В капиталистических странах гигиена ограничивается разработкой альтернативных мер. Социальная гигиена в капиталистических странах ограничилась анализом мероприятий, исходящих из необходимости сохранения капиталистического строя без коренных его изменений.
Развитие гигиены в России.
Во второй половине XIX века в России одновременно с Германией получила развитие гигиена. Условия, способствовавшие этому, были в основном те же, что и в других капиталистических странах: экономическое развитие страны, вступившей в средине XIX века в капиталистическую общественно-экономическую формацию, рост промышленности, увеличение населения в городах, успехи естествознания, применение которых позволило давать гигиеническим факторам точное выражение, исследовать их количественно и качественно методами естественных наук. Высокая заболеваемость заразными болезнями и смертность от них в России возбуждали вопрос об улучшении общественного быта в гигиеническом отношении и предупреждении этих болезней. Освободительные движения и революции придавали особую окраску развитию гигиены в России во второй половине XIX века и обусловили особые самобытные черты в деятельности большинства отечественных гигиенистов, резко отличавшие их от гигиенистов западноевропейских стран.
Гигиена и изучение тех условий, которые необходимы для сохранения здоровья, приобретает в настоящее время преобладающее значение в глазах каждого человека. Русские гигиенисты, никогда не замыкались в узкие рамки лабораторной техники в отличие от ряда западноевропейских гигиенистов. Большинство их было связано с широкими кругами лечащих врачей-клиницистов и с практическими санитарными работниками «а местах, в земствах и городах. В. В. Святловский в 1882 г. писал: «Ги-гиена как наука должна перестать заниматься изображением какой-то идеальной, нормальной жизни, которая ни для кого и нигде не существует, а обязана посвятить себя исследованию тех санитарных условии быта, которые существуют в реальности.
Алексей Петрович Доброславин (1842—1889) в 1865 г. выступал против воззрений: «Физиологии мы обязаны тем, что аля нас не существует более жизненной силы, которой так недавно объяснялось все живое. Понятие о жизненной силе уступило место убеждению в том, что все растительные жизненные процессы совершаются по общим для всей природы законам физики и химии». А. П. Доброславин правильно оценил положительные стороны экспериментальной гигиены, овладел новыми методиками гигиенических исследований и широко их применял. Однако, исходя в основном из тех же естественнонаучных предпосылок, что и современные ему западноевропейские гигиенисты, из успехов физики, химии и физиологии, А. П. Доброславин ставил перед гигиеной в первую очередь широкие общественные задачи. Он писал: «Гигиена дает свои советы и предписания общине, целым группам народонаселения. Таким образом, помощь, оказываемая гигиеной, имеет общественный характер. Нет возможности устранить болезнетворные влияния внешней среды, не действуя сразу на целое народонаселение».
Он также организовывал и руководил исследованиями по многим разделам гигиены: питания, коммунальной, школьной, военной.
Федор Федорович Эрисман (1842—1915) в своих работах он определил ближайшую цель гигиены: исследовать влияние на человека всевозможных явлений природы, действию которых он непрерывно подвергается, далее — влияние той искусственной обстановки, в которой он живет вследствие своего социального положения, и, наконец, найти средства для смягчения действия всех неблагоприятных для организма человека условий со стороны природы и общества. В своих исследованиях Ф. Ф. Эрисман и его помощники обследовали условия быта рабочих и их семей, состав рабочих, условия найма, продолжительность рабочего дня, заработную плату, условия жилища и питания. При определении состава фабричных рабочих особенно подробно выяснялся вопрос, связан ли фабричный рабочий с сельским хозяйством («связь с землей», как говорили в то время). Ф. Ф. Эрисман настаивал на тесной органической связи научной гигиены и практической санитарной деятельности. «Научный характер общественной гигиены нисколько не страдает от того, что она до некоторой степени привлекается и к практической деятельности, если только эта практика основывается не на произвольных действиях отдельных личностей, а на прочной научной и объективной почве».
Практика санитарного дела подтвердила правильность точки зрения Ф. Ф. Эрисмана. И в настоящее время нередки попытки сведения гигиены к санитарно-гигиеническим мероприятиям. Знание методов гигиенических исследований обязательно для врача, но и они должны «отталкиваться» от основного объекта изучения гигиены — живого человека, а не носить характера исследования мертвой, оторванной от человека внешней среды.
Значение земской медицины в России для развития медииинског науки.
Растущие потребности сельского населения в медицинской помощи даже в минимально мере не могли быть удовлетворены теми ее формами, которые существовали в доземский период в виде учреждений приказа общественного признания.
Основные элементы земской медицины к концу XIX века состояли из следующих звеньев: 1) сельская участковая больница,
2) уездный и губернский санитарный врач (бюро),
3) уез ный и губернский санитарный совет,
4) уездный и губернский съезд зе ских врачей.
Земская медицина была самобытным, значительным общественным явлением отечественной культуры периода развития капитализма в России, единственным в истории примером организованной медицинской помощи сельскому населению в условиях капитализма. Русская земская медицина, имевшая ряд существенных недостатков, в целом представляла передовую форму организации медицинского дела в сельских местностях по сравнению с состоянием его в других странах.
Гигиеническая комиссия Лиги наций в 1939 г. после работы специальной комиссии предложила как рекомендуемую для устройства в различных странах систему организации медицинской помощи сельскому населению и в своих рекомендациях дословно повторила основные черты земской медицины. Лучшие гигиенисты всех стран капиталистического мира к 1938 г. не смогли для условий капитализма дать ничего лучшего, как рекомендовать основные положения земской медицины.
Советская система медико-санитарного обслуживания сельского населения качественно отличается от земской медицины. Советская система медико-санитарного обслуживания сельского населения, построенная после Великой Октябрьской социалистической революции на принципиально новых основах, критически восприняла и использовала участковый принцип земской медицины. Кроме оказания непосредственной медицинской лечебной и санитарной помощи населению, передовые деятели земской медицины провели многочисленные исследования, дали санитарные описания местностей, изучали заболеваемость населения, обследовали и описали жизнь и труд крестьян, сельскохозяйственных батраков в южных губерниях, кустарей, рабочих на фабриках, расположенных в сельских местностях, обследовали школьников, распространяли гигиенические знания.
В земской медицине получила яркое отражение передовая черта отечественной медицины — ее санитарно-гигиеническая, профилактическая направленность. Общественно-санитарное направление характеризовало деятельность лучших представителей земской медицины. Земская медицина носила половинчатый, реформист-ский характер. Находясь под значительным влиянием народнической идеологии, многие земские врачи не поняли необходимости сочетания задач борьбы за здоровы народа с общеполитическими задачами борьбы пролетариата за свержение самодержавия.
В связи с ростом рабочего революционного движения в России 80—90-х годах в среде земских врачей произошла заметная дифференциация. Меньшинство примкнуло к пролетарскому движению, большинстве врачей превратилось в культурников. В проведении оздоровительных мероприятий они не опирались и в условиях царского режима не могли опираться на широкие массы трудящихся. Земскую медицину охарактеризовал Соловьев в 1914 г. в статье «Пятидесятилетие земской медицины».Указав, что путь земской медицины был тяжелым, изобилующим трениями и препонами, представлял «вечную войну в совершенно мирном деле» где «всюду каждый шаг вперед оплачен ценой долгих усилий, похожих на какую-то осаду».
Заключение:
.Формирование экспериментальной гигиены
Основоположниками гигиенической науки в Западной Европе были английский ученый Парке, издавший в 1857 г. большое руководство по гигиене, основанное на результатах физико-химического и бактериологического исследования факторов внешней среды, а также немецкий гигиенист Петтенкофер, заслугой которого явилось проведение многолетних лабораторных и статистических исследований, способствовавших превращению гигиены в точную науку. Особо важное значение имели исследования Петтенкофера в области вентиляции и отопления жилищ.
Весьма ценными оказались работы по физиологии и гигиене питания физиолога Фойта. Последователями Петтенкофера были Рубнер и Флюгге. Работы этих гигиенистов явились основой для разработки ряда гигиенических норм санитарной оценки воздуха, почвы, воды, жилища и одежды.
Быстрый расцвет бактериологии во второй половине XIX века, непосредственно связанный с периодом выдающихся открытий Луи Пастера (18221895), дал возможность применить в гигиене новые методы исследования для решения вопросов оздоровления жилищ, населенных мест и предупреждения заболеваний, в связи с чем быстро развиваются новые отрасли гигиены эпидемиология и санитарная бактериология [2].
Однако в своих исследованиях Петтенкофер и его последователи в Западной Европе не учитывали роли социальных факторов для гигиены, что повело к отрыву ее от жизни, приданию гигиеническим исследованиям узкотехнического направления.
5. Становление гигиены в России
История развития гигиены в России сравнительно мало изучена, но, согласно различным историческим источникам, еще в глубокой древности наши предки в проведении ряда санитарных мероприятий опережали другие народы. В древнейших памятниках русской письменности имеются указания на то, что при строительстве надо избегать низменных и болотистых участков, так как они опасны для здоровья. В одной из рукописей говорится: «И есть иные воды вредительнее нежели болотная».
При археологических раскопках в ряде древнерусских городов обнаружены остатки мостовых. Установлено, что деревянные мостовые в древнем Новгороде были построены в X XI веках, в Суздале в начале XII века. Деревянные мостовые имелись и в Москве. Между тем в Западной Европе мостовые появились лишь в 1369 г. в Нюрнберге и только в 1417 г. в Лондоне.
В рукописях X века имеются упоминания о водопроводе. При раскопках, произведенных в Новгороде, обнаружены остатки водопровода. Сложная система деревянных трубопроводов, по заключению ученых, была сооружена в конце XI века. Там же обнаружены остатки системы канализации. В Москве в XV веке также имелся самотечный водопровод. Водопроводы сооружались и в монастырях: в Соловецком монастыре и Троице-Сергиевой лавре в XVI веке. В древнерусских городах были широко распространены общественные бани.
Письменные памятники культуры Древней Руси летописи, законодательные акты, записи путешественников свидетельствуют о раннем развитии элементов санитарной культуры в нашей стране. Так, в «Домострое» (XV XVI век) сообщаются правила обработки и хранения пищи, говорится о режиме питания, стирке и смене белья. В Москве в XVII веке приставам были даны указания о надзоре за хлебопечением и продажей хлеба, что являлось элементом государственного санитарного надзора.
Еще в первом тысячелетии до нашей эры в древней Грузии, Азербайджане, Армении и Таджикистане строились бани и водопроводы, устанавливалось наблюдение за торговлей пищевыми продуктами и т. д. Весьма большое значение имела деятельность великого таджикского ученого Авиценны (9801037). Авиценна обессмертил свое имя многими замечательными произведениями и, прежде всего, «Каноном врачебной науки», в котором он уделил внимание вопросам гигиены. Большое гигиеническое значение имеют разделы «Канона» о болезнях и их прчинах. Авиценна высказал гениальную догадку о возможности распространения некоторых болезней через воду и воздух; на этом основании он рекомендует проветривать жилища и кипятить или фильтровать воду. Часть этого труда посвящена нормам поведения здорового человека. Здесь Авиценна уделяет большое внимание важности соблюдения правильного режима. Рациональное питание рассматривается им как важнейший фактор сохранения здоровья и восстановления сил во время болезни.
Хотя в ряде случаев в проведении санитарных мероприятий Русь опережала страны Западной Европы, общий уровень санитарной культуры в стране был крайне низок и в средние века на Руси свирепствовали эпидемии, не менее опустошительные, чем в Западной Европе.
В начале XVIII века возникла Российская империя, которая в результате преобразований Петра I стала могущественным государством. Петровская эпоха имела важное значение для развития санитарной культуры в России. Петр I сам руководил проведением многих санитарных мероприятий. Так, он собственноручно написал наставление о предохранении войск от болезней, а в 1717г. указ о постройке каменных мостовых в Кремле и Китай-городе. В 1737г. был издан указ сената о выделении в городах специальных объездчиков для надзора за санитарным благоустройством. В 1743г. дается «Наказ губернаторам и воеводам и их товарищам, по которому они должны поступать». В «Наказе» излагаются правила торговли пищевыми продуктами.
Труды М. В. Ломоносова, его философские и естественнонаучные взгляды отразились и на развитии русской медицины и гигиены. Идеи М. В. Ломоносова имели огромное влияние на виднейших деятелей этой эпохи С. Г. Зыбелина, Д. С. Самойловича и Н. М. Амбодика; которые в свою очередь оказали значительное воздействие на развитие гигиенической мысли и профилактического направления в русской медицине.