Анализ состояния территории Вьетнама, подвергшейся воздействию ядохимикатов с последующим уничтожением растительности, показал, что экологический баланс страны в существенной степени нарушился. Увеличились эрозии и кислотность почвы, уменьшилась ее проницаемость. Ядохимикаты нарушили микробиологический состав почвы, привели к неблагоприятным изменениям флоры и фауны. На вновь освоенных под сельскохозяйственное пользование ранее пораженных участках лесов отмечаются низкие и нестабильные урожаи. Из 150 видов птиц остались лишь 18. Почти полностью исчезли земноводные и даже насекомые, изменился состав рыб в реках.
Крайне тяжелы отдаленные последствия воздействия ядохимикатов на человека. Последний, даже не подвергшийся непосредственному химическому нападению, испытывает двоякие последствия: для него остается все меньше пищи, а та, которую он добывает, отравлена и вызывает в организме вредные изменения. Число жертв продолжает возрастать за счет отдаленных последствий.
Сильнодействующие ядовитые вещества. Быстрое развитие химической промышленности в мире сопровождалось резким увеличением масштабов производства и накоплением больших запасов сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) на химически опасных объектах. Согласно В.В. Довгуше (1995 г.), в странах СНГ наибольшее количество химически опасных объектов размещено в РФ (1487 — более 50%).
Запасы СДЯВ в СНГ, предназначенные для технологических целей, составляют более 1 млн т, в том числе хлора — более 50 тыс. т, аммиака — более 500 тыс. т, прочих СДЯВ — около 500 тыс. т. По данным штаба ГО СНГ, в случае выброса в атмосферу всех СДЯВ численность населения, попадающего в зоны опасного и чрезвычайно опасного заражения, составит около 65 млн человек (почти 25% населения СНГ). Прогнозируются возможные санитарные потери — около 7,5 млн человек в СНГ, в том числе в России — около 4,5 млн.
За 1985 — 1991 г. в СССР произошло более 240 химических аварий с СДЯВ, что составило около 30% всех техногенных аварий. При этом пострадало 2,3 тыс. человек, из них 105. погибли. Установлено, что до 50% аварий происходит при перевозке ядовитых веществ по железной дороге, остальные возникают на химически опасных объектах. Основными причинами таких аварий с серьезными экологическими последствиями являются неисправности технологического оборудования, емкостей и специальных цистерн, несоблюдение правил заправки и транспортировки СДЯВ (до 80%).
Наиболее часто отравления людей были вызваны аммиаком (до 25%), хлором (до 20%), кислотами (до 15%) и диоксидом серы (3%).
Необходимо подчеркнуть, что аварии на химически опасных объектах часто сопровождаются взрывами и пожарами, что в свою очередь вызывает образование новых высокотоксичных веществ в виде продуктов горения и разложения. Можно говорить о сопоставимости по наносимому ущербу и человеческим жертвам некоторых аварий и технологических катастроф и военных операций. Так, в результате атомной бомбардировки Нагасаки в 1945 г. совокупная численность убитых и раненых составила 140 тыс. человек, а вследствие утечки ядовитого газа на химическом заводе в Бхопале (Индия, 1984 г) — свыше 220 тысяч.
Указанная катастрофа произошла вследствие преступной небрежности обслуживающего персонала завода. Но история ныне располагает и примером попытки целенаправленного уничтожения экосистемы целого государства — Кувейта как средства ослабления противника во время войны в Персидском заливе (1990 — 1991 гг.). При отступлении иракцы взорвали большинство кувейтских нефтяных скважин, которых насчитывалось 1250. В результате этого примерно 1 млн т нефти (10% ежедневного мирового потребления) превращалось в дым. По данным специалистов, пожары в Кувейте ежесуточно извергали в атмосферу 50 тыс. т диоксида серы (главного компонента кислотных дождей), 100 тыс. т углерода в виде сажи и более 80 тыс. т углерода в виде диоксида. Дым распространялся на расстояние более 1000 км от Кувейта.
Специалисты отмечают, что пожары в Кувейте были самым интенсивным очагом горения за всю историю человечества. При этом образовалась загрязняющая облачность такой плотности, что водителям приходилось включать фары автомашин в дневное время. Дневная температура под облаками, прижимающимися к земле и закрывающими Солнце, оказалась ниже нормы на 10 0С, дожди темного цвета, выпавшие в Ираке, Кувейте и Саудовской Аравии, покрыли сельскохозяйственные культуры, водоемы и все прочее сажей, серной кислотой и другими вредными веществами. Происшедшее загрязнение природной среды значительно превысило самое сильное из зарегистрированных до сих пор загрязнений воздуха, отмеченное в Лондоне в 1952 г. Тогда за 11 дней из-за совместного воздействия дыма, который выделялся при горении угля, и густого ядовитого тумана погибло 4 тысячи человек.
Возникшие в воздухе высокотоксичные загрязнители (кислые аэрозоли, озон, канцерогенные летучие органические вещества и полиароматические углеводороды) явились причиной заболеваний дыхательной системы людей. Больницы Кувейта оказались переполненными пострадавшими. Смертность возросла во всех возрастных группах, но особенно высокой она была среди детей в возрасте от 1 года до 14 лет. От пожаров и разливов нефти сильно пострадали прибрежные мангровые заросли Е важнейший средообразующий компонент в тропическом климате. Экологи предсказывают, что облака дыма и копоти, пронесшиеся над южными регионами Азии, могут отрицательно повлиять на летние сезоны дождей. Вследствие этого свыше миллиарда людей в Азии постоянно будут недополучать продукты питания.
Так привычное для обихода вещество, каким является нефть, может превратиться по воле человека в биосферное оружие массового уничтожения.
Мощное отрицательное воздействие оказывают продукты разложения ВВ и компоненты ракетного топлива (КРТ). Уничтожением обычных боеприпасов методом подрыва (а по международным договорам под уничтожение с российской стороны попадает около 1 млн единиц боеприпасов) может быть нанесен огромный ущерб природе. В результате их подрыва, по оценке специалистов, в атмосферу выделится огромное количество вредных веществ, а содержание кислорода в воздухе снизится на территории порядка сотни тысяч км2.
Высокоточное оружие и его роль в ведении биосферной войны. В эру сложнейших технологических процессов и большой концентрации производства даже выборочные ракетно-бомбовые удары по наиболее уязвимым местам — промышленным объектам, хранилищам СДЯВ и т.п. могут нанести урон, сравнимый с последствиями ядерной катастрофы. Например, бомбардировки в 1943—1945 гг. Дрездена, Гамбурга, Токио привели в каждом из этих городов к жертвам, не меньшим, чем (с учетом последствий) атомные атаки на Хиросиму и Нагасаки. Крупные аварии на нефтеперерабатывающих заводах сопровождаются, как правило, сгоранием огромных масс нефтепродуктов и тепловыделением, равным ядерному взрыву мощностью 3— 5 килотонн (Л. Малышев, 1994 г.).
Ныне аналогичный эффект может вызвать использование даже в небольших масштабах высокоточного оружия. К нему относятся, например, крылатые ракеты морского базирования «Томагавк», тяжелые управляемые бомбы «Уоллай», крылатые ракеты «Слэм» (с вероятным отклонением не более 5 м), а также кассетное оружие и боеприпасы объемного взрыва. Они прошли испытания в ходе военного конфликта в Персидском заливе в 1991 г. При этом боевому воздействию подвергались не только войска, но и объекты атомной энергетики; заводы, выпускающие химическое, бактериологическое и обычное оружие, нефтепродукты; и хранилища. Так, в Багдаде (Ирак) в феврале 1991 г. был разрушен завод по производству бактериологического оружия. По городу начала распространяться неизвестная болезнь. В течение первых двух суток от нее скончалось 50 охранников предприятия, а еще 100 человек в тяжелом состоянии были доставлены в больницы. В ряде городов (Басра, Мосул, Тимрит) случаи необычных заболеваний принимали характер эпидемий. В марте того же года американская авиация разбомбила склады химического оружия Ирака, которые были расположены вдоль иракско-кувейтской границы. При этом образовалось ядовитое облако отравляющих веществ, накрывшее и воевавшие армии, и гражданское население. Ныне многие ветераны американской армии, находившиеся там, страдают от возникших вследствие этого заболеваний («Новая газета». 1998, № 8).
Согласно исследованиям американских ученых, повреждение высокоточным оружием внешних элементов АЭС (например, линий подачи силового питания на механизмы систем безопасности реактора) способно вызвать разрушение последнего и выброс наружу значительного количества радиоактивного топлива. Моделирование критической ситуации на примере хранилища радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива в г. Горлебене (Германия) выявило страшную картину: разрушение даже обычным боеприпасом систем теплоотвода от активной зоны реактора способно вызвать выброс до 90% радиоактивных элементов общей активностью около 140 млн кюри с заражением более 10 бэр территории протяженностью от 1500 до 2300 км и площадью от 237 до 410 тыс. км2, т.е. больше территории самой ФРГ.
Специалисты допускают, что при точном применении обычного боеприпаса (для сжатия тепловыделяющих элементов реактора в ограниченном объеме) возможен ядерный взрыв небольшой силы. В свою очередь, взрыв приведет к интенсивному выбросу компонентов отработанного топлива, которое даже после года работы в реакторе приобретает радиоактивность, в десятки раз превышающую первоначальный уровень.