В противовес индивидуально-психологическим теориям сторонники социально-психологического направления рассматривают человека как существо общественное, а не биопсихическое. На этой основе они строят и свое учение о происхождении государства и права. Само общество они считают продуктом коллективного сознания людей. В коллективном сознании сначала формируется идея социальной солидарности, а затем для обеспечения солидарности создаются нормы права и реальная политическая власть, получающая выражение в соответствующих государственных институтах.
Широкое распространение получила теория «правового государства», которая отстаивает требование об ограничении деятельности государства, его органов исключительно формально-юридическими рамками, прежде всего законом, принятым парламентом. Представители данной теории отстаивают принцип невмешательства государства в дела частных предпринимателей, идею «минимального» государства, обеспечивающего свободу производства и торговли, приоритет индивидуальных прав, верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни. Такой подход направлен против произвола и беззакония в деятельности государства и его органов.
2.2. Факторы, определяющие сущность государства
Для ответа на вопрос о сущности государства необходимо обратиться к факторам, лежащим за пределами собственно государства и, тем не менее, решающим образом влияющие на него. Среди этих факторов, прежде всего, необходимо выделить социальный, экономический, политический, культурный1.
Социальный фактор. Речь идет о социальной структуре общества, степени ее развитости, характере и содержании отношений между составляющими структуры. Например, структура рабовладельческого общества, упрощенно говоря, проста. Она сводится в целом к двум социальным классам (рабовладельцы и рабы), отношения между которыми, как свидетельствует история, напряженны и антагонистичны. Структура тяготеет к консервации существующего положения вещей. Она не порождает социальную объективную потребность в личности, в понимании человека как ценности. Данный исторический тип общества со свойственными ему классами, социальными группами, отсутствием наций, конфликтными внутри- и межклассовыми отношениями порождает государство с открыто классовыми сущностными и функциональными характеристиками.
Современные общественные системы, некоторые из которых определяют как индустриальные, постиндустриальные, не знают социальных классов. Их социальная структура чрезвычайно подвижна, включает в себя такие явления, как народ, нация, народность. Велика роль личности, межличностных отношений, индивидуальных и групповых интересов. Такого рода особенности современных развитых социальных структур уже не позволяют характеризовать природу и сущность государства как исключительно классового явления.
Экономический фактор. У общества есть потребности в государстве экономического свойства как властвующего и управляющего института власти. Характер и содержание, мотивация индивидуального и общественного труда, формы собственности, степень научно-технической оснащенности общественного производства, способы распределения произведенных материальных благ не только образуют материально-экономическую основу государства, но и нередко решающим образом определяют возможности и содержание функций государства, реальность его суверенитета, структуру государственного аппарата.
Экономические кризисы или деградация экономики могут привести не только к негативным последствиям в тех или иных сторонах государства (например, государственный режим, государственный аппарат), но и полностью подорвать всякое доверие к государству со стороны общества. Экономический фактор во всех его формах и проявлениях влияет на государство, на властвующих и управляющих, прежде всего через их сознание, их понимание реальных экономических процессов.
Политический фактор. Государство - политический институт. Однако политика не сводится к государству. Она включает также политическое сознание, партии, политические процессы и ценности, нормы, политические идеологии, политические отношения. Политический фактор в своем содержании, формах проявления всегда противоречив. Например, политические партии не только могут изменить вектор функций государства, повлиять на форму государства или даже навязать ее обществу, но и в определенных исторических условиях подчинить фактически государство своим узкопартийным интересам. Велико воздействие на государство политических идеологий, которые могут иметь самую различную направленность - от крайне реакционной, националистической до демократической. Политические процессы как составляющая фактора могут принять предельно радикальные выражения - волнения, восстания, революции – что может привести не просто к принципиальным переменам во всех характеристиках государства, но и к его разрушению.
Культурный фактор. Государство можно рассматривать и понимать как явление культуры в целом, а не только политической. Одной из центральных идей культуры является идея достоинства личности, понимания человека как высшей ценности. Именно в этой своей части культура ориентирует государство в его формах, деятельности, принципах властвования и управления, организации государственного аппарата на человека, его материальное благополучие, безопасность, духовное развитие.
Помимо названных факторов существуют и другие. Например, моральный, национальный, религиозный. В наши дни нельзя не учитывать процессы глобализации. Из истории известны примеры, когда религиозный фактор в виде религиозных войн, реформаций самым решающим образом определял судьбы государства во всех его проявлениях, на разных стадиях его исторического движения вплоть до образования теократических государств.
Факторный анализ показывает, что общество во всех формах и сферах его жизни не однолинейно, но неизбежно и объективно противоречиво. Это определяет и противоречивую природу государства в целом, его сущностных, содержательных, формальных и функциональных сторон.
На основании изложенного в главе второй, можно сделать следующий вывод:существуют различные теории и концепции, объясняющие природу и сущность государства. Для ответа на вопрос о сущности государства необходимо обратиться к факторам, лежащим за пределами собственно государства, однако решающим образом влияющие на него.
Глава 3. Социальное назначение государства
3.1. Понятие и характерные черты социального государства
XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому «либеральному государству» или «государству - ночному сторожу».
Сторонники доктрины либерализма (А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие) рассматривали не только свободу личности как величайшую ценность отношений между людьми, но и экономическую независимость общества и его отдельных членов от государства.
Назначение государства рассматривалось слишком узко, лишь как: защита общества от угроз извне, защита «граждан от сограждан», выполнение тех работ, которые непривлекательны для частного бизнеса ввиду низкой прибыльности, но весьма важны для всего общества (строительство и поддержание в должном состоянии объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.).
Материальная поддержка государством отдельных граждан рассматривалась как недопустимая по следующим причинам1:
- оказание помощи слабому рассматривалось как вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к «снижению качества» генофонда человечества;
- поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это по сути означает изъятие частной собственности.
С семидесятых годов XIX в. подобные взгляды постепенно были признаны устаревшими, не отвечающими реалиям и потребностям жизни общества, и в мировоззрении людей и в политике государства с большим трудом, постепенно, но укреплялась идея социального государства как инструмента заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов.
Термин «социальное государство» достаточно широко употреблялся в трудах дореволюционных российских теоретиков права, при этом существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось.
Законодательно идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система социального страхования. Затем в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности.
В 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других государств при характеристике основ государственного устройства используется термин «социальное государство».
Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества, либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике1.