но-экономических отношений, ценностно-мировоззренческих ус-
тановок".
Отношение современного человека к природе недостаточно включается в сферу деятельности морального сознания. Долг не осознается как нравственный долг. Нанесение повсеместного ущерба природе не вызывает чувство вины. "Человек относится к природным существам как к низшим по сравнению с человеком и к природным явлениям как противостоящим общественным, культурным". Этот процесс отражает "все более и более глубокую осознаваемую зависимость, самого существования общества от сохранения определенного уровня состояния природы". С ростом возможностей преобразования окружающего мира у человека растет чувство ответственности за природную среду - ее сохранение и улучшение. Общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки, техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели. Сущность экологического сознания является отражением реально-практических отношений общества. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. "Экологическая культура - это совокупность определенных качественных уровней общественных материально-технических отношений людей к природе и друг к другу по поводу природы". Эти отношения включают в себя организацию и развитие процесса воспроизводства жизни людей. Процесс формирования и развития экологической культуры становится стимулом для духовной практической деятельности. Она, в свою очередь, направлена на преодоление кризиса, а в перспективе на гармонизацию отношений между обществом и природой.
Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому его надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего. Прежде чем стать государственным и общественным деятелем, человеку надо экологизироваться - то есть приобщиться к природе, к ее логике и тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Из этих начал произошли и наша духовность, и наш психологический и физиологический опыт приспособляемости к природе и к самому себе, и оттуда мы возьмем силы, чтобы выжить.
Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трех проблем:
- широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения
среды обитания;
- приобретение экологического подхода к организации эко-
номики и другим сферам жизни и деятельности общества;
- формирование экологического сознания.
Экологическая культура включает соответствующие идеалы и
ценности, нормы поведения, экологическую ответственность,
чувство "Гражданина планеты Земля".
Неправильно полагать, что сфера нравственно-экологической ответственности начинается и действует в рамках профессиональной морали. Бездумное отношение человека к природе в быту (на отдыхе, при потреблении "даров природы") ничуть не менее разрушительно и губительно, нежели целенаправленное производственное воздействие. Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется, глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали. Самое существенное в процессе экологизации морали - постепенная сложная перестройка сознания. При этом одним из важнейших моментов является нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье, детских и учебных учреждениях, во всей системе общества. Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть высокую роль в решении экологических проблем. Отсюда можно сделать вывод: без обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы, без переориентации духовной жизни невозможно обновление сложившихся экологических отношений, оздоровление обстановки на нашей планете в целом.