспыхнул сразу с трёх сторон, районные власти говорили о намеренном поджоге, теперь эксперты склоняются к тому, что на свалке была грубо нарушена технология утилизации мусора. Хозяев полигона, как выясняется, предупреждали. Безрезультатно.
Никто из жителей деревни Сабурово не сомневался, что техногенная катастрофа рано или поздно произойдёт. Свалка частная, одна из крупнейших в Подмосковье. И за последний год горела уже 4 раза. Её неоднократно пытались закрыть экологи. Но местные чиновники лишь разводят руками - только бизнес, ничего личного.
По данным Гринпис, только на десяти из тысячи российских свалок соблюдаются нормы российского санитарного и противопожарного законодательства.
А ведь ежегодный объем захоронений твердых бытовых отходов (ТБО) на полигонах и свалках Подмосковья составляет примерно 6 миллионов тонн, из них 3,5 миллиона тонн составляют отходы предприятий и организаций Москвы.
Общая площадь действующих полигонов и свалок в Подмосковье составляет 771,89 гектара (по площади сопоставимо с 26 Кремлями). При этом многие из названных полигонов имеют довольно продолжительный срок службы и давно уже исчерпали свою проектную вместимость.
Почему я решил выбрать эту проблему? Как значимо это для меня?
Это два вопроса, на которые я отвечу ниже.
Если эта проблема разрослась до мирового уровня, и имеет общемировое значение, значит и для меня, частицы этого мира, это тоже значимо, как и для нас всех.
Но всё это общие слова.
Конечно, случайности иногда очень закономерны. Например, этот проект и моя история.
Три года назад наша семья проводила свободное время в чудесном месте Можайского района, рядом с посёлком Уваровка . Но, к сожалению, живописнейшее место близ Уваровки пришлось продать. Причиной том - полигон ТБО.
Этот полигон был там с советских времён. Особо этот полигон не мешал жить до 2006-2007 года. Но в 2006 году в окрестных районах началась коттеджная застройка. Весь строительный мусор повезли, конечно, к ”нам’’.
И именно в этот период помойка росла ввысь как на дрожжах.
Притом было видно, что они перешли на ночной образ работы. Ночью приходило до двух машин за каких-то полчаса. Днём же 1 за час. Это объяснялось просто(как потом оказалось).
Ночью, вечером можно было рассмотреть грязь и больше ничего: ни компании, к которой относится автомобиль, ни индификационного номера. Обыкновенный КАМАЗ. Картина менялась днём и работала помойка как образцовая: машины, оформленные по всем правилам, сотрудники в униформах.
Вместе со свалкой рос какое-то время забор, а в конце перед нашим уездом охранники ходили метров за сто от забора, как будто там какой-нибудь секретный завод. В конце лета 2007 года мы продали наш участок за полцены.
Через недели две после продажи в интернете я наткнулся на документы насчёт Истринского полигона ТБО. И понял, как сравнительно хорошо было у нас.
Но на носу было первое сентября и чтоб не отвлекаться от учёбы и не трепать себе нервы, я положил документы в долгий ящик.
И этот проект очень даже под руку. Надеюсь, я понятно ответил на моих же два вопроса.
Возникает вопрос - что делать? В мире на этот момент существует 3 вида утилизации мусора альтернативных складированию т.е мусорным полигонам. Это-сжигание, сортировка с последующей переработкой и слив в воды. Давайте рассмотрим все способы по отдельности.
Самый используемый - сжигание. Давайте посмотрим, может это есть выход, решение всех проблем?
Это широко распространенный способ уничтожения твердых бытовых отходов, который широко применяется с конца XIX в.
Сжигание бытового мусора, помимо снижения объема и массы в 2 - 10 раз, позволяет получать дополнительные энергетические ресурсы, которые могут быть использованы для централизованного отопления и производства электроэнергии. Для повышения экологической безопасности необходимым условием при сжигании мусора является соблюдение ряда принципов.
Что же это самая популярная альтернатива складированию6.
По зарубежным данным, сжигание мусора целесообразно применять в городах с населением не менее 15 тыс. жителей при производительности печи около 100 т/сут. Из каждой тонны отходов можно выработать около 300-400 кВт-Ч электроэнергии.
Но…
Однако тут же всплывает загрязненная атмосфера (кстати, масштаб вредных выбросов с дымом мусоросжигательных заводов превосходит вулканическую деятельность) плюс зола, которую тоже надо где-то захоранивать, выделение токсичных веществ при горении синтетических материалов. С последними вообще беда: одни только диоксины являются сильными и канцерогенами, а также сильнейшими ядами. Доза диоксина в 6 - 10 граммов смертельна для человека. Мусоросжигательными заводами (МСЗ) выбрасываются в газообразном виде хлористый и фтористый водород, сернистый газ. А также твердые частицы различных металлов: свинца, цинка, железа, марганца, кобальта, серебра, ртути и других металлов. Установлено, что содержание кадмия, свинца, цинка и олова в копоти и пыли, выделяющихся при сжигании твердых горючих отходов, изменяется пропорционально содержанию в мусоре пластмассовых отходов. Выбросы ртути обусловлены присутствием в отходах термометров, сухих гальванических элементов и люминесцентных ламп.
Как оказалось минусов больше у этого способа, чем плюсов.
Новое - это не только хорошо забытое, но и хорошо переработанное старое.
1031 годом датируется первый в истории пример начала переработки мусора. В Японии старая бумага собиралась и перерабатывалась в новую. На Западе эта идея была впервые использована лишь в 1690 году, когда вблизи Филадельфии (США) была впервые начата промышленная переработка бумажных отходов и тряпья, которые превращались в новую бумагу. А в 1588 году зафиксирован Первый в истории пример предоставления налоговых льгот за утилизацию мусора: английская королева Елизавета Первая даровала специальные налоговые привилегии сборщикам тряпья, которое шло на производство бумаги.