« Расстыкованность » разных осей социального прогресса приводит к поистине кризисной ситуации. Иными словами, перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической , социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась естественная гармония.
Осознав свою ответственность перед природой , общество постепенно
выработало целую систему религиозных запретов и государственных зако –
нов, регулирующих отношение человека с окружающей средой . Известно , что многие первобытные племена карали нарушителей таких запретов не - медленной смертью . Такая же участь ожидала и тех , кто убивал животных больше , чем это было необходимо для пропитания . Нужно отдать должное народам древних государств Азии , которые первыми стали разрабатывать указы об охране животного и растительного мира . Считают , например ,что монголы загибали носки своих сапог для того , чтобы не повредить травя – ной покров степей .
Работы Декарта и Бэкона положили начало тенденции ,характерной для классического естествознания , обоснования всемогущей роли челове – ческого разума как основного орудия познания и покорения природы . Че- ловечество , постепенно освобождаясь от гнёта природных уз и от сковы - вающего инициативу влияния авторитетов , устами этих двух мыслителей заявило о своей уникальности в системе природы и о безграничных своих возможностях в предстоящем процессе освоения её богатств. Ф.Бэкон боль-шое внимание уделял разработке путей освобождения человеческого разу – ма от опеки догм и авторитетов (идолов), приближал время его « совершен – ствования » , за которым должно последовать « улучшение положения человека и расширение его власти над природой » (4). Он призывал людей оставить взаимные распри и объединить свои усилия для захвата « штур – мом неприступных крепостей » природы (3) .
Р.Декарт основной своей задачей считал создание « практической » философии , при « помощи которой , зная силу и действие огня , воды ,воз – духа, звёзд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчётливо ,как мы знаем различные занятия наших ремесленников , мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений и тем самым сделать хозяевами и господами природы » (10).
Таким образом , обобщая все вышесказанное , можно отметить две тенденции в развитии взаимоотношений между человеком и природой :
1) начиная с далёкого прошлого , мера господства человека над при-
родой постоянно расширяется , ускоряющимися темпами увеличивается состав веществ и энергий, вовлекаемых в сферу производительного труда, а современная научно-техническая революция открывает перспективу абсо –лютной власти человека над природными процессами в планетарном масш - табе ,
2) неуклонно нарастает дисгармония в отношениях между человеком и природой. Каждая качественно новая ступень в деле овладения силами природы оказывается « прогрессом » и в деле разрушения естественного базиса человеческого существования. Следствием этих тенденций стало возникновение экологии - учения о взаимоотношении организмов с окру-
жающей средой на различных уровнях организации живого.
2.Сущность экологической проблемы.
Последние десятилетия , на которые приходится развитие НТР, принес- ли человечеству небывалое прогрессивное изменение его производительных сил, но и столь же небывалое обострение экологической проблемы , застав - ляющей всерьёз задуматься о пределах исчерпаемости природных ресурсов и возможностях восстановительных процессов природы противостоять сти - хийным последствиям человеческой деятельности. Однако вызывает ли сам по себе научно –технический прогресс и применение его достижений разрушение природной среды , истощение природных ресурсов и ухудшение условий человеческого существования ? Одним словом : в чём же сущность экологической проблемы , какие реальные вопросы она ставит перед чело - вечеством , каковы пути её теоретического и практического решения ? Чем же обеспечивается диалектически противоречивое единство во взаимо-действии общества и природы, человека и среды его обитания - эта пред - посылка и условие жинедеятельности человека ? К.Маркс дал ответ на этот вопрос : оно обеспечивается материальным производством . « Труд есть пре- жде всего процесс , совершающийся между человеком и природой ,процесс , в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует . регули- рует и контролирует обмен веществ между собой и природой » ( 16). Именно благодаря этому обмену веществ достигается единство человека и природы , её преобразование и приспособление её к потребностям человека, создание « второй природы» - искусственной среды обитания человека , обу – словленной особенностями его культуры и социальной организации .
С точки зрения марксизма принципиальным является то обстоятель - ство ,что взаимодействие общества и природы носит исторический харак –
тер , что формы и масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития . Так , критикуя тех естествоиспытателей , которые считали ,что «только природа действует на человека » и « только природные условия определяют повсюду его историческое развитие », Ф.Энгельс в своё время отмечал , что подобная точка зрения « страдает односторонностью и забывает , что и человек воздействует обратно на при - роду , изменяя её , создаёт себе новые условия существования » (15).
Материальное производство , деятельность человека выступают как мощный фактор, воздействующий на среду его обитания не только в пози-
тивном , но и в негативном плане. Экология человека , его взаимодействие с окружающей средой становятся поэтому существенной проблемой , имею- щей и самостоятельное значение , причём ключ к её решению , лежит в анализе социальных факторов и в учёте особенностей производства , обу - словленного этими факторами .
Для философского анализа экологической проблемы характерно выявление её связей с различными сторонами общественного бытия и об - ращение к вопросам большого социального и гуманистического звучания.
Кроме чисто научного ( познавательного ) и технологического , а также со- циально-экономического , политического ( в том числе международно-право-
вого) аспектов, необходимо учитывать также большое значение социальных , культурных , идеологических ,этико-гуманистических., эстетических аспектов экологической проблемы , которые и образуют её содержание как проблемы комплексной .
3. Методологические аспекты современной экологии .
3.1. Основные понятия экологии .
ЭКОЛОГИЯ - одна из сравнительно молодых дисциплин . Термин - « экология » был введён в употребление в 1866 г. Эрнстом Геккелем для обо- значения науки , изучающей отношения организмов и их популяций друг с
другом и с окружающей средой , к которой он отнёс все условия сущест - вования в широком смысле слова. Само слово « экология» состоит из двух греческих слов ( oikos - дом , logos – наука ) (2). За столетний период развития и в особенности за несколько последних десятилетий значительно расшири-лся объём экологических исследований , появились методы управления эко-логическими системами .
При современном понимании экология относится к числу фунда - ментальных подразделений биологии , изучающей надорганизменный уровень организации . Всем уровням организации жизни ( ген, клетка,орган, организм, популяция и сообщество ) соответствуют известные биологические системы (генетические и клеточные системы , системы органов , системы организмов, популяционные системы и экологические системы ). Объектом экологии являются системы организмов , популяционные системы и экологические системы (экосистемы ) ,причём каждая из этих групп анализируется как сис - тема живых организмов , взаимодействующих друг с другом и со средой их обитания и составляющих такое единство(систему) , в пределах которого осу- ществляется процесс трансформации энергии и органического вещества (22).
ЭКОСИСТЕМА - это единство , включающее все организмы на дан- ном участке территории и взаимодействующее с физической средой таким образом , что поток энергии создаёт чётко определённую трофическую струк- туру, видовое разнообразие и круговорот веществ. Не детализируя всей струк- туры экосистемы , можно подчеркнуть , что чаще всего зелёные растения (продуценты) из воды и углекислого газа , используя солнечную энергию и питательные элементы , производят органическое вещество , которое в качестве пищи используется травоядными ( консументы I – го порядка ), в свою очередь являющихся пищей для плотоядных , хищников (консумен- ты 2- го порядка). Органические остатки в экосистеме редуцентами опять превращаются в минеральные вещества . Понятие экосистемы очень широ- кое и не её величина , а функциональное единство компонентов, проявляю- щееся через наличие взаимоотношений , взаимозависимости и причинно - следственных связей , определяет основные параметры экосистем (19).
Каково место человека в экосистемах ? Человек среди видов живых организмов по своим функциям является консументом 1 –го и 2 –го поряд - ков . т.к. в качестве пищи использует продукцию как растительного , так и животного происхождения . Но главная особенность человека и его связей с развитием экосистемы Земли на современном этапе - влияние особого вида деятельности – антропогенной производственной деятельности , которая по мере своего роста всё больше преобразовывает природные экосистемы и условия их функционирования ( 20 ).
Понятие « окружающая среда » порой путают с понятиями « окружаю- щий мир » , « среда обитания » , « природная среда », « культурная среда » . Поэтому методологически важно подчеркнуть , что ныне определилось чёт - кое научное содержание указанного понятия , обозначающего динамичный результат исторически развивающегося практического взаимодействия чело- веческих сообществ с природой Земли : совокупность материальных взаимо- связей.