Вышеизложенное приобретает особую актуальность, если учесть, что общая мощность АЭС в 2000 г. по некоторым оценкам достигла в европейской части бывшего СССР и европейских странах НАТО — 150 Вт/км2, а в США (без Аляски) — до 200 Вт/км2. Очевидно, что в таких условиях применение высокоточного оружия даже с обычной взрывчаткой способно вызывать крупные по масштабам производственные аварии и сопутствующие им вторичные поражающие факторы (взрывы, пожары, наводнения, радиоактивное и химическое заражение). Разрушение в случае военного конфликта или теракта ключевых элементов техносферы развитых стран приведет к необратимым изменениям как в природной среде, так и в их производственной инфраструктуре. Это стирает грани между последствиями применения обычного оружия и ядерного.
Таким образом, создание высокоточного оружия есть расширение средств ведения биосферной войны, а точнее, появление нового типа оружия массового поражения — техносферного.
2.2. Атмосферное (метеорологическое или климатическое) оружие
Атмосферное оружие основано на использовании средств воздействия на процессы, происходящие в газообразной оболочке Земли. Его подразделяют на метеомогическое, климатическое, озонное магнитосферное.
Метеорологическое оружие наиболее изучено и опробовано на практике. Применение его, в отличие от климатического, локально и краткосрочно. Провоцирование ливней, образование аводнений и затоплений территорий ля затруднения передвижения войск тяжелой техники, рассеивание облаков в районе бомбометания для обеспечения прицеливания по точечным целям - вот типичное применение етеорологического оружия. Для того гобы рассеять облачность, вызвав бильные осадки и наводнения, на тащади несколько тысяч квадратных ллометров достаточно рассеять около сотни килограмм йодистого серебра йодистого свинца. Для кучевого облака в неустойчивом состоянии - нетолько килограмм йодистого серебра. Другая область метеорологического оружия - изменение прозрачности лмосферы в районе боевых действий. Плохая погода часто используется для крытого сосредоточения сил или внезапного удара по другому, неожиданному для противника направлению. Для высокоточного оружия главным препятствием являются дым, туман и осадки. Недооценка уровня облачности привела к тому, что в ходе операции «Буря в пустыне» (Персидский алив, 1990-1991гг.) эффективность .виационных бомб с лазерным направлением вместо ожидаемых 90% составила 41-60%. Вместо принципа "одна цель - одна бомба" на одну цель применялось 3-4 боеприпаса. Особое начение прозрачность воздуха имеет з случае применения оружия массовового уничтожения: световое излучение в момент ядерного взрыва может быть уменьшено на 40-60%, если, в районе предполагаемой цели поддерживается плохая видимость. Таким образом, распыление туманообразующих веществ может стать в будущем одним из оборонных мероприятий.
Гражданское использование технологий метеорологического оружия широко - от противоградной службы до «разгона» облаков во время олимпийских игр и футбольных матчей.
Климатическое оружие предназначено для нарушения погодных процессов на территории страны-противника. Результатом его применения может стать изменение температурного режима, возникновение ураганных ветров, изменение количества осадков и многое-многое другое - за последние пятьдесят лет разработаны разнообразные механизмы воздействия на окружающую среду, и эффект от их применения комплексный.
Целью применения климатического оружия станет снижение сельскохозяйственного производства противника, ухудшение снабжения продовольствием населения, срыв экономических программ и, как следствие, могут быть достигнуты политические и экономические изменения без развязывания традиционной войны. Климатическое оружие станет ведущим при осуществлении широкомасштабных войн за плодородные территории, которые предрекают футуристы. В этом случае существование «золотого миллиарда» будет достигнуто из-за массовых потерь населения больших регионов.
Разработка различных средств воздействия на климат была наиболее интенсивна во время холодной войны, а стратегия применения климатического оружия против СССР весьма серьезно рассматривалась США в 70-ые годы. Показателен доклад ЦРУ «Потенциальные последствия тенденции в мировом населении, производства продовольствия и климате» 1975-го года. В докладе говорилось, что искусственное изменение климата в СССР, Китае и ряде слаборазвитых стран «предоставит США степень власти, которой доселе они никогда не обладали». Одна из особенностей климатического оружия в том, что при прочих равных условиях, из двух стран, применивших его, проигрывает страна с меньшим климатически-почвенным потенциалом, возможно поэтому климатическое оружие ни против СССР, ни против США так и не было применено.
Первым испытательным полигоном климатического оружия стал Индокитай. Тогда в ходе операции «Шпинат» во время войны во Вьетнаме США испытали широкий спектр оружия, влияющего на окружающую среду. Характерно, что эта операция была многоэтапной, четко спланированной, проводилась в условиях строжайшей секретности, которая полностью не снята до сегодняшнего дня. Первый этап характеризовался массовым применением средств уничтожения растительности и поражающих средств воздействия на животных и здоровье населения. На втором этапе изменялись погодные условия - ВВС США и ЦРУ только по официальным данным в период 1963-1972 годов в Индокитае провели 2658 операций по инициированию осадков. На третьем этапе производилось изменение литосферы и гидросферы, были инициированы крупные пожары.
Технологии климатического оружия разнообразны, однако основные - создание хемоакустических волн, изменение ионного состава атмосферы, введение в атмосферу и гидросферу специфических химических веществ.
Например, сокращение количества осадков достигается нанесением на водные поверхности субстанций, тормозящих испарение и образование кучевых облаков. В этом плане весьма чувствительна европейская часть России и Украина, поскольку четвертая часть поступающего сюда тепла приходится на сравнительно небольшую область в северной части Атлантического океана. Воздействие на формирование облачных массивов в этом районе или их обезвоживание способно привести к длительной засухе.
Распыление в верхних слоях атмосферы веществ, которые поглотят солнечный свет (и тем самым вызовут понижение температуры поверхности Земли) или поглотят тепло, излучаемое Землей (и вызовут нагрев поверхности) позволит осуществить глобальное изменение температуры. Понижение среднегодовой температуры всего на 1 градус в области средних широт будет катастрофичным, поскольку здесь производится основная масса зерна. Понижение на 4-5 градусов - приведет к постепенному оледенению всей поверхности океана, за исключением экваториальной области, а сухость атмосферы будет столь значительна, что ни о каком возделывании злаков на неолелепеъшых территориях не может что в будущем понижение температуры атмосферы с помощью рассеяния химических соединений будет использоваться как средство противодействия парниковому эффекту, подобные проекты разрабатываются, хотя панацеей, конечно, быть не могут.
Озонное оружие - это набор средств, разрушающих слой озона над выбранными районами территории противника. Сквозь образовавшиеся озоновые дыры проникает жесткое ультрафиолетовое излучение солнца с длиной волны около 3 мкм. Первым результатом воздействия этого оружия станет снижение продуктивности животных и сельскохозяйственных растений. Позже нарушение процессов в озоносфере приведет к понижению средней температуры и повышению влажности, что крайне опасно для регионов критического земледелия. Полное разрушение озонового слоя смертельно для всего живого.
Внешняя граница магнитосферы и верхняя граница ионосферы (области атмосферы в которой под воздействием радиации происходит ионизация воздуха) совпадают. Кроне того, озоновый слой является часть ионосферы. Воздействуя на ионосферу и магнитосферу, можно вызвать поражение живой силы противника, нарушение радиосвязи, выведение и строя вражеской техники, изменения розы ветров и катастрофические погодные события.
2.3.Бактериологическое оружие.
Биологическое (бактериологическое) оружие — оружие массового поражения, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств боевых биологических средств (ББС). В качестве последних выступают микроорганизмы (и извлекаемые из них инфекционные материалы), способные размножаться в организмах людей животных и растений и вызывать массовые заболевания. К ним относятся патогенные (болезнетворные) вирусы, бактерии, грибки, а также простейшие. ББС подразделяются на смертельные и выводящие из строя, контагиозные (поражающие при контакте) и неконтагиозные. Они могут применяться в виде жидких или сухих рецептур путем заражения приземного слоя воздуха биологическим аэрозолем, а также распространением зараженных переносчиков: насекомых, клещей, грызунов. Конкретно различают следующие виды ББС: 1) из класса бактерий — возбудители чумы, сибирской язвы, сапа, туляремии, холеры и др.; 2) класса вирусов — возбудители желтой лихорадки, натуральной оспы, различных видов энцефалитов и энцефаломиелитов, лихорадки Денге и др.; 3) из класса риккетсий — возбудители сыпного тифа, пятнистой лихорадки Скалистых гор, лихорадки цицигамуши и др.; 4) из класса грибков — возбудители бласто- микоза, кокцидиоидомикоза, гистоплазмоза и др.
Биологическое оружие — одно из самых жестоких по своим последствиям средств ведения воины. Применить его пыталась еще Германия в первую мировую войну путем заражения лошадей противника возбудителем сапа.
Несмотря на подписание большинством стран мира Конвенции 1972 г. запрещении разработки, испытаний и производства биологического и токсинного оружия, во многих зарубежных государствах продолжались исследования, запрещенные Конвенцией. Так, по данным медицинского информационного разведывательного центра СВ США, биологическое оружие продолжает распространяться, особенно в «третьих странах», и в настоящее время привлекает внимание лидеров более десятка государств, а также крупных международно-террористических организаций своей дешевизной, относительной доступностью и простотой разработки, высоким поражающим и сильным психологическим воздействием. Это обусловлено прежде всего тем, что Конвенция 1972 г. эффективного международного контроля все-таки не предусматривает. Кроме того, усложняется выявление скрытной наработок и биологических агентов, так как достаточно сложно определить предназначение (военное или гражданское) мощностей по их производству.